Английская печать XIX века: основные тенденции развития, ведущие публицисты. Английская печать XIX века: основные тенденции развития, ведущие публицисты Английская журналистика 19 века

Английская печать XIX века: основные тенденции развития, ведущие публицисты. Английская печать XIX века: основные тенденции развития, ведущие публицисты Английская журналистика 19 века

В 60–80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появилось много вечерних газет.

В 60–70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар» («Ярмарка тщеславия», 1868) стали помещать нечто вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос. В 1874 г. был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры современной истории, обещал отразить интересы женщин, публиковать критические материалы, написанные «джентльменами и учеными». В 1877 г. по типу «Уорлд» возник еженедельник «Труз» («Истина»). В конце XIX столетия появились новые литературные издания, но некоторые из них оказались недолговечными. Периодика второй половины XIX в. была достаточно специализированной. О приключениях и путешествиях писал «Уайд Уорлд Мэгэзин» («Журнал всего мира», 1898), существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания.

Первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно».

В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе.

Таким образом, английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спор­том и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа.

У многих партий были свои газеты.

Таким образом, к 20-м гг. XX в. английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В журналистике Англии зародились те тенденции, которые отчетливо проявят себя в следующий период развития средств информации. Для жителей объединенной Европы предназначал Р. Максвелл свою новую воскресную газету, вышедшую в мае 1990 г. и ставшую региональным изданием. Качественная, богато иллюстрированная (в газете используется цветная печать) «Юэропиэн» («Европеец») вышла тиражом 300 тыс. экземпляров.



Но в целом в начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, неблагоприятная для прессы. Из-за сужения рынка рекламы стали снижаться тиражи многих газет и соответственно доходы от этих изданий. Несколько упали доходы «Ньюс оф де Уорлд», «Сан». Определенные потери понесли воскресные газеты (закрылась «Санди Корреспондент» («Воскресный корреспондент») и ряд других новых воскресных изданий). Приносила убытки «Тудей» («Сегодня») Р. Мэрдока. В рассматриваемый период только качественные газеты сохранили свои тиражи. «качественная» пресса в освещении наиболее важных социально-политических проблем апеллировала к разуму читателя, опираясь на систему аргументов, убеждающих аудиторию в логичности рассуждений и доказательств. Массовая пресса в основном использовала метод внушающего воздействия, которое «прививает психические состояния, т. е. идеи, чувствования и ощущения без помощи логики и каких-либо доказательств». Обилие иллюстраций, броские заголовки, набранные крупным шрифтом, стремление ориентироваться на язык улицы – все это стало отличительными чертами «популярных» газет. Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место. По мнению владельцев массовых газет, на их полосах не нужно печатать то, что можно увидеть по телевидению, т. е. информацию. Не случайно, что рост тиражей массовых газет вызвал в 70-е годы обеспокоенность английской общественности.



В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Некоторый спад интереса к массовой прессе был вызван и тем, что молодежная аудитория переориентировалась не только на телевидение. В ее распоряжении оказался широкий набор видеопродукции, компьютерные игры, с которыми «старым» средствам информации конкурировать достаточно сложно. В 60-е годы укрепились позиции важнейших периодических изданий Великобритании. Возрос тираж «Гардиан» и достиг 21 тыс. экземпляров (эту газету контролировала компания «Манчестер Гардиан энд Ивнинг Ньюс Лтд.»). Далеко обошла своих «качественных» конкурентов «Дейли Телеграф»: ее тираж составил 1407 тыс. экземпляров. Тираж массовой «Дейли Миррор» перешагнул отметку 5 млн. экземпляров. Стал выше тираж «Дейли Мейл» (2095 тыс. экз.). Продолжал оставаться невысоким тираж ежедневной центральной газеты для делового мира «Файнэншл Таймс» – 156 тыс. экземпляров. Несколько снизился тираж «Дейли Экспресс» (3853 тыс.) и «Дейли Скетч» (915 тыс.).

В 1967 г. было выявлено, что газеты, не связанные с крупнейшими магнатами прессы, прежде всего средние и малые издания, испытывают серьезные трудности, а некоторые из них оказались на грани банкротства. Так, к началу 70-х годов прекратили свое существование газеты, публиковавшие дешевую рекламу, – «Дейли Геральд»; «Ньюс Кроникл» («Хроника новостей») и «Дейли Скетч». Если в 1960 г. в стране выходило 9 ежедневных лондонских газет, то в 1971 г. их стало 8, на 15 сократилось за тот же промежуток времени количество ежедневных провинциальных газет.

В 1966 г. «Дейли Уоркер» была заменена газетой «Морнинг Стар», которая, оставаясь коммунистическим изданием, заявила о себе как о трибуне всех левых сил страны. Компартия стремилась укрепить свою социальную базу и упрочить связи с лейбористским движением. Вначале тираж «Морнинг Стар» значительно возрос, но затем он существенно снизился. Проблема распространения газеты приобрела новую остроту.

