Изображение бога осириса. Осирис - бог Древнего Египта

Изображение бога осириса. Осирис - бог Древнего Египта

Осирис — царь Египта. Были это очень давно, уже после того как покинул бог Ра землю и вознесся на небо. Не умели ещё египтяне разводить скот, возделывать поля, собирать урожай, не знали, как лечить самые простые болезни. Люди враждовали, между ними то и дело случались кровопролитные схватки.

Но вот царем Египта стал Осирис. Он призвал бога мудрости Тота и с его помощью научил египтян сеять злаки, разводить виноград, выпекать хлеб, готовить пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото, лечить болезни, строить жилища, дворцы, храмы, читать и писать, заниматься астрономией (изучением звезд), математикой и другими науками. Он научил людей законам и справедливости. Это было счастливое время, «золотой» век в жизни Египта.

Саркофаг Сета. Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Потом у них родился второй сын — Сет, злой бог пустыни. Осирис как старший стал правителем Египта, чему Сет очень завидовал. Он сам так сильно хотел править страной и людьми, что задумал хитростью погубить старшего брата. Замыслили он против Осириса заговор, и помогали ему в этом 72 демона. Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет сумел воспользоваться случаем. Тайком измерив тело Осириса, он приказал по этой мерке изготовить саркофаг, украсить его золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот саркофаг Сет принес на пир богов. Все пришли в восторг от такой замечательной вещи; каждому захотелось стать ее обладателем.

Сет приводит злой замысел в исполнение. Сет, как бы в шутку, предложил участникам пира по очереди лечь в саркофаг — кому он придется впору, тому и достанется. Все начали примериваться, но саркофаг никому не подходил. Осирис, ни о чем не подозревая, наблюдал за происходящим. Богатство его не интересовало, и он вряд ли стал бы ложиться в саркофаг только для того, чтобы его заполучить. Однако Осирису не хотелось обидеть брата. Он подошел к саркофагу, лег в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, задвинули засов, залили свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны отнесли его к городу Библ и там выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом этот ствол срубили по приказу царя Библа и сделали из него колонну для царского дворца.

Исида ищет тело мужа. Исида, преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Плакала она и причитала:

«Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, Сердце мое пылает от долгой разлуки с тобой. О владыка, отошедший в края безмолвия, Вернись к нам в прежнем твоем облике».


Мумия Осириса, приготовленная
к погребению Анубисом

Обезумев от горя, она шла и шла, расспрашивая всех, кого встречала, не видели ли они Осириса и, наконец, узнала, что саркофаг с телом ее мужа прибило к морскому берегу у города Библа. Исида отправилась туда. Никто в Библе не узнал, что она богиня и пошла она во дворец работать служанкою. Служила она царице Библа, нянчила ее маленького сына. А по ночам, когда все спали, клала она царского сына в огонь и произносила заклинания, чтобы сделать его бессмертным. Но однажды увидела это царица Библа и закричала от страха. Разрушил этот крик чары Исиды, и не смогла она сделать царевича бессмертным. Назвала Исида свое настоящее имя, разрубила колонну, достала из нее саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила и, прикрыв его ветками так, чтобы не было видно, пошла к своей сестре, вместе с которой хотела оплакать Осириса и похоронить с почестями.

Богиня Исида
и бог Гор

Тем временем на охоту вышел Сет. Любил он охотиться по ночам при луне. Злодей наткнулся на саркофаг, удивился, увидев тело своего несчастного брата, разрубил его на куски и разбросал их по всему Египту. Вскоре вернулись сестры, открыли саркофаг, а он — пуст. Горю Исиды не было предела, двенадцать дней она искала останки своего мужа, пока не нашла их и не похоронила. А там, где находила она части тела Осирис, ставила она каменную стелу, и от этого пошло в Египте почитание Осириса.

