Права проституток, евреи и Клара Цеткин. Реальная история “8 марта”

Права проституток, евреи и Клара Цеткин. Реальная история “8 марта”

Любимый всеми праздник 8 марта всегда будет связан с именами ярких женщин с непростой судьбой – Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Жизнь лучших подруг была гремучим коктейлем яростной политической борьбы, партийных идеалов и трагической личной жизни.

Создательницы праздника изначально задумывали его как день выступления женщин за свои права. В 60-х годах в СССР 8 марта было официально объявлен праздничным выходным днём. Постепенно этот день превратился в праздник преклонения перед прекрасной половиной человечества.

Клара Цеткин и Роза Люксембург 8 марта: версии появления праздника

Существует масса версий о том, почему выбор даты праздника пал на 8 марта. Официальная связана с политическим движением Америке середины 19 века. 8 марта в Нью-Йорке женщины устроили демонстрацию против плохих условий работы и ущемления своих прав.

Другая версия связана с древним мифом из историей еврейского народа. По легенде возлюбленная царя Ксеркса еврейка Есфирь, благодаря своим любовным чарам и влиянию на царя спасла еврейский народ от гибели. День, когда это произошло, стал отмечаться, как праздник Пурима, дата которого в 1910 году совпала с 8 марта.

Существует также идея, что праздник связан с грубыми нравами средневековой Германии. В том время в Европе существовала жестокая традиция – право первой ночи. Юные девушки, выйдя замуж, должны были отдать свою девственность не любимому, а своего господину. Однажды, в одной деревне одновременно праздновали восемь свадеб. Имя всех невест было Марта. Когда пришло время «отдать долг» господину, одна из девушек выхватила кинжал из складок одежды и убила насильника. Это – легенда о первом вызове несправедливости и бесправию, который женщина бросила в лицо мужчинам. В честь этой девушки Марты 8 марта был выбран днём, когда женщины будут иметь возможность говорить о своих проблемах.

Клара Цеткин и Роза Люксембург 8 марта: какой была женщина с именем цветка

Розалия Люксембург была дочерью в богатой еврейской семье. К сожалению, она не отличалась красотой лица и фигуры, была невысокой и хромой. Поэтому, девушка не ожидала удачного замужества. Она получила хорошее образование. Стала членом модного в те годы социал-демократического движения. Челны подпольного кружка, который она посещала, искренне ценили её гибкий ум, мастерство оратора и преданность идеалам.

Это помогало Розе забыть о своих физических недостатках настолько, что она стала любовницей члена революционно кружка — молодого красавца из Литвы, бурный роман с которым продлился 16 лет. А после его окончания сумела покорить сердце сына своей подруги Клары Цеткин – юного Константина несмотря на значительную разницу в возрасте. Это вызвало ссору и временный разрыв отношений между соратницами.

Только через много лет, став одинокими известные феминистки снова сошлись. Они увлеклись деятельностью молодого Владимира Ульянова и ради знакомства с ним посетили Россию. На своих собраниях они активно обсуждали секс в браке, изучали теории Фрейда. Подруги всегда яростно выступали против террора и войны.За антивоенные взгляды Розу часто арестовывали. Она умерла от полученных ран после жестокого допроса.

Клара Цеткин и Роза Люксембург 8 марта: борьба и любовь в жизни Клары

Клара Цеткин была привлекательной девушкой с живым нравом. Она родилась в Германии в семье учителя и сама получила педагогическое образование. По моде того времени она стала участвовать в различных политических движениях и посещать революционные кружки. В одном из них она познакомилась со своим будущим мужем.

Когда за политические взгляды её муж был выслан из Германии, пара переехала в Париж, передает портал Wordyou. Там Клара родила своих двух сыновей. Молодые люди активно общались с французскими деятелями рабочего революционного движения. Познакомились и подружились с дочерью Карла Маркса, которая стала их соратницей и учителем. Когда муж Клары умер, она вернулась в Германию, где стала членом германской социал-демократической партии.