Французская журналистика во 2-й пол. XIX - нач. XX века. Законы о печати. Пресса периода Парижской коммуны. «Дело Дрейфуса» и политические тенденции во французской журналистике. Газета «Фигаро» (“Le Figaro”).

Закон об обязательном начальном бесплатном образовании –> увеличение числа читающих людей.

«Большая четверка франц. Прессы»

- «Птижурналь»: 1 февраля 1863 г. в Париже выходит первый номер газеты, которая продавалась но неслыханно низкой цене – 1 су (5 сантимов!). Это была ежедневная «Птижурналь», основанная Моизом-ПолидоромМийо.Олицетворяя народ в «маленьких людях» – консьержках, ремесленниках, рабочих и землепашцах, – «Птижурналь» пыталась беззастенчиво им льстить, превознося их добродетели, реальные и мнимые. Изобретая многочисленные приемы саморекламы, «не страшась быть глупой», газета вела настоящую «охоту за читателем в собственном доме». Снабжая читателей простой, но разнообразной информацией, зачастую развлекательной или сенсационной, регулярно публикуя «полицейские» романы с продолжениями, она быстро увеличивает свой тираж. К 1865 г. – 260 тыс., затем роман-фельетон Эмиля Габорье доводит его до 300 тысяч. Подробное изложение «дела Тропмана» (об убийстве семьи из 8-ми человек) поднимает тираж до 410 тысяч и лишь установка новых печатных машин Марннонн, появившихся в 1867 г., позволяет ей справиться с техническими проблемами. По словам Золя, в те годы в самом глухом уголке Франции можно было встретить пастуха, отдыхающего вместе со своим стадом и листающего при этом

- «Птижурналь»

- «Птипаризьен»

- «Матен»

- «Журналь».

В 60е гг «Птижурналь» превращается в акционерное общество (тираж мог достигать пол млн экз.)

Развлекательные материалы,

Попытка наладить обратную связь.

«Фигаро» 1825г. основал Морис Алуа. (и по сей день издается).

Расцвет газеты связан с именем крупного парижского издателя Ж.-И. Вильмессана. Вильмессан купил «Фигаро» в 1854 г. и за короткое время превратил ее в одну из самых популярных французских газет.

Сначала газета позиционировала себя как неполитическое издание. Она привлекла читателей разнообразием информации, остроумием, интонацией непосредственной беседы. С 1856 г. «Фигаро» выходит дважды в неделю. С 1866 г. становится ежедневным изданием.

С 1867 г. издание приобретает все более определенную антибонапартистскую политическую окраску. В 1880 г. руководителем издания стал ФрансисМаньяр. Тональность газеты стала более серьезной, улучшилось качество информации и литературных материалов. Именно «Фигаро» в 1885 г. опубликовала «Манифест символизма» Жана Мореаса. С газетой сотрудничали А. Франс, Э. Золя, М. Баррес, М. Пруст и другие крупные писатели и ученые. Пик популярности и влиятельности «Фигаро» пришелся на рубеж ХIX–ХХ веков. Тираж газеты достиг 80 тысяч экземпляров.

Ф. Маньяр (до 1880г ) – с его приходом в журнале появляется сильный литературный раздел (на его страницах печатаются Эмиль Золя и др.)

ü Широкая сеть корреспондентов в провинции и заграницей.

ü LeFigaro (Лё Фигаро́) - ежедневная французская газета. Название получила в честь Фигаро - героя пьес Бомарше. Из его же пьесы «Женитьба Фигаро» взят девиз газеты, напечатанный прямо под её названием: «Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна» (фр. «Sans la liberté de blâmer, iln’est point d"élogeflatteur»).

ü С 1866 года газета выходит ежедневно. В 2005 году тираж составлял около 340 тыс. экземпляров.

ü В 1975 году газета была приобретена РоберомЭрсаном. В 1999 году американский инвестиционный фонд CarlyleGroup приобрёл 40 % акций газеты, которые были проданы им в 2003 году. По состоянию на 2004 год газета находится под контролем консервативного политика имиллиардера Сержа Дассо, известного как глава французской аэрокосмической группы DassaultAviation. В одном из радиоинтервью Дассо заявил, что «газеты должны пропагандировать здоровые идеи».

ü Считается, что газета отражает официальную точку зрения нынешнего французского правительства и вообще умеренно правых партий. За это «Фигаро» регулярно подвергается критике со стороны «левых» изданий, таких как «Liberation», «Marianne» и других.

Всплеск реваншистских националистических настроений во Франции того времени отразились в прессе, как и крупные скандалы того времени, например,

«ДЕЛО ДРЕЙФУСА» - процесс (1894-1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба, еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859-1935). Процесс сыграл огромную роль в историиФранции и Европы конца XIX века.

Лекция : Общество разделилось на два лагеря: за и против Дрейфуса.

