Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская зем­ля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля. О происхождении и расселении восточных славян Историография вопроса о возникновении Киевской Руси

Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская зем­ля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля. О происхождении и расселении восточных славян Историография вопроса о возникновении Киевской Руси

В середине I тысячелетия н. э. от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги стали жить племена восточных славян. Их известно полтора десятка. Каждое племя - это совокупность родов, занимающая определенную, достаточно небольшую область. «Повесть временных лет» так описывает места проживания племен:

«Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

… а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.

…только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов.

И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная».

То есть, если посмотреть на карту, в VIII–IX веках племена славян располагались так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

«Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».

По тексту видно, что благоволит Нестор к полянам, а остальные племена не так хороши для него, но ведь и летопись была написана в земле полян.


Предков славян (протославян) можно предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны рек Одры, Вислы, Днепра (Центральная и Восточная Европа). Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки балтийских племен на севере, протоиранские (скифские) племена на юге и юго-востоке. Время от времени протославяне входили в контакт с северо-восточными финно-угорскими племенами и на юго-западе - с фракийскими.

По своему языку протославяне относились к большой семье так называемых индоевропейских народов, населявших Европу и часть Азии до Индии включительно. В течение I тыс. до н.э. протославяне расселились в разных направлениях от своей исторической “прародины”, что в дальнейшем предопределило не только выделение их из обширного индоевропейского массива, но и позднейшее разделение на восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую ветви.

В первых веках нашей эры на обширных лесных и лесостепных землях Восточной Европы обитало, вероятно, уже несколько сотен славянских земледельческих племен. Античные авторы I - VI вв. н.э., более поздние византийские и арабские источники называют эти племена венедами, антами и собственно славянами. Из письменных упоминаний, богатого археологического наследия сегодня известно довольно много об образе жизни восточных славян, их общественном строе, быте и верованиях.

VI-IX вв. в истории восточнославянских племен вслед за Б. А. Рыбаковым можно, безусловно, определить, как период третьего подъема. В его недрах вызрели предпосылки к возникновению мощнейшего раннефеодального государства - Киевская Русь, объединившего половину восточнославянских племен.

Так же, как и все славянские племена, восточные славяне в VI-IX вв. находились на стадии трансформации общинных отношений в раннефеодальные. Этот процесс был усилен мощными миграционными процессами предшествовавшего периода Великого переселения, в результате чего упрочились контакты восточных славян с племенами, народами и государствами их окружавшими; происходило взаимопроникновение и взаимообогащение различных культур.

Основным письменным источником, сообщающим нам о завершающем периоде этногенеза восточных славян, является «Повесть временных лет». Вот как представляет его Нестор, всемерно подчеркивая этническую общность славянского мира.

Спустя много времени, - пишет Нестор, - сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назывались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами. Иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане.

Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назывались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

Как видим, летописец весьма точно определяет ареал расселения восточных славян, указывая территории обитания отдельных племен, а точнее - уже племенных союзов {древлян, полян, дреговичей, полочан). Сведения Нестора были в целом подтверждены последующими археологическими и лингвистическими исследованиями. У каждого из племенных союзов восточных славян имелись элементы государственности в форме княжеской власти.

Но это были еще не княжества, а протогосударственные образования, находящиеся под властью племенных вождей. Часть названий племенных союзов, как мы видим, отражают географические, природные особенности территорий их обитания. Поляне жили в полях, древляне - в лесах, северяне - на северо-востоке от полян и т.д.

Можно предполагать, что топонимические корни названий перечисленных племенных союзов свидетельствуют о преобладании у них территориального единства над родовыми связями. Отсюда логичным представляется ведущая роль этой группы славянских племен (прежде всего полян и росов, называвшихся так по реке Рось, приток Среднего Днепра), в создании Киевской Руси, как, по всей видимости, наиболее развитых с точки зрения элементов государственности. Название второй многочисленной группы племенных союзов происходило от имени рода племенных вождей, что свидетельствовало о преобладании родовых, а не территориальных связей (радимичи, кривичи, вятичи, тиверцы и др.).