Однако, горячее сердце феминистки не долго оставалось свободным. Её жизнь снова делает крутой поворот. Она влюбляется в молодого немецкого художника. Поскольку его картины высоко ценились местным обществом и легко продавались, пара могла позволить себе безбедную жизнь. Семья купила хороший дом в живописной местности (где после принимали В.И.Ленина) и автомобиль. Клара стала редактором популярной женской газеты и видным деятелем революционного движения Германии. На Международном съезде в Копенгагене в 1910 году, Клара Цеткин предложила определить день, когда женщины будут привлекать внимание к своим проблемам феминизма и бороться равноправие.

После окончания войны Цеткин продолжала свою политическую деятельность, стала депутатом Рейхстага, часто приезжала в Россию, где и умерла.

Одна из самых известных деятельниц немецкого и международного социалистического и женского движения Клара Цеткин (Clara Zetkin) вошла в историю XX века не только как активная коммунистка, но и как женщина-реформатор, сыгравшая немаловажную роль в становлении европейского движения за права женщин. В советское время главной заслугой Цеткин считалось учреждение по ее предложению Международного женского дня.

Клара Цеткин, в девичестве Айснер, родилась в 1857 году в небольшом саксонском городке Видерау в семье сельского учителя. Уже в юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гете и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 - на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля.

Контекст

Еще будучи студенткой Лейпцигской педагогической гимназии, престижного учебного заведения, она стала посещать тайные собрания социал-демократов, а в 1878 году вступила в ряды Социалистической рабочей партии, позже переименованной в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни - русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.

В 1882 году Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. На жизнь они зарабатывали переводами и публикациями в социал-демократических газетах, хотя плата была мизерной. На момент смерти Осипа, умершего в 1889 году от туберкулеза, у них с Кларой было двое сыновей. Несмотря на то, что Клара уже на протяжении многих лет подписывалась фамилией Цеткин, в официальный брак с Осипом она так и не вступила.

Борьба за права женщин

Живя во Франции, Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе. А после того, как в Германии перестали преследовать социал-демократов, Клара вернулась на родину, где с 1892 года в Штутгарте стала издавать газету СДПГ для женщин "Равенство".

В 1907 году Клара Цеткин возглавила созданное при СДПГ женское отделение, где вместе с Розой Люксембург выступала за равные права женщин. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня, позже приуроченного к годовщине демонстрации работниц нью-йоркских предприятий текстильной промышленности 8 марта 1857 года.

Последнее пристанище - Советский Союз

В 1917 году за свои выступления против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты "Равенство". В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ), а после создания в декабре 1918 года Компартии Германии (КПГ) активно выступала за вступление рабочих - членов НСДПГ в ее ряды.

С 1920 по 1933 годы Цеткин постоянно избиралась депутатом рейхстага от Коммунистической партии, параллельно возглавляя Международный женский секретариат Коминтерна. В 1920 году Клара Цеткин впервые поехала в Советский Союз, где познакомилась с Лениным и Крупской. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна. С Лениным и Крупской ее связывали дружеские отношения.

В июле 1932 года, когда в результате досрочных выборов в рейхстаг национал-социалисты получили большинство в парламенте Германии, Клара Цеткин находилась в Москве. Как старейший депутат рейхстага, она имела право открыть первую сессию нового созыва и, несмотря на плохое самочувствие, поехала в Берлин, где произнесла пламенную речь об опасности нацизма и призвала к созданию единого антифашистского фронта. После того, как левые партии в Германии были запрещены, Цеткин отправилась в свое последнее изгнание, на этот раз - в Советский Союз.

Умерла Клара Цеткин 20 июня 1933 года в подмосковном Архангельском в возрасте 76 лет. В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Смотрите также:

  • Ангела Меркель

    Ангела Меркель (Angela Merkel) была избрана на пост федерального канцлера в 2005 году. Это первая женщина-канцлер в истории Германии. В 2015 году журналы The New York Times, Тime и Financial Times назвали Ангелу Меркель человеком года. Кроме того, канцлер многократно возглавляла список 100 самых влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes.

  • Самые влиятельные женщины-политики

    Из-за ее оппозиционных взглядов в 2004 году на Шейх Хасину Вазед было совершено покушение, в 2007 году ее попытались арестовать. Политик сумела бежать в США и вернулась на родину только в 2008 году. Спустя месяц она одержала победу на парламентских выборах и стала премьер-министром Бангладеш.