Альфред Дрейфус – еврей, мог ли он служить Франции на 100%? Обвинили, оказался не виновным, вышел на свободу.

Эмиль Золя – писатель-натуралист, журналист.

Сотрудничал со многими франц.изданиями.

Расследовал самостоятельно «дело Дрейфуса», публикация письма «Я обвиняю». Его осудили, штраф и тюрьма. Покинул Францию, чтобы избежать тюремного заключения и пережить вне страны общую ненависть по отношению к нему (по улице ходили толпы людей и кричали «Смерть Золя!», публичное сожжение его книг и публикаций в библиотеке).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_Дрейфуса

Полковником Анри и майором Пати де Кламом, решительно высказался за предание Дрейфуса Обвинение. Процесс 1894 года

В конце 1894 г., когда у власти стоял кабинет Дюпюи, с генералом Мерсье в должности военного министра, в генеральном штабе была обнаружена пропажа нескольких секретных документов . Через некоторое время начальник бюро разведки полковник Анри представил в военное министерство бордеро, то есть препроводительную бумагу, без числа и подписи, в которой сообщалось адресату об отправлении ему секретных военных документов. Бордеро это было, будто бы, найдено в выброшенных бумагах германского военного агента, полковника Шварцкоппена. Полковник Фабр и эксперт военного министерства признали почерк капитана Дрейфуса . Альфред Дрейфус был арестован 15 октября 1894 года. Министр иностранных дел Ганото на основании каких-то данных не верил этому бордеро и был против возбуждения дела, но не решился настаивать на своем и впоследствии играл двусмысленную роль человека, убежденного в невиновности, но не заявлявшего о том публично и поддержавшего министерства, враждебные Дрейфусу. Военный министр Мерсье, побуждаемый военному суду.

Суд происходил в Париже в декабре 1894 г., при закрытых дверях. На виновности Дрейфуса решительно настаивали начальник генерального штаба генерал Буадеффр, его помощник генерал Гонз, Пати де Клам, Анри и другие. Судьи колебались - улик было недостаточно. Тогда с согласия военного министра следователь изготовил фальшивый документ - записку, якобы написанную германским послом и изобличавшую Дрейфуса в сотрудничестве с немцами. Дрейфус был приговорен за шпионаж и государственную измену к разжалованию и пожизненной ссылке в Кайенну, и в январе 1895 г. препровожден на Чёртов остров.

Историю на википедии, если что, там немного, но суть не в том, вот больше про вмешательство Золя в дело

http://ru.wikipedia.org/wiki/Я_обвиняю_(статья) :

«Я обвиня́ю» (фр. «J’accuse» ) - статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете «Орор» (фр. «L’Aurore» ) 13 января 1898 года.

Она написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство вантисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьёзных улик.

Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за её пределами. Золя был обвинен в клевете и осуждён 23 февраля 1898 года. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года.

Статья Золя вызвала широкий резонанс в культурном мире, став доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.

Немецкая пресса во 2-й пол. XIX – нач. XX века. Место печати в государственной жизни. Политическая дифференциация газет. Содержание журнальной периодики.

Развитие печати в Германии шло медленее, чем в передовых западноевропейских странах. Причина - раздробленность Германии, суровая цензура. В 1749 г. - ограничения для политической прессы. В 1788 г. цензуре подлежат научные периодические издания. В начале XIX века немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов, скупа и сдержанна в комментариях. Значительную часть материалов составляли письма. В середине 90-х гг. XVIII века необходимость реформ. Выразителями «эстетической» программы стали литературные журналы «Оры» Шиллера и «Пропилеи» Гёте (эстетические вопросы, проблемы состояния современной культуры и литературы). Журнал «Атеней» братьев Шлегелей. Толчок развитию политической прессы - Великая французская революция. Не все немецкие периодические издания в поддержку Франции («Берлинские вечерние листки» - орган консерваторов). Но французское влияние на определенном этапе оказалось благотворным для немецкой журналистики. Появились новые газеты и журналы, на левобережных территориях - свобода печати. С 1798 г. - «Всеобщая газета» Котта. Бастионами немецкого романтизма - «Газета для отшельников», литературно-художественный журнал «Феб», «Европа» - обращалась к немецкой истории, пыталась пробудить национальное самосознание немцев. В 1810 г. - строгая цензура для немецких газет.

К концу 1840-х гг. ситуация в Германии продолжала обостряться. Раскол в среде либерально-демократической интеллигенции. Ее умеренное крыло группировалось вокруг «Немецкой газеты», у левых радикалов - журналы «Немецкий зритель» и «Мангеймский журнал». Революция 1848 г. вызвала подъем немецкой прессы. Ассамблея немецкой Конфедерации отменяет цензуру и объявляет о свободе прессы. Многие из возникших в послереволюционную эпоху газет имели либеральную и радикально-демократическую направленность. Демократические венские газеты: «Прямодушный», «Конституция», «Радикал». Все венские демократические газеты выступали за проведение избирательной и судебной реформы, за отделение церкви от государства, отмену дворянских привилегий, освобождение крестьян от феодальных податей и т. д. Другая важная тема немецкой прессы: объединение Германии (либеральные «Национальная газета», «Берлинская всеобщая газета», «Северонемецкая всеобщая газета»).