Несколько отличается взгляд Л. Н. Гумилева на проблему генезиса государственности и происхождение названия Руси. Он не без некоторого основания полагал, что славяне и русы (или по различным источникам, рутены, росы, руги) - различные народы. Ученый склонен был видеть в русах племя древних германцев, от которых вел родство Рюрик.

Однако этот сюжет уже выходит за рамки настоящей главы. Нам же важно отметить, что к моменту образования государственности у славян на границах их территорий обитали воинственные племена, с большой долей вероятности германского происхождения. Реконструируя отношения славян и воинственных русов, Гумилев писал:

Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг - в низовья Дуная, где попали в зависимость от герулов Одоакра (дальнейшая судьба этой ветви нам неизвестна). Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро?) и Старая Руса. Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам.

Так или иначе, но Гумилевская реконструкция позволяет сделать заключение о том, что славяне находились в состоянии постоянных военных действий, а это обстоятельство, как мы неоднократно отмечали, ускоряло процесс формирования элементов государственности.

По всей видимости, в VI-VII вв. в районе Среднего Поднепровья сложился крупный союз лесостепных славянских племен, который и дал название Руси. Первоначально, в соответствии с данными Нестора, в его состав вошли поляне, древляне, дреговичи, полочане и словени. С течением времени этот союз продвинулся на север вплоть до Балтики и на юг к Черноморскому побережью, на запад и восток, включая часть и неславянских племен, которые перечисляет Нестор «чудь, меря, весь, мурома, черемисъ, мордва, пермъ, печера, ямъ, литва..». К X в. утверждается название Русь в отношении обширной территории Киевского государства.

Значительно позднее происходит выделение родственных русскому восточнославянских народов украинского и белорусского, что было отражением этнических особенностей племенных культур славян, составивших Киевскую Русь, а также их пограничным положением, и известным отличием исторических судеб.

Немалый интерес представляет история возникновения будущей столицы Руси - Киева. Вот как летописец повествует об этом:

И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сиде же Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Археологические и лингвистические данные свидетельствуют о большом разнообразии восточнославянского мира, включавшего в себя, по разным оценкам, в VI-IX вв. до 200 этнически близких племен, постепенно консолидировавшихся в племенные союзы и государство. Тем более представляется ценным рассказ Нестора о прародине Киевской Руси - княжестве Кия, возникшем, по всей видимости, во второй половине VI - начале VII вв.

Важный источник сведений о быте, роде занятий, культуре восточных славян периода перехода к государственности - сочинения византийских, арабских, среднеазиатских, персидских авторов.

На основании совокупности данных можно говорить, что к моменту возникновения Киевской Руси у восточных славян произошли значительные сдвиги в развитии базовых отраслей хозяйства: земледелии, ремеслах (кузнечном, гончарном, кожевенном, ювелирном и др.), градостроительстве, традиционных промыслах (охоте, рыболовстве, бортничестве и др.); участились внешнеторговые контакты и т.д. Вместе с этим происходили процессы имущественного расслоения, повсеместного выделения племенной знати, захватывавшей рычаги управления племенами и их объединениями (княжество Кия), наряду с сохранявшимися вечевыми институтами коллективного управления.

Период VI-IX вв. завершает процесс выделения восточных славян в самостоятельную этническую группу народов. К моменту возникновения Киевской Руси многочисленные славянские племена не только объединены в крупные племенные союзы, но и имеют опыт государственной жизни.

Некоторое, хотя и не бесспорное, представление о масштабах восточнославянского мира дают авторы энциклопедии «Народы России». По экспертным оценкам, - отмечают они, - в Древнерусском государстве к моменту его возникновения насчитывалось 3,0-3,5 млн. человек. Таким образом, этногенез восточных славян занял длительный период, начало которого можно отнести к I тыс. до н.э. Чрезвычайная сложность процесса формирования этноса, отсутствие необходимых данных позволяют судить о его ходе лишь в общих чертах.