    Самые влиятельные женщины-политики

    Тереза Мэй - вторая женщина в истории, которая стала премьер-министром Великобритании. Ее часто называют "новой железной леди" и сравнивают с Маргарет Тэтчер и канцлером Германии. Мэй заняла пост главы британского правительства в непростое время для страны - сразу после проведения референдума по Brexit.

    Самые влиятельные женщины-политики

    До того, как стать первой женщиной-президентом в истории Хорватии, Колинда Грабар-Китарович была помощником Генерального секретаря НАТО по вопросам публичной дипломатии, а до этого - министром иностранных дел Хорватии. Грабар-Китарович замужем и воспитывает двоих детей - Луку и Катарину.

    Самые влиятельные женщины-политики

    Элен Джонсон-Серлиф

    Недавно Элен Джонсон-Серлиф исполнилось 78 лет, она занимает пост президента Либерии с 2006 года. В 2011 году получила Нобелевскую премию мира за активную борьбу за безопасность и права женщин. Джонсон-Серлиф - первая женщина-президент африканской страны.

    Самые влиятельные женщины-политики

    Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг с детства страдает от дислексии. Несмотря на проблемы, связанные с письменной речью, она получила диплом социолога и политолога в Бергенском университете. Сульберг выступила за изменение политики по отношению к мигрантам, в частности, получение статуса беженца.

    Самые влиятельные женщины-политики

    В 2013 году журнал Forbes назвал Пак Кын Хе одной из самых влиятельных женщин мира. В 64 года она стала первой женщиной-президентом в истории Корейской Республики, продолжив, таким образом, дело своего отца. Но в декабре 2016 года ее полномочия были приостановлены в связи с процедурой импичмента. В результате политического скандала рейтинг Пак Кын Хе упал до 5 %. Так проходит мирская слава...


Казалось, что легенды о создании праздника 8 марта стары как мир и всем известны. На всякий случай уточнила у своих коллег, и поняла, что многие знают лишь официальную версию. Накануне женского праздника мы решили собрать все истории, которые, так или иначе, касаются создания Международного женского дня. Некоторые из них могут шокировать и даже отбить охоту вообще отмечать этот день. У каждой из этих версий есть под собой обоснования, и каждый выбирает для себя во что верить.

Версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин

Официальная версия СССР гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, итем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Ну да эту историю все мы и так знаем. Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

В СССР этот праздник притащила подруга Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз “великой фразой”: “Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды”. 8 марта стало официальным праздником в СССР в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки так и не сошлись во мнении, была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери их. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех еврейских врагов, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о женщинах древнейшей профессии

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная и неприятная для всех представительниц прекрасного пола, с трепетом ожидающих Международного женского дня. В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным, как это предложила Цеткин.

Кстати, и сама Клара проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подругой Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии проституток заменили на “трудящихся женщин”.

Судя по всему, 8 марта – обычная политическая кампания социал-демократов. В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать. Достаточно просто пройти по улицах с плакатами, на которых написаны социалистические лозунги – и внимание общественности обеспечено. А вождям социал-демократической партии галочка, мол, прогрессивные женщины с нами солидарны. Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.

Обе немецкие коммунистки порой смешивали политику, партийную дисциплину и интимную жизнь. Коктейль получался гремучий.

Цеткин товарищи по партии часто называли Дикой Кларой, подчеркивая таким образом свойственную этой женщине бескомпромиссность суждений, способность к самым неожиданным поступкам и идеям.

Например, в период мощного революционного всплеска, который накрыл Германию в 1918 году, Клара, занимавшая видное положение в партийном руководстве, высказала весьма оригинальное предложение по стимулированию боевого революционного духа восставших. Она всерьез предложила женщинам – сторонницам социалистического феминизма, устраивать праздники свободной любви для коммунистических боевиков. Кто хорошо воюет против «прогнившей монархии», тот получает потом максимум плотских удовольствий! (История умалчивает, насколько густыми оказались в итоге ряды добровольных революционных «ублажительниц», но то, что случаи подобного «награждения за революционный труд» тогда встречались, из документов известно.)