У Исиды рождается Гор, будущий мститель. Потом Исида ушла в болота дельты, чтобы скрыться от преследований коварного Сета. Там у нее родился сын Гор. Ей удалось вскормить и спасти младенца. Однажды, когда Гор остался один, его укусила ядовитая змея. Вернувшись, Исида увидела бездыханное тело своего маленького сына. Несчастная мать подняла страшный крик, умоляя богов и людей прийти ей на помощь. Бог мудрости Тот успокоил ее и своими чудодейственными заклинаниями исцелил малыша.

Гор вырос, возмужал и решил отомстить за смерть отца.

Одним из самых авторитетных и известных божеств на берегах Нила считался бог Египта Осирис. По-египетски его имя звучит как Узир, а по-латински произносится как Озирис. Мы же используем древнегреческую интерпретацию данного имени. Это могущественное мифологическое существо считалось царём подземного мира мёртвых, судьёй над душами усопших, а также богом воскрешения и возрождения.

Бог Осирис сидит на троне, за ним стоит жена Исида, а далее крайняя слева сестра Нефтида. Справа сидит чудовище Амат, а за ним стоит бог мудрости Тот с головой ибиса

Древние египтяне полагали, что смерть является не концом, а переходом в иную жизнь. Умирает только тело, а находящаяся в нём жизненная сила освобождается и продолжает существовать в ином мире, где властвует Осирис. Именно он воскрешает и возрождает умерших и даёт достойным вечное счастье и блаженство. Помимо этого, могущественный бог отвечает за растительный мир. Благодаря ему, существуют плодородные разливы Нила и растут растения. Отсюда понятна огромная важность этого божества для древних египтян.

В соответствии с мифологией Осирис приходился старшим сыном богу земли Гебу и богине неба Нут . У него были две сестры – Исида и Нефтида и младший брат Сет. Женился он на своей сестре Исиде, а Сет связал себя узами брака с Нефтидой. После того как Геб ушёл на покой, власть на земле перешла к Осирису. Он стал четвёртым из богов, царствовавших на берегах Нила. Первым был Ра, затем его сын Шу, после него внук Геб, а правнук стал предпоследним божеством, повелевавшим людьми напрямую. Последним у древних египтян считался сын Осириса Гор. После него власть перешла к фараонам.

Сыном Осириса также считался проводник в царство мёртвых Анубис. Но родила его не Исида, а Нефтида. Изменив мужу Сету, она испугалась его гнева и выбросила ребёнка в камыши. Там его нашла Исида, воспитала и отправила проводником в царство мёртвых. А вот рождению Гора предшествовала довольно печальная история.

Правление бога Осириса на берегах Нила было таким успешным, что вызвало зависть у его брата Сета. Тот правил далёкой южной частью страны, где вместо плодородных земель простирались одни красные пески. И Сет убил Осириса, разрубил его тело на 14 кусков, разбросал их по Египту и объявил себя правителем чёрных (плодородных) земель.

Жена убитого Исида нашла и собрала вместе куски тела мужа. Затем она призвала Анубиса, и тот сделал из изуродованных останков мумию. Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и зачала от неё Гора. Когда тот родился и вырос, то вступил в битву с жестоким и коварным Сетом. После 80 лет непрерывных сражений Сет был побеждён. После этого собрались все боги Египта и признали Гора владыкой чёрных земель. Сет же вновь отправился на далёкий юг повелевать красной пустыней.

Во время одного из сражений с Сетом Гор потерял свой левый глаз. Его подобрал Анубис и закопал в землю. И вот после победы пришла пора воспользоваться левым глазом. Гор его выкопал, вдохнул жизнь, и глаз превратился в волшебное око. Его дали съесть мумии, и та трансформировалась в живого Осириса. Но оживший бог Египта Осирис не стал претендовать на власть в мире живых. Он отправился править царством мёртвых, а на берегах Нила остался повелевать его сын Гор.