Норики, кто они такие? Летописец этой неожиданной фразой как бы указывает от кого произошли славяне - от нориков, более того, сами норики и есть славяне. И такое племя действительно существовало в районе Верхнего Дуная, между верхним течением Дравы и Дунаем (частично эта страна Норик располагалась на территории нынешней Австрии, а другой частью в северных районах бывшей Югославии. Норики хорошо известны по античным источникам, и это племя было, скорее всего, кельтским или венедским. Необходимо отметить, что античные источники, говоря о венедах и кельтах, подчеркивали общность их обычаев. Здесь же проживали и руги, которых многие исследователи (А. Г. Кузьмин и В. В. Фомин, А. В. Назаренко) считают однозначно руса-ми. Кстати сказать, многие западноевропейские источники называют ругами именно русов, так называли французы жену их короля Анну, дочь Ярослава Мудрого.

Йожко Шавли, как и многие другие исследователи, считает, что норики «были выходцами из народа венетов и состояли в родстве с другими венетскими народностями», что подтверждает «и то обстоятельство, что всеми ими почиталось одно и то же божество - бог солнца Белин (Велен, Веленус), которого отождествляли с Аполлоном; он был общим для всех» . Интересно, что у балтийских славян был бог по имени Белобог. Так что указание летописца на нориков далеко не случайно и может указывать на вполне реальные факты происхождения славян от кельтов - венедов. Оба народа не сильно отличались друг от друга, если не были единым. Скорее всего, близкие друг другу кельты и венеды Норика пошли в дальнейшем своим путем исторического развития и последние стали родоначальниками славянских племен. В том числе и на южном побережье Балтики.

«Много времени спустя расселились славяне по Дунаю, где ныне земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по всей земле и прозвались своими именами, где кто на каком месте поселился. Так, одни, придя, поселились по реке именем Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. И еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, притесняя их, эти славяне перешли и поселились на Висле. И прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, а другие ляхи - лютичи, иные - мазовшане, иные - поморяне. Так же и эти славяне пришли и поселились по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, поскольку селились в лесах, а еще другие поселились между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные расселились по Двине и прозвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и называется Полотой. Те же славяне, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами (славянами) и построили город, и назвали его Новгородом. А другие расселились по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, и грамота его прозвалась "славянской"» (рис. 27).

Интересно, что летописец утверждает: живущие на Дунае славяне (может быть, речь идет о нориках?) были вытеснены в Повисленье кельтами-волохами, откуда, судя по всему, и расселились по южным берегам Балтийского моря, дав начало многим племенам балтийских славян: лютичам и поморянам. Летописец обоснованно считает их родственниками ляхов (поляков). Археологическим подтверждением этому служит наличие кельтско-славянской пшеворской культуры в регионе Повисленья. Именно эта культура и стала базовой для многих славянских племен (рис. 28).

Вполне логично, что летописец не называет здесь вагров - они были описаны ранее под именем варягов. Дальше летописец не зря описывает водные торговые пути - путь «из варяг в греки» и Великий волжский путь, которые играли важнейшую, если не определяющую роль в развитии Древней Руси. Именно этим путем двигались балтийские славяне, основывая свои торговые поселения. Интересно также, что летописец назвал в этом отрезке единственный город - именно Новгород.

«Поляне же жили обособленно по горам этим. Тут был путь "из Варяг в Греки" и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати войдешь в Ильмень, озеро великое; а из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (так тогда называли Ладожское озеро. - С.Ц.), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно пройти до Рима и можно пройти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно пройти в Понтморе, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так и из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалиссы, а дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю Варягов, а от Варягов до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, по нему учил, как сказано, апостол Андрей, брат Петра»

"Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одини сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане.
Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались север. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась "славянская". Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озеро впадает в море Варяжское. И по этому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семидесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине —в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама."