Наиболее влиятельные из немецких провинциальных газет в XIX веке - «Франкфурте цайтунг», «Магдебурге цайтунг» и особенно «Кёльнская газета». Главным оппонентом демократической и либеральной прессы - «Новая прусская газета».Особое место в немецкой политической периодике послемартовского периода занимает ежедневная революционно-демократическая газета Карла Маркса «Новая Рейнская газета».

В 1850-х гг. немецкая публика на неполитические издания, популяризировавшие естественно-научные и историко-культурные знания. Среди неполитических журналов выделялся ежемесячник «Вестерманус монатсефте» (серьезные научные статьи соседствовали с новеллами и повестями писателей-реалистов). Журналы для семейного чтения, в которых научно-популярные статьи соседствовали с нравоучительными публикациями и развлекательной литературой. С 1852 г. К. Гуцков издавал журнал «Развлечения у домашнего очага», большой популярностью пользовались «Родной дом», «Друг семьи», «Беседка». 6 июля 1854 г. были опубликованы «Общие Союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы». Новый закон существенно ограничивал свободу слова. Бисмарк финансировал правительственную прессу. Официальным органом «железного канцлера» стала некогда либеральная «Норддойче альгемайне цайтунг». Курировал выработку нового законодательства о печати. 7 мая 1874 г. рейхстаг принял закон о печати (один экземпляр в полицейское управление). Сведения о редакторе и т.д. Три случая, когда печатные издания могли быть конфискованы (отсутствие сведений об издателе, ответственном редакторе и владельце типографии, публикация в военное время информации о передвижении войск, публикация материалов, содержащих признаки нарушения уголовного кодекса). В конце 70-80-х гг. XIX века политика Бисмарка в области печати более репрессивна. Запрет периодических изданий немецких социал-демократов. Ежедневная газета «Вперед» и журнал «Новое время» (для рабочих). Накануне и после Первой мировой войны усилились национализм и шовинизм прессы. Популярность либеральных изданий падает.

В XIX же веке пали последние преграды, сдерживавшие развитие английской прессы. В 1851 г. были отменены налоги на публикации и объявления, в 1855 г. вышел закон о газетном штемпеле, в 1861 г. был уничтожен налог на газетную бумагу и в 1881 г. устранены стеснительные правила об ответственности за диффамацию в печати и за сообщение неточных сведений. До этого времени издатели, редакторы и наборщикибыли ответственны за всякое сообщение, а после законодательного постановления 1881 г. не может быть обжалован ни один правдивый отчет о публичных собраниях и судебных и других заседаниях. За ложные утверждения, оскорбительные замечания и догадки могут быть привлечены к судебной ответственности исключительно только сами ораторы.
Типичной чертой английской прессы того времени является еенационалистический характер. Для нее на первом плане стоит величие, мощь и благополучие Англии.
Высокой степени совершенства английские газеты достигли, прежде всего, благодаря прекрасной организации осведомительных бюро, дающим лондонским утренним газетам возможность развертывать перед читателем верную до мельчайших деталей картину общего положения дел во всем мире, а также благодаря блестящему штатусотрудников, которым располагала каждая большая английская газета. Ученые и политики охотно помещали свои статьи в газетах, благодаря чему эти последние держались на высоком умственном уровне.
Наконец, следует отметить еще одну особенность английской прессы, обращающую на себя внимание каждого иностранца, – культ личностей, господствующий во всех газетах. Культ этот относится как к членам королевского дома, так и ккаким-нибудь мелким кафешантанным певичкам. В прессе того времени рассказываются подробности из частной жизни и привычек министров, спортсменов, аристократии, артистов и артисток всех оттенков и, наконец, даже преступников и мошенников, занимающих в данный момент внимание столичного общества.
Из массовой прессы того времени в первую очередь стоит упомянуть газету «Times». В эпоху его расцвета, впятидесятых и шестидесятых годах позапрошлого столетия, ежедневный выпуск «Times» достигал 500 000 экземпляров; в следующие десятилетия эта цифра значительно понизилась, но в 1905 г., когда редакция сократила подписную цену за год на 33,5%, одновременно предоставив в безвозмездное пользование годовым подписчикам свою грандиозную библиотеку, дела ее снова приняли блестящий оборот. Выходя уже в 5часов утра в огромном размере (60 см длины и 45 ширины), газета, благодаря своим превосходным осведомительным средствам, сообщала обо всех событиях на земном шаре за истекшие сутки, содержала подробнейшие отчеты о заседаниях палат, хотя последние нередко затягивались далеко за полночь, и давала передовые статьи, уже согласованные с новейшими известиями. Все статьи были анонимны, и редакция строгособлюдала авторскую тайну, хотя всякому было известно, что статьи принадлежат перу крупных общественных и государственных деятелей. Так, Веньямин Дизраэли, лорд Шербрук, Вильям Гаркур, Джон Стерлинг и многие другие долгое время были деятельными сотрудниками «Times».
В 1846 г., на началах акционерной компании с крупным запасным капиталом, были основаны «Daily News». Должность ответственного редактора былапоручена знаменитому романисту Чарльзу Диккенсу. В своей программе газета требовала осуществления гражданского равенства и свободы совести, демократического законодательства, реформы школы и горячо отстаивала все кардинальные пункты английского либерализма. Но возложенные на нее надежды не оправдались. Диккенс не обнаруживал должной проницательности и находчивости в вопросах политики, и, как редактор, он неоказался на высоте своего положения. Вскоре он передал газету в другие руки. После этого Джон Форстер, Эвене Кров, Найт Гунт, Валькер и другие поочередно старались поднять газету; но лишь после огромных убытков, составлявших в общей сложности 200 000 фунтов стерлингов, эти старания увенчались успехом. Дела газеты поправились, когда Гладстон сделал ее своим...

