Презентация на тему художественный стиль. Презентация «Научная речь

Презентация на тему художественный стиль. Презентация «Научная речь

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стиль художественной литературы Художественный стиль речи

Общая характеристика Это самый богатый стиль речи, т.к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, он становится явлением искусства, средством создания художественной образности. В этом стиле наиболее широко представлены все стороны языка: словарный состав со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной системой форм и синтаксических типов.

Функции художественного стиля Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать). Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества Воздействие на читателя

Сфера применения Эстетическая сфера общения Духовная жизнь общества Используется в художественных произведениях

Основные задачи высказывания Образное описание событий Передача впечатлений Выражение чувств автора Воздействие на чувства читателя

Отличительные стилевые черты Образность Конкретность Выразительность Эмоциональность Авторская индивидуальность

Разновидности языка художественной литературы Прозаическая речь Стихотворная речь

Отличительные языковые черты художественного стиля речи В языке художественной речи всеобъемлюще отражаются и словарный состав, и грамматический строй речи во всём богатстве и многообразии. Являясь частью литературного языка, язык художественной литературы вместе с тем выходит за его пределы, поскольку включает в себя и языковые средства, находящиеся за рамками современного русского литературного языка: диалектизмы, просторечия, жаргонизмы и т.д.

Языковые средства Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т.д.; не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал. Слова в переносном значении: море огней, спит земля. Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзка, ключик, звёздочка, серенький; б) с суффиксом –оват- (-еват-): сладковатый, синеватый. Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвёл сад). Глаголы настоящего времени вместо прошедшего. (Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) Предложения вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные.

Основные жанры художественного стиля (по родам литературы) Эпос- роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня Лирика- стихотворение, поэма, элегия, песня, послание Драма- трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Взаимосвязь стилей речи Художественный стиль речи нередко включает в себя, в зависимости от задач текста, разговорный, публицистический, а иногда официально-деловой и научный. Этот стиль при необходимости вбирает в себя средства всех других стилей, которые подчиняются главной функции художественного стиля- эстетической.

Изобразительно-выразительные средства языка Тропы - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

Гипербола Чрезмерное преувеличение свойств предмета Пример: Устал до смерти

Литота Непомерное преуменьшение свойств предмета Пример: мальчик с пальчик

Ирония Скрытая насмешка Пример: отколе, умная, бредёшь, ты, голова?

Метафора Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту Пример: шёпот волн, день помрачнел.

Метонимия Слово или выражение, употреблённое вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь Пример: я всю тарелку съел = я съел весь суп; город спит = все люди спят.

Аллегория Иносказание, изображение отвлечённого в конкретном образе Пример: лиса в баснях- аллегорическое воплощение хитрости; заяц- трусости и т.д.

Эпитет Красочное определение Пример: вольный ветер; золотые руки.

Сравнение Сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого Пример: французы двинулись, как тучи.

Перифраза Замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета. Пример: северная столица, город на Неве – С.Петербург

Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия Пример: утёс плачет в пустыне; зима злится.

Синекдоха Называние целого через его часть или наоборот. Пример: Стокгольмы и Босфоры; все флаги в гости будут к нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие к элективному курсу «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков». Сборник упражнений для работы с книгой С.Моэма “Маг”

Учебное пособие к элективному курсу «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков». Сборник упражнений для работы с книгой Э.Бронте «Грозовой перевал»

Данное учебное пособие представляет собой сборник коммуникативно-ориентированных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи, логического и аргументированного высказывания, расшир...

Учебное пособие к элективному курсу «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков». Сборник упражнений для работы с книгой Дж. Остин “Разум и чувства”

Данное учебное пособие представляет собой сборник коммуникативно-ориентированных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи, логического и аргументированного высказывания, расшир...

Публицистический стиль. Слова-термины. Применение разговорного языка. Существует 5 функциональных стилей. Официально-деловой стиль. Диалектология. Научный стиль. Разговорный язык. Деловая информация. Разновидности употребления языка. Художественный стиль. Территориальные диалекты. «Общий» разговорный язык. Средство художественной выразительности. Профессионализмы. Просторечия. Свойства разговорного языка.

«Художественный стиль» - Повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Инверсия. Умолчание. Ты в меня! Метафора. Читал Толстого. Многосоюзие. В синем море волны плещут. Параллелизм. В синем небе звезды блещут. Литота. День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь - в смерть… Тропы. Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Художественный стиль речи.

«Стили речи» - Проверим свои знания. Стили речи. Стилевые черты. Признаки каждого стиля. Цель. Группы лексики. Цель публицистического стиля. Речевые жанры. Черты публицистического стиля речи. Сообщение, информирование. Сфера употребления. Образность, эмоциональность, конкретность речи. Точность. Языковые средства выражения. Официально – деловая лексика. Языковые средства. Научный стиль. Жанры художественного стиля.