Первые упоминания об Осирисе появились в середине правления пятой династии фараонов (Древнее царство – 2700-2180 гг. до н. э.), то есть уже после строительства Великих пирамид. В то же время египтологи полагают, что этому богу поклонялись гораздо раньше, ещё во времена первой династии. Просто большая часть информации об Осирисе была найдена в текстах пирамид, принадлежащих пятой династии.

Вначале древние тексты описывали загробную жизнь, как вечное путешествие с богом солнца среди звёзд. В начале правления четвёртой династии была распространена фраза: «Приношение, которое даёт царь и Анубис». А вот в конце правления пятой династии во всех гробницах стали писать: «Приношение, которое даёт царь и Осирис».

Осирис сидит на троне справа, а слева бог Гор с головой сокола ведёт к нему на суд умершего

Изображали бога Египта Осириса в виде человека с зелёным лицом и такого же цвета кистями рук, одетого в белые одежды. Его голову венчала белая корона Верхнего Египта, но с добавлением двух страусовых перьев по бокам. В руках божество держало скипетр (короткий жезл) и цеп (подвижно связанные палки) – атрибуты царской власти.

Центр поклонения этому божеству находился в дельте Нила . Это религиозный центр Джеду (по-древнегречески Бусирис). Помимо этого, большой культовый центр находился в городе Абидосе со времён Древнего царства. Почитание бога воскрешения и возрождения продолжалось вплоть до VI века нашей эры на острове Филы, где, согласно мифам, располагалось место погребения Осириса.

Остров считался священным, и на нём жили только жрецы. Он даже имел эпитет «недоступный». В IV веке нашей эры все языческие храмы на территории Египта подверглись разрушению, так как на смену язычеству пришло христианство. И только храмовый комплекс на острове Филы остался нетронутым. Лишь через 200 лет христиане осмелились явиться на недоступный остов, и подвергли разрушению последний оставшийся очаг язычества. На этом история бога Египта Осириса закончилась.

Периодически Осирис изображался в виде быка или человека с бычьей головой.

Согласно источникам (древнеегипетским текстам) и повествованию Плутарха, Осирис был старшим сыном бога Геба и богини Нут, супругом и родным братом Изиды , братом Сета и Нефтиды, отцом Анубиса и Гора . По счету он был четвертым из богов, которые царствовали на земле еще с изначальных времен. Унаследовал он свою власть от прадедушки Атума Ра , дедушки Шу и своего отца Геба. Гробница Осириса была расположена в городе Абидос.

Царствуя над всем Египтом, Осирис обучил людей земледелию, виноделию и выращиванию плодовых деревьев, но был коварно убит своим братом, богом Сетом, который желал править в Египте вместо него.

Сет – это злобный бог пустыни, он мечтал погубить брата Осириса и смастерил саркофаг по мерке брата. Устроив пир, он пригласил на него Осириса и объявил, что саркофаг – это подарок тому, кому он идеально подойдет. В тот момент, когда Осирис лег в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, налили в саркофаг раскаленный свинец и выбросили в воды Нила. Жена и сестра Осириса , Изида, нашла труп и стала его оплакивать вместе с Нефтидой. Атум Ра сжалился над ней и послал ей божественного шакала Анубиса, который собрал части Осириса , забальзамировал и запеленал тело. Исида приняла облик соколицы и опустилась на тело супруга. Чудесным образом зачав от него, она родила могущественного бога Гора.

Гор был рожден с единственной целью – отомстить за смерть отца. В то же время он также считает, что он единственный, кто достоин занять трон отца.

После длительной судебной тяжбы Гор был признан законным наследником Осириса и вступил на царствование. Он воскресил отца Осириса , дав ему проглотить Око. Однако Осирис решил не возвращаться на землю и остался царствовать в загробном мире, предоставляя царство живых в полное распоряжение сыну.

Собрав воедино в себе все разнообразные времена, культы царя, воскресающего бога, реки Нил, луны, быка, загробного судьи, мифы и легенды об Осирисе впитали в себя все представления ряда последовательных стадий развития общества в Древнем Египте.