Начнём с явного логического парадокса, который почему-то не замечен официальными исследователями. Автор “Повести временных лет” перечисляет названия славянских племён: поляне, древляне, полочане, дреговичи, север… Не северяне, а именно север. Слово «север» - по происхождению не славянское и в русском языке наряду со словом «полуночь» искони означает географическое понятие. Это наводит на мысль о том, что племя или территория «север» – северная часть, оконечность некоего племенного массива в праславянские времена. Относительно кого в более ранние времена Черниговщина, Курская область - Северская земля, действительно была северной? Относительно скифо-сарматов!
Возможно, название «север» действительно восходит к дославянским временам? В своих комментариях к ПВЛ известный советский историк традиционной школы О.В. Творогов пишет: «Существует гипотеза, что «север» – это название племенного союза восточных славян, из которого в последствии выделились поляне, древляне, дреговичи и т. д. Оно восходит к названию территории, на которой обитало одноимённое объединение сармато-алан, вытесненное славянами на юго-восток в начале VIII века н. э.»
Сарматы известны истории ещё с VI века до н. э. Тогда одно из скифо-сарматских племён, массагеты (название - греческое), жили в Средней Азии. В 530 году до н. э. великий персидский царь Кир погиб в сражении с массагетами при попытке покорить их. В 320-х годах до н. э. массагеты успешно воевали в ходе обороны Согдианы от войск Александра Македонского.
Может быть, славяне пришли в Европу из Сибири или Средней Азии?
"Сарматы" - греческое название большого количества этнически родственных, арийских по происхождению племён, не образовывавших даже племенного союза. Вряд ли эти племена подозревали, что кто-то называет их именно так. Каждое племя и некоторые группы племён имели свои названия: аланы, ясы(языги), роксоланы, сирматы, аорсы и др. Сарматы не имели общего центра, бывали и междоусобицы. Социальное расслоение у сарматов было меньшим, чем у скифов. Никто не может чётко объяснить, чем сарматы отличались от скифов этнически. Может быть, роксоланы и другие племена второй волны сарматского переселения (IIвек до н. э.) – всего лишь остатки разбитых хуннами скифов-саков? “Цивилизованные” греки и римляне считали сарматов варварами. Нравы сарматов по свидетельству их врагов отличались не только жестокостью, но и свободолюбием. Что же касается их дикости, то по этому поводу есть интересные возражения. По данным греков уже во II веке до нашей эры сарматы Северного Причерноморья имели тяжёлую конницу. Воин-сармат был вооружён тяжёлым длинным копьём, длинным мечом (именно такой меч получил общеевропейское распространение к началу средневековья), защищён железными шлемом и доспехами. Доспехи защищали и лошадей. Использование такого вооружения подразумевает и наличие довольно совершенного конского убора, в частности – наличие стремян. Знакомство европейцев, в особенности римлян, с оружием и тактикой сарматской конницы привело к большим изменениям в военном деле Европы.
Бронированная сарматская конница насчитывала десятки тысяч воинов. Греки называли их «катафрактами», как позднее и своих тяжеловооружённых конников. В связи с этим не совсем ясно, как «славяне», вооружённые дротиками и лёгкими луками, действовавшие в рассыпном строю, «вытесняли» прекрасно вооружённую и организованную сарматскую конницу, да ещё в степных условиях?