«Тип речи и стиль текста» - Устная речь. Схема научного стиля речи. Письменная речь. Артисты говорят в гримёрной, твой друг беседует с тобой. Рассказ, сообщение о каком-то событии. Содержание. Повествование. Особенности публицистического стиля речи. Разговорный стиль. Объекты описания в зависимости от ситуации и целей. Официально – деловой стиль речи. Рассуждение и его характерные особенности. Характеристики устной речи. Стилистический эксперимент.

«Официально-деловой стиль» - Доверенность. Поурочное планирование курса. Наименование предприятия. Основные структурные компоненты автобиографии. Реферат. Причина выбора конкретной темы. Деловое письмо. Образец. Анализ литературы. Заявление. Сферы использования. Делаются обобщения. Жанры научного стиля. Форма апелляции. Ожидаемые результаты. Расположение частей заявления. Жанры официально-делового стиля. Основная часть. Расположение частей доверенности.

«Стили русской речи» - Речевые жанры. Публицистический стиль. Научные статьи. Сообщение. Основная функция. Официально-деловой стиль. Типы текста. Стили речи. Цель и основная функция. Типы речи. Сфера научного общения. Цель и основная функция. Тип текста определить нельзя-это особый способ повествования. Разговорный стиль. Все типы текста. Стилевые черты и языковые средства. Цель. Логичность. Главная форма мысли. Императивность.


План работы:

  • понятие о художественном стиле речи;
  • его особенности;
  • свойства художественного стиля речи;
  • тропы и стилистические фигуры;
  • этапы анализа художественного текста.

Функциональные стили речи

Разговорный

Художественный

Научный

Официально-деловой

Публицистический


Понятие о художественном стиле речи и его особенности

Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе . Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Художественная литература - вид искусства , использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка .


Сфера употребления данного стиля речи:

язык писателя, поэта;

Задачи речи:

эстетическая;

создание художественных, поэтических образов;

эмоциональное воздействие на человека, на его мысли и чувства;

экспрессивность.



Общие признаки:

  • образность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность;
  • широкое использование тропов (изобразительно-выразительных средств);
  • использование средств других стилей

(особенно разговорного).


Лексические особенности:

1. средства художественной выразительности (тропы): сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, литоты, олицетворения, метонимия, синекдоха и др.;

2. лексика публицистического стиля;

3. диалектная лексика;

4. слова высокого стиля;

5. профессионально-деловые обороты речи.

великолепное

зеркало озера


Синтаксические особенности:

1. использование простых предложений, осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций;

2. обращения, вводные слова, междометия и др.;

3. диалог, прямая речь.


Форма и вид речи – письменная; монолог, диалог. Полилог.

Сфера общения – словесно-художественное творчество.

Функция – воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций.

Жанры – роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др.

Особенности стиля – широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалекты, жаргонные слова); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя).

Языковые средства – лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др.


Главная функция художественного стиля – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)

Художественный стиль – ключ к душе человека


Тропы и стилистические фигуры

риторическое обращение

риторический вопрос

анафора

эпифора

антитеза

оксюморон

градация

эллипсис

умолчание

парцелляция

эпитет

метафора

метонимия

синекдоха

сравнение

гипербола

литота

ирония

олицетворение

аллегория

перифраз


Эпитет –

оценочное, образное определение, выражающее отношение автора или героя:

Твоих задумчивых ночей п розрачны й сумрак…

(А. Пушкин)

Метафора –

  • троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение):

И тьмой , и холодом объята душа усталая моя.

(М. Лермонтов)


МЕТОНИМИЯ –

  • троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначаются с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи:

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой ….

(А. Пушкин)


СИНЕКДОХА –

  • один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного соотношения между

ними:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз . (М. Лермонтов)


Сравнение –

  • троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы(как, будто, точно, словно, как будто):

Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной.

(А. Пушкин)


ГИПЕРБОЛА –

  • троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:

По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу. (А. Ахматова)

ЛИТОТА –

троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение:

Ваш шпиц, прелестный шпиц,– не более напёрстка .

(А. Грибоедов)


ИРОНИЯ –

прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И. Крылов)


АЛЛЕГОРИЯ –

троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей: сладострастия, гордыни и алчности.


ПЕРИФРАЗ –

  • троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления:

Солнце русской поэзии – Пушкин.

Царь зверей – лев.


Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

А вы, надменные потомки … (М. Лермонтов)


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС –

такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса:

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

(А. Пушкин)


АНАФОРА –

Единоначатие:

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А. Апухтин)

ЭПИФОРА –

повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А. Блок)


АНТИТЕЗА –

противопоставление:

И день и час , и письменно и устно ,

За правду да и нет

(М. Цветаева)

ОКСЮМОРОН –

соединение логически несовместимых понятий:

« Живой труп », « Мёртвые души ».


