Кисейная барышня фразеологизм. Универсальный дополнительный практический толковый словарь и

Кисейная барышня фразеологизм. Универсальный дополнительный практический толковый словарь и

Словосочетание «кисейная барышня» появилось в русском языке во второй половине 19 века. Оно возникло от названия дорогой и очень легкой ткани – кисеи. В газовых тканях нити не прилегают плотно друг к другу, между ними остаются промежутки, что и придет им особую воздушность и прозрачность. К той же группе материй относится и марля, но в отличие от кисеи она проще и дешевле. Кисея очень популярна на Востоке, где царит жаркий климат, она затеняет помещение и пропускает воздух. Драпировки и занавесы из этой ткани придают помещению загадочность и экзотику. Даже сегодня кисею используют для декорирования окон, особой популярностью пользуется ткань из Индии, Китая, Турции и Италии.

В старину кисею широко использовали для создания женской одежды. Дамские туалеты из этой материи предпочитали русские молодые дворянки, которых называли «барышнями». Девушки старались соблюдать все последние веяния моды и изысканно выглядеть. Кисея была особенно к лицу молодым девушкам, дамы постарше предпочитали более плотные материи. Достаточно вспомнить белое платье, украшенное атласным бантом и предназначенное для бала, о котором пишет Екатерина Сушкова, дама сердца юного Михаила Лермонтова. «Яблочно-зеленое платье» главной героини романа «Унесенные ветром» было сшито из тарлатана – разновидности кисеи. Особой популярностью пользовались тонкие материи модных бледных оттенков, для которых даже названия трудно было придумать, - иронично подметил Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мертвые души».

Использование в литературе

Словосочетание «кисейная девушка» первый раз упоминается в литературном произведении Николая Помяловского. Героиня повести «Мещанское счастье» (1861) Лизавета Аркадьевна адресует свое негодование молодой дворянке Леночке, выросшей в провинции. Помещица говорит о том, как ей жалко смотреть на подобных девушек, как удивляет ее их «поразительная неразвитость и пустота!..» Выражение «кисейная девушка» стало олицетворением не слишком красивых, неглупых особ, легких, но не способных на сильные чувства. Их дворянское происхождение и уязвимая натура не позволяли заниматься домашними делами. Они не работали, не учились, мечтали о подарках и ждали удачного замужества. О «кисейных созданиях» Помяловский писал, что они «вечно мечтают, вечно играют…».

Словосочетание быстро вошло в литературу. Популярным его сделал критик Дмитрий Писарев, перу которого принадлежит «Роман кисейной девушки» (1865) - отзыв на произведение Помяловского. Публицист напечатал его в издании «Русское слово». А после выхода очерка Николая Шелгунова «Женское безделье» фразеологический оборот «кисейная барышня» появился в работах многих писателей, поэтов и публицистов. Автор романа «Тьма египетская» (1888) Всеволод Крестовский вложил в уста собственных героев понятие «кисейная дрянь». Позднее в его произведениях появился термин «кисейность», чтобы героине завоевать уважение порядочных людей, советовали от нее избавиться. Фразеологизм присутствует в «Островитянах» (1866) Николая Лескова и «Нигилистке» (1884) Софьи Ковалевской. «Кисейных барышень» упоминает Петр Боборыкин в «Распаде» (1884) и Александр Куприн в «Молохе» (1896).

Толкование фразеологизма

В Толковом словаре Владимира Даля (1881) фразеологизм отсутствует, но в нем можно найти слово «кисейница». Знаменитый лексикограф характеризует ее как «щеголиху». Не стало забытым словосочетание «кисейная барышня» и во времена советской истории. В словаре под редакцией Ушакова (1935) его значение звучит так: «жеманная, ограниченная девушка», воспитанная по патриархальным правилам. Сергей Ожегов (1949) дополняет определение такой юной особы «кругозором мещанки».

Многие, услышав данный фразеологизм, ошибочно понимали его как «кисельная барышня». Один из таких курьезных случаев описан в популярной книге для детей Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

Что общего с «тургеневской девушкой»

В этих двух выражениях многие усматривают общие черты. Главное, что их объединяет – утонченность натуры. Героини Тургенева – барышни, выросшие в глухих поместьях, на которых не проявилось тлетворное влияние города. Они чисты скромные и образованные. Такие девушки влюбляются, а затем верно и преданно следуют своему идеалу всю жизнь. Они обладают большой нравственной силой и преодолевают преграды. Как раз этого не хватает «кисейным барышням», которые являются особами искусственным в погоне за модой и утратившими самобытность.

Фразеологический оборот «кисейная барышня» нашел отражение определенной социальной среды в новую советскую эпоху. В статье Буткевича «В женской школе» речь шла первоочередных целях женского учебного заведения: воспитывать смелую, трудолюбивую патриотку, а не «сделать советских девушек кисейными барышнями».

К 60-м годам сложилось устойчивое мнение, что термин «кисейная барышня» выражает презрительность передовой советской молодежи к «поверхностным и неразвитым женщинам». Фразеологический оборот едко и иронично характеризовал женский тип, который взрастила дворянская культура. Но постепенно яркие краски фразеологизма стали тускнеть и терять свою экспрессивность.