Английская журналистика в первой половине XIX века. Пресса чартизма.

Тема 4. Развитие английской журналистики в XIX веке.

1. Английская журналистика в первой половинœе XIX века. Пресса чартизма.

2. Английская журналистика во второй половинœе XIX века.

3. Типология английской прессы.

а) Качественные газеты.

б) «Новая журналистика» и массовые газеты.

4. Агентство «Рейтер».

Великобритания в XIX веке была одной из ведущих европейских держав. Политическое и экономическое развитие Великобритании было достаточно стабильным. В отличие от Франции, Германии и многих других стран континœентальной Европы, здесь не происходило революций и социальных потрясений. Более того, в Англию обычно эмигрировали революционеры, публицисты и политики, конфликтовавшие с властями в своих странах. Так, к примеру, в 1848 ᴦ. сюда прибыл свергнутый революцией французский король Луи Филипп; здесь в 1898-1899 гᴦ. жил Эмиль Золя, спасаясь от несправедливых притеснений властей из-за дела Дрейфуса. В Англии жили и умерли изгнанные из Германии К. Марс и Ф. Энгельс; в Лондоне русский эмигрант Александр Иванович Герцен (1812-1870) открыл в 1853 ᴦ. Вольную русскую типографию, где издавал газету «Колокол» и альманах «Полярная звезда».

С 1837 по 1901 год королевой Великобритании была Виктория II (1819-1901). При ней монархия окончательно утратила функции исполнительной власти и приобрела символический, церемониальный характер. 64 года правления сильной и властной королевы Виктории упрочили стабильность в стране и ее авторитет на международной арене. Следствием промышленного переворота стал быстрый рост среднего класса, на вкусы и интересы которого в значительной степени ориентировалась британская пресса.

Английская периодическая печать содействовала укреплению национального единства и согласия, сглаживанию общественных противоречий. Она неизменно выступала защитницей интересов Великобритании и ее граждан. Английская журналистика в лице ее наиболее ярких представителœей демонстрировала образцы объективности и превосходной информированности. «Царица английской прессы» лондонская газета «Таймс» задавала тон не только в английской, но и в европейской журналистике. Пожалуй, ни в одной другой стране пресса не пользовалась таким уважением и не оказывала такого огромного влияния на жизнь общества, как в Великобритании.

Значительным явлением в английской журналистике первой половинœе XIX-го столетия была чартистская печать. Чартистская печать – выразительница идей чартизма (от англ. «charter» - хартия) – первого массового, политически оформленного движения рабочих в Великобритании в 1830-1850-х гᴦ. Требования чартистов были сформулированы в их программе под названием «Народная хартия» (1838). Οʜᴎ заключались во введении всœеобщего избирательного права для мужчин, сокращение рабочего дня, тайного голосования, отмене имущественного ценза для кандидатов, ежегодном переизбрании палаты общин. Чартисты были убеждены в том, что агитация за хартию и осуществление ее положений позволит парламентским путем устранить общественную несправедливость и улучшить положение рабочих.

В своей борьбе чартисты активно использовали прессу. Главной газетой чартистского движения была еженедельная «Северная звезда» . Ее основал 26 мая 1838 ᴦ. в городе Йоркшире один из лидеров чартизма, оратор и публицист Фергюс Эдвард О"Коннор (1796-1855). Газета имела сеть собственных корреспондентов в базовых европейских столицах. Пик популярности «Северной звезды» пришелся на 1848 год, когда на ее страницах регулярно появлялись эксклюзивные материалы из охваченных революционным движением Франции, Германии, Австрии. В те месяцы тираж газеты доходил до рекордной цифры в 50 тысяч экземпляров.