ГРАДАЦИЯ –

  • группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости:

Не жалею, не зову, не плачу

(С. Есенин)

ЭЛЛИПСИС –

пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:

Богаты мы, едва ли с колыбели , ошибками отцов

(М. Лермонтов)


ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ –

расчленение конструкции:

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.


ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста:

  • выразительное чтение текста;
  • идейно-содержательный анализ (тема, идея текста);
  • анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка;
  • выражение своего отношения к тексту.

Работа с упр. 115

Работа с упр. 120


Упр. 121, подобрать

текст художественного

Слайд 2

Главная функция художественного стиля -

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) Художественный стиль - ключ к душе человека

Слайд 3

Тропы и стилистические фигуры

Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Сравнение Гипербола Литота Ирония Олицетворение Аллегория Перифраз Риторическое обращение Риторический вопрос Анафора Эпифора Антитеза Оксюморон Градация Эллипсис Умолчание Парцелляция

Слайд 4

ЭПИТЕТ -

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)

Слайд 5

МЕТАФОРА -

троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение) И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)

Слайд 6

МЕТОНИМИЯ -

троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. Шипеньепенистыхбокалови пунша пламень голубой (А.Пушкин)

Слайд 7

СИНЕКДОХА -

один из видов метонимии, в основе которого - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения И слышно было до рассвета, как ликовалфранцуз. (М.Лермонтов)

Слайд 8

Сравнение -

троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы(как, будто, точно, словно, как будто) Анчар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной (А.Пушкин)

Слайд 9

ГИПЕРБОЛА -

троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)

Слайд 10

ЛИТОТА -

троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не болеенаперстка (А.Грибоедов)

Слайд 11

ИРОНИЯ -

Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)

Слайд 12

АЛЛЕГОРИЯ -

троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей - пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей - сладострастия, гордыни и алчности.

Слайд 13

ПЕРИФРАЗ -

троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления. Солнце русской поэзии - Пушкин Царь зверей - лев

Слайд 14

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

Слайд 15

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -

такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? (А.Пушкин)

Слайд 16

АНАФОРА -

единоначатие Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые… (А.Апухтин)

Слайд 17

ЭПИФОРА -

повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок)

Слайд 18

АНТИТЕЗА -

противопоставление И день и час, и письменно и устно, За правду да и нет… (М.Цветаева)

Слайд 19

ОКСЮМОРОН -

соединение логически несовместимых понятий Ты - меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М.Цветаева)

Слайд 20

ГРАДАЦИЯ -

группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин)

Слайд 21

ЭЛЛИПСИС -

Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли с колыбели … (М.Лермонтов)


Речевая ситуация Цель: Цель: эстетическое воздействие с помощью созданных образцов и картин (нарисованных словом) на чувства и мысли читателя Адресат: Адресат: читатель художественной литературы Сфера употребления: Сфера употребления: словесно- художественное творчество


Языковые особенности Средства художественной выразительности Выразительные Тропы Стилистические Ритм средства фигуры рифма фонетики (аллегория (анафора интонация (ассонанс гипербола антитеза аллитерация) ирония инверсия литота многосоюзие метафора градация метонимия параллелизм олицетворение эпифора перифраза риторический вопрос синекдоха риторическое обращение сравнение эллипсис эпитет) умолчание)


Лексика Столкновение разностилевой лексики Слова, употребленные в переносном значении (море огней, спит земля) Эмоционально-оценочная лексика Устаревшие слова, народно-поэтическая речь (О дуб, великий князь дубрав) Диалектные и просторечные слова (Сама я, березынька, // Сама я оденуся…) Фразеологические обороты




Языковое разнообразие Экспрессивное употребление различных морфологических средств Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвел сад) Глаголы настоящего времени вместо прошедшего (Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) Обилие прилагательных и причастийМорфология








Художественный стиль Художественный стиль речи является важным элементом русского языка. Он позволяет человеку выражать свои чувства и мысли, эстетически воздействовать на читателя От художественного стиля необходимо отличать язык художественной литературы. Язык художественной литературы – язык художественного произведения, в основе которого – художественный стиль с иностилевыми вкраплениями



Похожие публикации

Теория обучения Организационные основания урока
Оценка лемодобычи в канады Отраслевой состав лесной промышленности
Азотная кислота и нитраты
Фразеологический словарь русского языка что такое метать бисер, что означает и как правильно пишется Метание бисера перед свиньями
Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л
Ночь
Брайан Трейси - План полета: Как достичь высот, о которых вы даже не мечтали Отверстие в иллюминаторе
Почему Гитлер решил уничтожить всех евреев Европы
Что такое псевдоним? Псевдонимы писателей. Происхождение псевдонимов. Изложения с элементами сочинения Смотреть что такое
Презентация на тему