Сарматская конница атаковала неприятеля, построившись клином. Ничего это не напоминает читателю? Правильно. Именно такой строй и подобное вооружение были у средневековых немецких рыцарей. Но в Европе и в Византии, имевших тяжёлую конницу, существовали большие города, ремесло давно отделилось от сельского хозяйства и развилось до цехового уровня. Большие города сарматов традиционной науке не известны, но кто же тогда вооружал сарматское войско столь совершенным оружием? Ведь сарматы – кочевники!?
В XII веке арабский географ ал-Идриси написал своё сочинение, в котором описал и Северное Причерноморье, в том числе Прикубанье, где, по его представлениям, в многочисленных и густонаселённых сёлах и трех больших торговых городах проживали... аланы (!). Река Кубань была названа “Русиййа”. А совсем рядом, видимо на месте Керчи (Корчева), находился город ар-Русиййа! Современные исследователи сочинения ал-Идриси этой ошибке (остатки алан ещё с IV века жили далеко в горах Северного Кавказа) особого внимания не придают, но уверены, что эти сведения арабы переписали из трудов Птоломея (II век н. э., современник настоящих алан и (чем чёрт не шутит?, сарматов-русов!). Можно ли вообще считать классическими кочевниками племена, имевшие города, занимавшиеся земледелием, профессиональной торговлей, обладавшие массовым ремесленным производством? А ведь Птоломей не имел сведений о более удалённых от моря сарматских территориях! В этой связи стоит с осторожностью относиться к высказываниям греков и римлян о дикости скифов и сарматов.
По греческой легенде сарматы (савроматы) произошли от скифов и оказавшихся на берегу Меотийского болота (Азовского моря) амазонок. Этой легендой греки объясняли необычно важную роль женщин в общественном укладе сарматов. Сарматские женщины (только до замужества) участвовали в войнах наравне с мужчинами. Известны и скифские женские воинские захоронения. Упоминание в русских былинах «богатырш-поляниц» относится, вероятно, к этому явлению. Византийцы до VII века отмечали участие в боях и женщин-славянок.


Иногда древние авторы даже называли сарматов «женоуправляемыми». Пример тому – собственно «Повесть временных лет». Её автор вскоре перескажет древний источник, согласно которому женщины «гилий», скифо-сарматского племени, вели себя просто вызывающе свободно.
По утверждениям Адама Бременского и Ибрагима Ибн-Якуба на восточном побережье Балтики в начале средневековья жили некие амазонки. Место их обитания географически совпадало с территорией так назывемой “Русии-тюрк”, то есть с территорией, на которой жила часть переселившихся сюда после гуннского нашествия роксаланов.
Древнее подобие географической карты, Певтингеровы таблицы (I-III века нашей эры), население, жившее там, где историки автохтонисты ищут прародину славян, называют лугиями-сарматами, венетами, венето-сарматами, сарматами. Из этих названий только слово «сарматы» не вызывает сомнений по поводу того, кого именно в этническом смысле оно означает. Ясно, что двойные названия племён означают свидетельство древнего географа о смешении сарматов с другими племенами (балтами, фракийцами, кельтами?).
Собственно о венедах римский писатель I века нашей эры Тацит писал: «Венеды заимствовали многое из обычаев сарматов, ибо они (сарматы – Л.Ю.) простирают свои воинственные походы на все леса и горы, возвышающиеся между певкиннами и феннами (то есть от земель угро-финнов до северо-восточных римских границ – Л.Ю.)... Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими...»
В VI-VII веках имена большинства славянских князей, известных из византийских источников, носили следы того самого «ираноязычия», доставшегося славянской знати от своих арийских предков: Акамир, Ардагаст, Идаризий, Келагаст, Мусокий, Пирагаст, Хацон.
По мнению А.Г.Кузьмина даже в середине X века значительная часть славянской знати носила «иранские» имена, что видно на примере послов князя Игоря в Византию (Сфандр, Истр, Прастен, Фроутан) и является «несомненным фактом участия скифов и других этнических групп, относимых обычно к иранской ветви индоевропейского населения, в сложении древнерусской цивилизации и даже антропологического типа славяно-русов».
Прокопий Кесарийский в VI веке писал, что быт славян похож на быт «массагетов» (так византийцы часто называли всех сарматов). Византийский писатель рубежа IX-X веков Лев VI Мудрый, опираясь на более древние источники, утверждал, что когда-то славяне жили как кочевники.
Арабские путешественники X века Масуди и Ибрагим ибн-Якуб в землях чехов и бодричей записали легенду о существовании в древности единого союза славянских племён под предводительством племени «валиана» (аланов?). Согласно этой легенде племя валиана было в большом почёте у славян, пока они не перессорились между собой.
Историки-«миграционщики» – сторонники версии о происхождении славян от пришлых «ираноязычных» кочевников и полукочевников, считают, что сарматы, придя в Северное Причерноморье, не уничтожили, а подчинили скифов, постепенно слились с ними в единый скифо-сарматский, праславянский этнос.
Традиционная история возможность такого хода событий категорически отрицает. Древнеславянские языки должны были бы иметь гораздо большую схожесть с «алано-иранскими», если бы славяне оказались прямыми потомками скифо-сарматов.