Корнями миф об Осирисе уходит глубоко в века родового строя, из обрядов и представлений которого со временем развиваются характерные черты культа данного бога: царский культ, культ воскрешения, производительных природных сил.

Корона, которая изображается на голове Осириса , сделана из папируса, также как и его священная ладья. Его символ Джед состоит их связок тростника, которые вставлены друг в друга. Впоследствии, Осирис всегда изображается с каким-то растением: пред его троном из пруда растет прекрасный лотос или деревья, обвитые виноградной лозой. Также обвитым лозой изображается и весь балдахин над троном.

Таким же образом украшается гробница Осириса – в ней обязательно есть зелень: то рядышком произрастает дерево, на котором располагается душа Осириса в образе феникса, то дерево прорастает сквозь гробницу, аккуратно обвив ее своими корнями, а бывает, что и из самой гробницы растут четыре различных дерева.

Осирис

Осирис (Озирис) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха (ок. 45 — ок. 127 — древнегреческий философ, биограф, моралист), Осирис был старшим сыном бога земли и богини неба , братом и мужем , братом , отцом и . Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда , деда и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мёртвых, предоставляя Гору править царством живых.

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед (предмет древнеегипетского культа, символизировавший позвоночник Осириса) состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.

Осирис и Анубис

В Цикле Осириса был сыном Осириса и . Жена Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.

До появления культа Осириса Анубис являлся главным божеством Запада. С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

Анубис являлся богом Дуата, его правителем и судьёй душ умерших до конца Старого Царства. Позже функции правителя и главного бога Дуата переходят к Осирису. Анубис же становится богом некрополей и погребальных мистерий. На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых Анубис помогает судить души умерших.


Осирис - сын бога земли Геба и богини неба Нут. Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние египтяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, говорится: «Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов».

Прежде всего Осирис - покровитель и защитник людей. Он стал первым царем Египта, научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам.

Но, кроме того, Осирис почитался богом растительности, производительных сил природы. В посвященных ему храмах устанавливали деревянную раму повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной «тело Осириса» прорастало молодыми всходами.

Осирис был также владыкой загробного мира, справедливым и беспристрастным судьей умерших.

Миф об Осирисе, его верной жене Исиде и злом брате Сете - один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев (1868-1920) назвал его «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян».

У Осириса был брат, злой и коварный Сет. который завидовал Осирису и решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Все гости на пиру, будучи сообщниками Сета, стали громко восхищаться коробом. Сет сказал, что подарит короб тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому, кроме Осириса, он не был впору. Когда Осирис лег в короб, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду.

Жена Осириса, Исида, узнав о гибели мужа, отправилась ни поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для украшения своего дворца колонну.

Исида достигла города Библа, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лобке в дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа.

... Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах, Небо смешалось с землей, тень легли на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки, Сердце мое горит, потому что стеною Отгородился ты от меня...

(Перевод Анны Ахматовой)

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете. И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.

Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом - она собрала его тело воедино и сказала: «О светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!»

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына - Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.

А Осирис ушел в загробный мир, став его владыкой и судьей над умершими.

Сет убил своего брата Осириса, бога земли и произрастания. Но тот был воскрешен и воцарился в загробном мире, став повелителем гробниц и мертвых, владыкой потустороннего и предвестником воскресения всего рода людского.

Как мертвого царя и царя умерших, Осириса особенно почитали в Древнем Египте. Любовь Исиды, его сестры-паредры, спасла Осириса, и он ожил. Этот бог воплощает возрождение. Благодаря ему, каждый человек, прошедший страшный суд, обретет новую жизнь. И перед именами тех, кто будет провозглашен «оправданным» на этом суде, появится имя «Осирис». Осирис - бог Спасения, поэтому больше всего в нем нуждаются именно люди!