К серединœе XIX века пользовались популярностью также чартистские издания: газета «Народная газета» , журнал «Труженик» . Их редактировал выдающийся чартист, политик и публицист Эрнст Чарльз Джонс (1819-1869). Он видел исторические корни чартизма в Новом завете и считал Иисуса Христа первым чартистом. Джонс был хорошо знаком с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В «Народной газете» неоднократно публиковались политические статьи Маркса. Журнал «Труженик» поместил на своих страницах написанный Марксом и Энгельсом «Манифест Коммунистической партии».

Чартистская пресса вела агитационную работу во время парламентских выборов, призывая голосовать за рабочих кандидатов. Рассказывала о росте безработицы и нужды среди фабричных рабочих, о забастовках и манифестациях. Обращалась с призывами к рабочим подписывать петиции в защиту своих товарищей, привлеченных к суду за участие в восстаниях и забастовках, откликались на рабочее движение за границей. Основными жанрами чартистской публицистики были воззвания, речи, политические обзоры, открытые письма к политическим деятелям и издателям газет, эссе, литературные обозрения.

Кризис чартизма конца 1840-х годов привел к падению популярности чартистских газет и журналов. Так, в декабре 1851 года тирах «Северной звезды» упал до 1200 экземпляров, и О"Коннор в 1852 году продал газету. Вскоре она была закрыта.

К началу 1820-х годов количество периодических изданий в Англии, по сравнению с 1781 годом, увеличилось втрое. Их общий тираж за данный же период удвоился. Вместе с тем тиражи лондонских газет в первой половинœе века были небольшими – 5-6 тысяч экземпляров. Половину доходов лондонские газеты получали от рекламных объявлений. Круг читателœей прессы в Англии в первой половинœе XIX века был уже, чем, к примеру, во Франции или США, так как британская периодика была очень дорогой. Причиной дороговизны стали многочисленные и высокие налоги (штемпельный сбор, налог на бумагу, налог на объявления).


  • - Архитектура XIX в.

    Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала... [читать подробенее]


  • - Государство США в XIX - начале XX вв.

    С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе "индейских войн" происходил захват земель коренного населения - индейцев. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану -... [читать подробенее]


  • - ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА XIX ВЕКА

    ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКОЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО II ПОЛОВИНЫ XIX В. – НАЧАЛА XX ВЕКА. ЛЕКЦИЯ 13 Рост промышленных центров Великобритании: Лондон, Глазго, Шеффилд, Бирмингем Франция: Париж, Лион, Лилль Германия: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн Выросла... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII- першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - В течение XIX века шло накопление экспериментального материала в биологии. В развитии эволюционных взглядов большую роль сыграли работы российских исследователей.

    Значение теории Ч. Дарвина Эволюционная теория Ч. Дарвина относится к величайшим естественно-научным открытиям XIX века. Идеи Ч. Дарвина оказали влияние на развитие эволюционной палеонтологии, эволюционной эмбриологии и сравнительной анатомии. Исследования в этих...


  • - ТЕМА 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

    После гибели Павла на престол взошёл его старший сынАлександр.Воспитанный в либеральном духе, он многим прогрессивным и либерально настроенным людям внушил надежды на серьёзные изменения во внутренней политике страны в сторону её либерализации. Наиболее одиозные и... [читать подробенее]


  • - Тема 5: Российская империя в XIX в.

    1. Социально–экономическое развитие Российской империи в XIX в. 2. Внутренняя и внешняя политика России в правление Александра I 3. Внутренняя и внешняя политика России в правлении Николая I 4. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Внешняя политика...

  • Вследствие того, что в 19 веке у периодических изданий появилась массовая аудитория, при этом возрастала конкуренция между различными газетами и журналами, каждому изданию, в особенности коммерческому, необходимо было привлечь к себе как можно больше читателей. В результате сознательно упор делался на самые широкие слои населения, которые не были ни достаточно образованы, ни должным образом эрудированны. То есть, информация, подаваемая в печати, должна была быть написана простым, зачастую даже примитивным языком и содержать только факты, действительно интересные читателю, при этом далеко не всегда достоверные.

    В 1881 году произошло следующее: была упразднена ответственность за содержание газетных статей, сообщение неточных сведений, домыслы и догадки в прессе. Это в значительной мере развязало руки авторам так называемой «желтой прессы» (термин этот зародился в США и обозначал издания, зачастую очень недорогие по стоимости, содержащие исключительно развлекательную информацию, базирующуюся на непроверенных источниках, призванную вызвать у читателя как можно больше эмоций, а не научить чему-либо полезному и расширить кругозор).


    Фрагмент газеты 19 в.

    Полупенсовые листки и другие дешевые издания

    До середины 19 века большинство налогов препятствовало появлению недорогих газет. Но позднее многие из пошлин были отменены, что и привело к большому росту количества различных изданий. Кроме того, появилась возможность сделать их крайне дешевыми для потребителя, что значительно расширяло целевую аудиторию.