Страница 1

Предков славян (протославян) можно предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны рек Одры, Вислы, Днепра (Центральная и Восточная Европа). Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки балтийских племен на севере, протоиранские (скифские) племена на юге и юго-востоке. Время от времени протославяне входили в контакт с северо-восточными финно-угорскими племенами и на юго-западе - с фракийскими.

По своему языку протославяне относились к большой семье так называемых индоевропейских народов, населявших Европу и часть Азии до Индии включительно. В течение I тыс. до н.э. протославяне расселились в разных направлениях от своей исторической “прародины”, что в дальнейшем предопределило не только выделение их из обширного индоевропейского массива, но и позднейшее разделение на восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую ветви.

В первых веках нашей эры на обширных лесных и лесостепных землях Восточной Европы обитало, вероятно, уже несколько сотен славянских земледельческих племен. Античные авторы I - VI вв. н.э., более поздние византийские и арабские источники называют эти племена венедами, антами и собственно славянами. Из письменных упоминаний, богатого археологического наследия сегодня известно довольно много об образе жизни восточных славян, их общественном строе, быте и верованиях.

VI-IX вв. в истории восточнославянских племен вслед за Б.А. Рыбаковым можно, безусловно, определить, как период третьего подъема. В его недрах вызрели предпосылки к возникновению мощнейшего раннефеодального государства - Киевская Русь, объединившего половину восточнославянских племен.

Так же, как и все славянские племена, восточные славяне в VI-IX вв. находились на стадии трансформации общинных отношений в раннефеодальные. Этот процесс был усилен мощными миграционными процессами предшествовавшего периода Великого переселения, в результате чего упрочились контакты восточных славян с племенами, народами и государствами их окружавшими; происходило взаимопроникновение и взаимообогащение различных культур.

Основным письменным источником, сообщающим нам о завершающем периоде этногенеза восточных славян, является «Повесть временных лет». Вот как представляет его Нестор, всемерно подчеркивая этническую общность славянского мира.

Спустя много времени, - пишет Нестор, - сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назывались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами. Иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане.

Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назывались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

Как видим, летописец весьма точно определяет ареал расселения восточных славян, указывая территории обитания отдельных племен, а точнее - уже племенных союзов {древлян, полян, дреговичей, полочан). Сведения Нестора были в целом подтверждены последующими археологическими и лингвистическими исследованиями. У каждого из племенных союзов восточных славян имелись элементы государственности в форме княжеской власти.

Но это были еще не княжества, а протогосударственные образования, находящиеся под властью племенных вождей. Часть названий племенных союзов, как мы видим, отражают географические, природные особенности территорий их обитания. Поляне жили в полях, древляне - в лесах, северяне - на северо-востоке от полян и т.д.

Историография вопроса
Гуманистические и демократические настроения Тагора, несмотря на все барьеры, воздвигавшиеся и колониальными властями, и крайними, шовинистическими настроенными кругами в азиатских странах, делали его активным борцом за мир, демократию и гуманизм, говорится в книге Е. Бросалиной «О гуманизме драматургии Рабиндраната Тагора». В книге Б. ...

Минск 1067-1945
Первое упоминание о Минске в общерусском историческом своде, составленном в Киеве во 2-м десятилетии XII века - "Повести временных лет", относится к 1067 г. Эта дата и считается годом основания столицы Республики Беларусь. В результате археологических раскопок в Минске на правом берегу реки Свислочь на замчище обнаружены след...

Что же привело к гибели Киевской Руси?
Следует отметить, что период феодальной раздробленности вполне закономерный этап развития феодализирующегося общества. Уже в конце 11 в. стала прослеживаться тенденция боярства и князей к сепаратизму. Это связано с дальнейшим развитием феодализма на Руси, так как распространение феодального землевладения вело к увеличению числа зависимо...