Изображения Осириса

Осирис - антропоморфный бог, то есть бог с внешностью человека. Кроме того, белый саван, в который он закутан, уподобляет его мумии. Это знак загробного мира, которым правит Осирис. Этого бога всегда изображали в статичной позе: чаще всего стоящим, реже - сидящим и никогда - идущим. Иногда рядом с ним появляются его сестры, Исида и Нефтида.

Порой встречаются также изобра-жения лежащего Осириса. Это отсылка к мифу об Осирисе плодоносящем, о котором мы расскажем подробнее в следующей статье.

Часто перед Осирисом изображали принесенное ему в жертву животное.

Осирис всегда увенчан короной. Мифы говорят о том, что он был пер-вым царем Египта. В руках он держит символы власти - плеть и скипетр. Осирис, его сестра и супруга Исида и сын Гор составляют главную священную семью египетского пантеона: бог, богиня и божественный младенец.

Бог обновления

Кожа Осириса зеленая или черная. Черный цвет в Египте не считался знаком траура. Это цвет возрождения, цвет новой жизни, так же, как зеленый. И поскольку смерть - это путь в новый мир, Осириса всегда сопровождают растения. Это лотос, виноградная лоза или дерево. Корона Осириса - сноп пшеницы, ладья сделана из папируса, а джед - из связок тростника.

Мифы об Осирисе

История Осириса - история бога, но при этом очень человеческая. Она полна обещаний для людей, которые обречены на смерть. Это и любовная история, в центре которой - супруга бога, Исида. И хотя мифы об Осирисе повествуют в основном о загробном мире, царем которого он является, этот бог воплощает жизнь и возрождение.

Миф об Осирисе начинается рассказом о боге Ра, который породил божественную чету, Шу и Тефнут. От их союза родились Геб, воплощение земли, и Нут, воплощение неба. Они так привязались друг к другу, что казалось невозможным их разлучить. Ничто больше не разделяло небо и землю, и Ра (солнце) не мог больше путешествовать по небосводу. Это бунт против власти бога богов! Шу сумел оторвать дочь от супруга, и в освободившееся пространство проникли воздух, вода и солнце. Но Ра решил наказать влюбленных за их беспечность.

Зная, что Нут понесла в своем чреве пятерых младенцев, Ра постановил, что дети не смогут родиться ни в один из двенадцати месяцев года!

Непростое рождение

Бог Тот восстал против жестокого решения. Он отправился к Луне и выиграл у нее пять дополнительных дней, которые добавились в календаре к концу года (это были эпагомены, «дополнительные» дни). Осирис родился самым первым из пятерых младенцев, поэтому ему посвящен первый из этих дней. Затем на свет появились его братья и сестры: Гор, Сет (будущий убийца бога), Нефтида и Исида (его будущая супруга).

Вскоре Осирис обрел царскую власть над миром и фараоны первых династий посвятили ему культ. «Едва став царем мира, он немедленно вывел египтян из состояния диких зверей и помог им в их нуждах, показав, как возделывать землю, дав им законы и научив почитать богов. А затем он обошел весь мир, чтобы приобщить его к культуре». Так древние тексты описывают начало правления этого царя-бога.

Семья осириса

Миф о сотворении мира, распространенный в Гелиополе, городе бога Ра, говорит, что Осирис - сын Геба (Земли) и Нут (Неба). Он появился на свет благодаря вмешательству Тота, бога времени и счета, вместе с Сетом, Исидой, Нефтидой и Гором. Но в божественной семье не все было ладно. Осирис открыто враждовал со своим братом Сетом. Отношения с Исидой тоже были непростыми: бог пожелал быть не только ее братом, но и супругом.