    Сильный удар крупным издательствам нанесло появление в конце 19 века так называемых полупенсовых листков. Мало того, что они очень дешево стоили (отсюда и название), содержание их было таким, чтобы максимально раскачать в эмоциональном плане падкую до сенсаций простую аудиторию. Тон статей был примитивным и вульгарным, никакой серьезной и полезной информации там не предоставлялось, зато скандалов, интриг и непроверенной информации было с избытком. Цель - развлечь скучающую публику самым примитивным образом. Получается, какая-то действительно важная новость могла и не дойти до читателя, но создателям подобных дешевых газет это было и неважно - чем больше сенсаций и слухов содержали статьи, тем охотнее их читала широкая публика. Даже факты, действительно имевшие место, в этом случае могли быть искажены до неузнаваемости.

    Распространение таких листков нанесло значительный вред репутации прессы вообще, и понадобилось время, чтобы рейтинг доверия к ней вновь поднялся. Однако так называемые бульварные издания, привлекающие своей сенсационностью, зачастую пользуются спросом и в наше время.

    Английская журналистика 1-й пол. XIX в.

    Эволюция «Morning Post»: основатель, священник Генри Бэр, продает газету с выпуском в 350 экземп­ляров шотландцам Стюартам; привлечение в штат талантливых журналистов и писателей, в т.ч. Кольриджа, статьи которого производили сенсацию в публике, Чарльза Ламба и Мэкинтоша; продажа в 1804 г. газеты с ежедневным выпуском до 4500 экземпляров, после чего неоднократная смена владельца; периодическая переориентация на консерватизм, в т.ч. в правление Пальмерстона как лейб-орган; начало ХХ в. - интересы аристократических кругов столицы, информация о вечеринках, балах и раутах высшего общества.

    История газеты «Таймс». Приобретение газетой «Times» значения круп­нейшей и влиятельнейшей газеты мира. Новый режим выхода в свет - в 5 часов утра, большие размеры (60 см длины и 45 ширины), информация «обо всех событиях на земном шаре за истекшие сутки, содержит подробнейшие отчеты о заседаниях па­лат» (Саламон), передовые статьи, согласованные с новейшими извести­ями; анонимный характер статей, строгое соблюдение авторс­кой тайны, при авторстве крупных общественных и государственных деятелей (Веньямин Дизраэли, лорд Шербрук, Вильям Гаркур, Джон Стерлинг и мно­гие другие). Основатель «Times» книгоиз­датель Джон Вальтер: образцовая техническая орга­низация газеты; сын, Джон Вальтер, редактор газеты с 1803 г. - идеальный редактор и дальновид­ный политик. Впервые применение на деле скоропечатания в усовершенствованной конструкции Кенига и Бауэра в 1814 г. в «Times», крупный успех, 1847 г. - ежегодный доход от газеты равен доходу среднего немецкого герцогства.

    Французская журналистика 1-й пол. XIX в.

    Декрет Наполеона от 17 января 1800 г. о разрешении на существование 13 газет и запрет остальных как воплощение имперской политики, декрет 5 февраля 1810 г., введший во всем ее объеме прежнюю цензуру, учреждение генеральной директории по делам печати и кни­готорговли: директор, ряд цензоров, среди которых распределялись функции инспирирования, контроля и пресечения. Эдикт 3 августа 1810 г., предписывавший в каждом департаменте французской империи разрешать к печатанию лишь одну газету по указанию местного префекта. 4 политических газеты в Париже: «Gazette de France», «Journal de Paris», «Journal de l"Empire» (до 1805 г. «Journal des Débats et des Décrets») и «Moniteur universel». История «Journal des Débats»: 1789 г. - появление в светв виде невзрачного листка: письменные отчеты своим избирателям депутата Клермона (в Оверни) о деятельности Национального собрания и парижских событиях, отпечатанные и вышедшие под названием «Journal des Débats et des Décrets»; разрастание до размеров газеты; возрастающее влияние - неудоволь­ствие Наполеона, новое название по требованию Наполеона - «Journal de l"Empire», наконец, конфискация ее в пользу государства. После распада империи - период наибольшего расцвета «Journal des Débats»: одно из первых мест во французской журналистике, чисто академи­ческий характер под редак­цией плеяды выдающихся ученых; «вся Франция прислушивалась к ее словам» (Ламартин); лучшие представители умственной аристократии в рядах ее сотрудников (Шатобриан, Нордье, «король критиков» автор блестящих фельетонов Жюль Жанен). Оригинальный прием - включение в газетный текст беллетристических произведений - впервые на столбцах «Débats»: «Парижские тайны» Э.Сю, «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо» А.Дюма-отца и другие


    Эпоха реставрации при Бурбонах - Новый закон о печати 1819 г. - внесение залога за право издания ежед­невной газеты или еженедельника; заключение в тюрьму за нарушение цензурных правил. Ультрароялистские газеты при Людовике XVIII: «Drapeau blanc», «Conservateur» и «Quotidienne»; «Moniteur», министерские «Publiciste» и «L"Etoile»; либеральные «Censeur Еuгорeon», «L"Indépendant», «Courrier Franzais», «Constitutionnel», «Aristarque» под руководством Конта, Дюное, Кератри, Бенжамена Констана и др., позже либеральные «La Presse» (1833), «Siècle» (1836) и «Patrie» (1842).