Столь же оригинальный «секс-метод» был предложен Цеткин двумя годами позже, – во время военных действий, развернувшихся в 1920-м между Советской Россией и «панской» Польшей. Будучи членом Рейхстага Веймарской республики, Клара на одном из заседаний заявила с трибуны, что ни один вагон с оружием для польских войск, со станками для военных заводов, построенных в Польше капиталистами Антанты, не должен пересечь границу Германии! А обеспечить такой бойкот, по мнению революционерки, могли «сознательные пролетарские женщины»: они должны предлагать свою любовь любому рабочему, отказывающемуся участвовать в выполнении военных заказов.

Столь же своеобразно она согласилась однажды решить «женский вопрос» для своей ближайшей подруги и единомышленницы. В 1907 году 22-летний сын Клары Константин стал любовником Розы Люксембург, которая была старше него почти на 15 лет. Цеткин, наверняка, была не в восторге от подобного мезальянса, однако никаких решительных действий (в том числе и по партийной линии) против соблазнительницы предпринимать не стала, хотя отношения между двумя выдающимися немецкими революционерками на какое-то время стали весьма натянутыми.

Отнюдь не банальными были и семейные узы самой Клары, в девичестве Айсснер. С первым своим мужем, революционером Осипом Цеткиным она прожила 7 лет, так и не оформив официального брака, зато взяв его фамилию.

В 1897-м, через 8 лет после смерти гражданского супруга 40-летняя уже Клара без памяти влюбилась в студента Академии искусств, будущего художника Георга Фридриха Цунделя. И хотя он был моложе дамы-«партайгеноссе» на целых 18 лет, вскоре они сыграли свадьбу.

Наступил период «буржуазного благополучия». Цундель получал много заказов на портреты, и внушительные гонорары его позволили супругам уже через несколько лет купить собственный дом, а в 1906-м – обзавестись и вовсе удивительным по тем временам имуществом: автомобилем. Однако поездить на нем вместе получилось не так долго. В предвоенном 1914-м Клара и Георг разошлись. (Почти одновременно «разбежалась в разные стороны» и другая пара – сын Константин и соратница по партии Роза. Оба эти схожих события вновь сделали двух женщин подругами.)

Дикая Клара потом еще долгие годы мстила своему «бывшему», не давая ему согласия на официальный развод. Этот юридический акт состоялся лишь почти полтора десятилетия спустя, и освободившийся от прежних уз художник только тогда смог жениться на давно любимой им женщине – Пауле Бош, к слову сказать, дочери основателя знаменитого электротехнического концерна.

Младшая подруга Роза Люксембург прожила куда более короткую жизнь, она была убита в 1919-м.

Чтобы получить немецкое гражданство ей, совсем молоденькой еще уроженке Царства Польского, пришлось вступить в фиктивный брак с подданным немецкого кайзера Густавом Любеком. Но через девять лет случилась и настоящая любовь - с молодым Константином Цеткиным.

Их отношения поначалу складывались вполне благопристойно. Юноша вместе с матерью Кларой Цеткин присутствовал в Штутгарте на очередном съезде Второго интернационала. Здесь он увидел и услышал Розу, чьи эмоциональные речи с трибуны привели его в полный восторг. Вскоре после этого революционерка вызвалась быть наставницей Константина в изучении вопросов марксизма. Ну а дальше эти «политзанятия» вдвоем перешли в любовные отношения. Судя по всему, сын лучшей подруги так и остался главным мужчиной в сердце Люксембург на всю ее оставшуюся – недолгую уже, – жизнь. После их разрыва Роза так и не вышла больше замуж.

Экология познания: Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Кто же вышел на улицы Нью-Йорка – текстильщицы или проститутки?

Версия первая, официальная: «День солидарности трудящихся женщин»

Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта». Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы».

Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». 8 марта стало официальным праздником в России в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами.

Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех врагов евреев, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим (день массовой резни персов). Дата «празднования» была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о проститутках

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная для всех, кто с трепетом ожидает «международный женский день».

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить проституткам.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы.

Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день «женским» и «международным», как это предложила Цеткин.

Сама Клара Цеткин проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подельницей Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием «прекратить бесчинства полиции». Вот только в советской версии проституток заменили на «трудящихся женщин». опубликовано