Сет, ревнивый брат

Но любовь и почести, которые люди воздавали Осирису за его благодеяния, вызвали зависть и ревность других богов, и в первую очередь у его брата Сета. Чтобы избавиться от Осириса, Сет замыслил коварный план. Легенда гласит, что бог втайне измерил рост своего брата. Потом по этим меркам он сделал великолепный, богато украшенный деревянный сундук. Вечером Сет принес его на пир и в шутку пообещал, что подарит сундук тому, кому он придется впору. Сначала попытались все присутствующие... Когда же подошла очередь Осириса, тот легко улегся внутрь. И тогда помощники Сета, подбежав, быстро заколотили сундук и бросили его в Нил. Именно в этот момент в действие вступает Исида, сестра и супруга Осириса. И начинаются поиски Осириса.

Расчленение Осириса

Вариант мифа об убийстве Осириса, совершенном его братом Сетом, «Расчленение Осириса» стал основой культа этого бога. Сет, обнаруживший тайник, где Исида спрятала тело своего покойного брата и мужа, немедленно разрубил Осириса на 14 кусков, которые разбросал в 4 концах Египта. Поиски Исиды были долгими, она решила, что каждый кусок будет погребен в том месте, где был найден. Эта легенда объясняет то, что мощи Осириса хранились в разных храмах. Так, в главном его святилище, в Абидосе, хранилась голова бога.

Поиски Осириса

Миф о поисках Осириса имеет несколько вариантов. В одном из них говорится, что Исида и Нефтида отправились за телом Осириса и вскоре нашли его на берегу Нила.

В другом, который обычно называют «Расчленение Осириса», Исида обнаружила тело своего супруга намного дальше, в финикийском городе Библ (в современном Ливане). Она привезла его обратно в Египет и спрятала. Но Сет, узнав об этом тайнике, расчленил тело и разбросал его части в разные стороны. Тогда две сестры воззвали в поминальном плаче к богам, умоляя Ра, Тота и Анубиса внять их просьбам и оживить бога.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына — Гора. Появившись на свет, маленький Гор не преминул отомстить Сету за отца. А Осирис, воскрешенный безграничной любовью своей жены, стал повелителем ночи и всего потустороннего, воцарившись в загробном мире. Власть над днем и миром живых он оставил богу Ра.

Культ Осириса

Как это часто случается в древних верованиях, образ Осириса появился в результате слияния культов местных божеств. Исследователи полагают, что одним из них был Анджети из Бусириса, а другим - Хентаментиу из Абидоса. Именно в этих двух городах Осириса почитали более всего.

От Андженти, вероятно, происходит царская власть Осириса (которую он никогда не потеряет). А от второго божества он получил титул «владыки Запада», то есть повелителя мертвых. Осирису, как богу погребальных ритуалов и владыке загробного мира, единодушно поклонялись все египтяне. Воодушевление, с которым его прославляли, объясняется тем, что именно Осирис представлялся последним судией людей. Этот новый бог-друг, несомненно, стоит двух старых, ведь именно с ним предстоит встретиться на пороге новой жизни!

Абидос: город Осириса


Фараоны всех династий, включая самые первые, благосклонно относились к Абидосу, ведь он был городом Хентаментиу, предшественника Осириса. Здесь хоронили представителей I и II династии. К периоду правления V и VI династий Хентаментиу был постепенно отождествлен с Осирисом Нижнего Египта. Именно тогда культ приобрел впечатляющие масштабы. В эпоху Среднего царства Абидос стал очень популярным местом поклонения. Сюда приходили паломники со всего Египта, к тому же жрецы объявили, что в городе хранится голова бога. Многие египтяне стремились умилостивить Осириса, особенно при наступлении старости. Они возводили маленькие кирпичные кенотафы (погребальные памятники) и каменные стелы между храмом Осириса и традиционными некрополями.

Первоначально этот храм был посвящен Хентаментиу, но со времен XII династии стал святилищем Осириса. Это древнее здание построено из кирпичей. Только обрамления оконных и дверных проемов были сделаны из камня. Это объясняет почти полное исчезновение руин святилища. Из-за веры в мистическое присутствие бога, многие фараоны возводили свои погребальные храмы в Абидосе. Первым из них стал храм Сесостриса III.