    Осведомительная телеграфная служба для французской прессы - «Agence Havas», учрежденное в 1840 г., первоначально бюро для переводов с иностранных языков.

    Журнальная литература Франции - «Revue des deux Mondes» (1831 г.) - «руководитель всего образованного мира»: объединил вокруг себя литературный и ученый мир Франции – в середине XIX столетия Минье, Гизо, Вильмен, Альфред де Мюссэ, Аль­фред де Виньи, Огюстен Тьери, Сент-Бев, Мериме, Кузен, Жорж Санд, Жюль Сардо, Виктор Гюго, Александр Дюма и другие - в числе сотрудников. «Revue des Revue» - вначале извлечения из других периодических изданий, позже самостоятельные статьи, посвящен­ные разработке новейших течений в литературе и жизни. Француз­ские иллюстрированные журналы - «Illustration» (1842 г.), «Monde illustré» и «Magasin pittoresque», «La Vie Illustrée», «Le Sourire», «La Polichinelle», «Le Frou­frou», «Saus-Gêne», «Rire», «Le Tutu».

    Немецкая журналистика 1-й пол. XIX в.: пресс государственной цензуры. Прецедентный характер «Рейнского вестника» И.И.Герреса для немецкой журналистики 1810-20-х гг. Спорадические возникновения примечательных явлений в различных областях Германии и жестокие гонения со стороны правительств; инициативы Меттерниха по объединению усилий правительств различных земель в борьбе с политическим свободомыслием. Возникновение новой отрасли журналь­ной литературы - иллюстрированного журнала в 1843 г. как первой иллюст­рированной истории; участие художника И. Я. Вебера в создании «Illustrierte Zeitung», составлен­ной по образцу «Illustrated London News» и парижской «Ilustration»; чисто художественный характер издания, талант его редактора - уровень всемирного журнала с замечательными произведениями графического искусства. Второй иллюстрированный жур­нал, 1845 г., «Fliegende Blätter» (Летучие листки) - политическая сатира, позже безобидных шаржи и высмеивание «житейской мелкоты». Революционная пресса конца 1840-х годов: постановление 1848 г., разрешавшее каж­дому союзному государству упразднение предварительной цензуры и введение неограниченной свободы печати. Установка свободной прессы на «народничество и оригинальность». Основание независимой берлинской «National Zeitung» 1 апреля 1848 г.; первое телеграфное бюро, через которое газета получила возможность с небывалой быстротой до­ставлять известия со всех концов мира, по примеру которого в скором времени были основаны те­леграфные агентства Рейтера и Гавас. Возникновение акционер­ной компании -Континентального телеграфного общества. Реакционные и демократические издания в Германии 1840-х гг.

    Американская журналистика 1-й пол. XIX в. Периодическая печать США в 1783–1833 годах. «Коммерческая революция» в газетной прессе Америки (1830–1840 годы)

    Возникновение в США в течение XIX в. выдающейся газетной литературы; характерные черты: всякое издательство рассматривается, прежде всего, как деловое предприятие и в соответствии с этим функционирует и руководится; при основании газе­ты движущая сила - не политическая идея, отсутствие идеальных целей, интересы обогащения. Ориентация на интересы массы, спекуляция на склонности публики к сенсациям и скандалам; отражение общественного мнения, приу­крашивание политической картины соответственно индиви­дуальным вкусам и партии, которую они представляют - «все особенности, свой­ственные общественному мнению… его легкомыслие и подвижность, почти истерический характер; но с другой стороны она повторяет и черты его благоразумия и прак­тичности, его оптимистические упования и его строгую мораль. Она разделяет с ним также его юмор и беспощадную насмешку» (Саламон).

    Новый период для американской печати -в начале 1830-х годов - основание «penny presse»: демократическая «The Sun» (1833 г.) – «бодрость тона и энергические выступления), позже два вы­пуска, утренний и вечерний. «New-York Herald» - впервые отдел биржевой хроники, сообщения о собраниях священников и их воскресных проповедях (протест набожных протестантов); впервые напе­чатал сообщение об открытии золотых рудников в Калифорнии; редактор шотландец Беннет изобрел интервью, поставил военную корреспонденцию на современный лад и т.п., в 1871 г. отправил Стэнлея в поиски за пропавшим Ливин-гстоном; 200 000 экземпляров через несколько лет.