Любое погребение - часть культа Осириса

Исида зачала Гора, который родился уже после смерти Осириса и стал его наследником. Гор неустанно сражался против своего дяди Сета, чтобы восстановить свои права на престол. Но в их борьбу вмешался небесный суд, и боги приняли Гора в свой круг. По аналогии каждый царствующий фараон при жизни отождествляется с Гором. Умирая, он становится Осирисом.

Однако простые смертные обрели надежду на новую жизнь только в эпоху Среднего царства, как пишет египтолог Серж Сонерон (IFAO): «Накануне Среднего царства все умершие стали считаться Осирисами, и таким образом человечество, которое некогда могло участвовать в покорении небес только опосредованно, через усопшего владыку, воплощавшего смутный и безликий собирательный образ своего народа, получило возможность последовать за Осирисом в потусторонний мир, демократично открывшийся для всех». Что значит быть Осирисом? Его жизненный путь и любовь супруги, Исиды, делают этого бога близким и понятным каждому египтянину. Открыв путь к новой жизни, Осирис даровал людям ключ к новому царству - загробному миру. Поэтому к Осирису обращаются во время различных этапов ритуала погребения: во время бальзамирования, обрядового открытия рта (который возвращает дыхание умершему), в ходе процессии и т. д. Все усопшие и забальзамированные фараоны изображают Осириса: они завернуты в белый саван, увенчаны короной атеф, держат в руках божественные символы власти. О новой роли фараона оповещают и росписи в их гробницах.

Символы власти, которые держит в руках Осирис, в первую очередь напоминают о том, что этот бог - основатель египетского царства, но происхождение их понятно простому народу. Загнутый на конце скипетр хека, Магический жезл (слово хека означает «магия»), по форме схож с пастушеским посохом. Афлагеллум (или нехех) напоминает плеть, использовавшуюся для сбора ладана. Корона атеф символизирует плодородие земель Египта. Ее очертания похожи на стянутые вверху колосья снопа пшеницы. Это указывает на то, что Осирис, по преданию, научил людей возделывать землю. Два пера (вероятно, страусиных) по бокам головного убора говорят о высочайшем ранге бога. Осирис - божество, воплощающее земледелие и скотоводство, лежавших в основе древнеегипетской цивилизации.

Празднества мемфиса

В Мемфисе справлялся уникальный праздник в честь Осириса: «возведение колонны джед». Этот ритуал связывал Осириса с царской властью, которую он наделял божественной силой. Накануне коронации и в дни юбилеев сам фараон руководил установкой монументальной колонны джед, символизировавшей постоянство и долговечность, которые воплощал Осирис.

Праздники и церемонии

Главные праздники культа Осириса отмечают в месяц хояк (октябрь - ноябрь), между спадом вод Нила и началом сева. Почва, удобренная принесенным во время паводков илом, скоро может быть засеяна. Эта земная символика возрождения, о котором мечтает весь род человеческий, - основа обрядов поклонения Осирису.

Празднества начинаются с публичных ритуалов, происходящих вне храма (закрытого для простых смертных). Бога выносят к людям в лодке нехмет, со статуей Упуаута. Этот бог-шакал, «открыватель путей», играет роль психопомпа (проводника душ). Он сопровождает усопших к могиле и помогает им возродиться. Победа Упуаута над злокозненными демонами - это победа и Осириса, который бьется с ряжеными на протяжении всего праздничного шествия.

Затем происходит «Большой выход», реалистичное и порой несколько жестокое представление, воссоздающее сражение между соратниками и врагами Осириса. Разумеется, бог выходит из схватки победителем и возвращается в свой храм, провожаемый ликующей толпой.

Колонна джед

Колонна джед - один из наиболее распространенных символов Древнего Египта. Ее рисовали на стенах гробниц, ее изображение надевали на шею в качестве амулета и живым, и мумиям. Ее очертания отразились в иероглифической письменности: иероглиф «колонна» означает «постоянство» и «долговечность». У этого фетиша очень древнее происхождение. Одни ученые считают, что изначально джед был деревом. Глава 155 Книги мертвых связывает его с позвоночником Осириса и, следовательно, со смертью. Поэтому этот знак часто изображали внутри саркофагов. Другие же видят в нем ниломер, столб, измерявший уровень разливов Нила. Слишком значительный или слишком слабый подъем воды плохо сказывался на урожаях, и мерный столб позволял узнать, к чему быть готовым.

Плодоносный Осирис

Другие церемонии совершаются тайно, в храмах, вдали от толп, в кругу высокопоставленных жрецов и иногда в присутствии самого фараона. Их цель - обеспечить мистическое воскрешение Осириса.

Как же проходил этот ритуал? Сначала в иле, принесенном от реки, рисовали образ Осириса. Пока он был еще влажным, его засевали зерном, которое поливали в последующие девять дней. Когда на поверхности появлялись всходы, этого «плодоносного Осириса» торжественно переносили в лодку, в сопровождении процессии с 365 факелами.

Лодка, проплыв по священным водам храмового озера, достигала острова, символизировавшего курган, где был погребен бог. Когда она причаливала, из нее выносили проросшего Осириса. Засохший прошлогодний образ убирали и на то же самое место клали зеленеющего бога.

Таким образом замыкался годовой цикл обновления. Животворящие силы природы были восстановлены, и мог начаться новый цикл. Девять дней полива, ил, в котором прорастают зерна... Связь с вынашиванием и рождением новой жизни очевидна. Это жизнь Осириса в потустороннем мире! Не случайно египетского бога позднее отождествляли с древнегреческим Дионисом, богом виноделия, производительных сил природы, и Приапом, богом плодородия, полей и садов.

Имена Осириса

Жители Древнего Египта считали, что одного имени недостаточно для божественного существа, будь то фараон или бог. Так Осирис получил множество титулов.

Он - владыка Запада: к западу от Нила начиналась пустыня, над которой каждый вечер садилось солнце. А закат - это очень символичный образ смерти. Египтяне верили, что на западе, под землей, находится загробный мир (дуат) и солнцу каждую ночь приходится его пересекать. Осирис, сумевший возродиться после смерти, был воспринят как повелитель этого мира, владыка Запада, проще говоря, царь мертвых!

Он - «Владыка Маат»: слово маат означает «истина и справедливость». Эти добродетели воплощает богиня Маат. Люди, жившие «по Маат», могли надеяться, что на последнем суде будут оправданы. Этот суд вершит сам Осирис, и когда сердце умершего (вместилище души) взвешивают, Маат предстает в образе гири на другой чаше весов. Если гиря-маат перевешивает, значит, груз ошибок не слишком велик. И тогда усопший обретает новую жизнь в царстве Осириса.
Он - «Господин вечности». Это кажется естественным, ведь власть Осириса простирается над загробным миром. И вечность обещана каждому допущенному в него умершему. Достоин человек или нет - это, как мы уже рассказали, определяет суд Осириса.

Он - «Существо Благое» (унефер). Это имя напоминает нам о просвещении, которое Осирис даровал первым людям. И о том, что именно он сделал первый плуг и научил людей земледелию и садоводству.

Похожие публикации

Фразеологический словарь русского языка что такое метать бисер, что означает и как правильно пишется Метание бисера перед свиньями
Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л
Ночь
Брайан Трейси - План полета: Как достичь высот, о которых вы даже не мечтали Отверстие в иллюминаторе
Почему Гитлер решил уничтожить всех евреев Европы
Что такое псевдоним? Псевдонимы писателей. Происхождение псевдонимов. Изложения с элементами сочинения Смотреть что такое
Презентация на тему
Презентация на тему:«Черное море и его экологические проблемы» Результаты засорения водных ресурсов
Указательные местоимения this, that, these, those в английском
Вопрос к подлежащему в английском языке