Современные «кисейные барышни»

Сегодня встретить девушку, получившую классическое дворянское воспитание, невозможно. Да и наряды из кисеи встречаются не часто. Поэтому выражение «кисейная барышня» утратило свой первоначальный смысл. Фразеологизм присутствует в современном лексиконе, хотя и приобрел совсем другой оттенок. Так, например, если представитель мужского пола хнычет и дал волю слезам, то ему говорят, что он ведет себя «как девчонка» или «раскис как кисейная барышня». Даже детвора знает, что мужчина должен быть собранным, и слезы ему не к лицу.

В современном обществе на смену дворянкам и мещанкам пришли гламурные красавицы. Среди них немало блондинок, поэтому выражение «кисейные барышни» относится, прежде всего, к ним. Принято считать, что блондинки – не просто обладательницы определенного цвета волос, а характерного состояния души. Для таких девушек главное - собственная красота, в этом они видят свое призвание. И не важно, что содержать эту красоту будет кто-то другой. Будучи недостаточно образованными, они мало что умеют и мало чем интересуются, к тому же проявляют абсолютную неприспособленность к жизненным ситуациям. Впрочем, среди обладательниц светлого цвета волос есть успешные и умные женщины, но народный фольклор уже давно сделал блондинок героинями анекдотов и назвал их «кисейными барышнями».

Часто «кисейной барышней» называют капризную девушку или молодого человека, который все время ноет и высказывает недовольство. Он постоянно жалуется на мелкие, часто надуманные проблемы и дискомфорт. Иногда таким выражением называют изнеженного человека, который боится любых трудностей. Например, такому слабохарактерному и неуравновешенному человеку даже в теплом помещении кажется холодно.

Также фразеологизм характеризует недостойное поведение человека в различных ситуациях. Примером может стать ученик, который выпрашивает завышенную оценку своих знаний, причем делает это на глазах своих товарищей. Некоторые футболисты, получая штрафной, пытаются воздействовать на судью, используя актерское мастерство. Словосочетание «Ах, ты - кисейная барышня!» звучит особенно обидно, если оно адресовано мужчине.

В наше время выражение стало употребляться реже, но не превратилось в архаизм. Ведь язык обновляется не так быстро, как модели автомобилей и электронные устройства. Это значит, что крылатому выражению предстоит более долгая жизнь, чем новинкам технической мысли. Пришедшее из дореволюционного быта, оно сохранилось в русском языке, хотя и приобрело новые краски. Фразеологизм не только встречается в повседневном общении, но и охотно используется современными литераторами.

Впервые фразеологизм «кисейная девушка» появился в литературе в повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» (), где его произносит эмансипированная помещица Лизавета Аркадьевна по отношению к провинциальной дворянской девушке Леночке: «ведь жалко смотреть на подобных девушек - поразительная неразвитость и пустота!.. Читали они Марлинского , - пожалуй, и Пушкина читали; поют: „Всех цветочков боле розу я любила “ да „Стонет сизый голубочек “; вечно мечтают, вечно играют… Ничто не оставит у них глубоких следов, потому что они неспособны к сильному чувству. Красивы они, но не очень; нельзя сказать, чтобы они были очень глупы… непременно с родимым пятнышком на плече или на шейке… легкие, бойкие девушки, любят сантиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы… И сколько у нас этих бедных кисейных созданий!… »

По видимому решающую роль в популяризации этого словосочетания принадлежит критику Дмитрию Писареву , написавшего в ответ на на повесть Помяловского статью «Роман кисейной девушки», впервые напечатанную в 1865 году в журнале «Русское слово » .

Благодаря этим публикациям «кисейная барышня» уже в 1860-е годы прочно входит в язык русской художественной литературы и публицистики . В воспоминаниях С. И. Лаврентьевой «Пережитое» читаем о 1860-х годах: «Вместе с молодежью - мужчинами, взбудоражились и наши женщины, которые до того, как в старину боярышни в теремах, за мамушками да нянюшками, да сенными девушками сидели за пяльцами, так и позднее сидели белоручками, кисейными барышнями (как их прозвал Помяловский) за оравой крепостной дворни… <…> …Мы с сестрой не были ничего не делающими кисейными барышнями, не знающими, как убить время» .

«Кисейную барышню» упоминают в своих произведениях: Николай Лесков - в «Островитянах » (1866) , Дмитрий Мамин-Сибиряк - в романе «Горное гнездо» () и повестях «Кисейная барышня» () и «Не то…», Софья Ковалевская в повести «Нигилистка » (1884).

В. И. Даль в «Толковом словаре» не приводит выражения кисейная барышня, но указывает: «кисейница ж. в народе, щеголиха, которая ходит в кисее » (1881, 2, с. 111) .

Выражение не было забыто и в Советское время. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1949 год) выражение трактуется как «жеманная девушка с мещанским кругозором» . Однако человек, незнакомый с этимологией выражения, мог такое выражение воспринять как «кисельная барышня» . Эту ошибку обыгрывает писатель Эдуард Успенский в детской книге «Дядя Фёдор, пёс и кот » (1976).

См. также

Напишите отзыв о статье "Кисейная барышня"

Примечания

Отрывок, характеризующий Кисейная барышня

Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.

КИСЕЙНАЯ БАРЫШНЯ

КИСЕЙНАЯ БАРЫШНЯ

Не менее ярко, чем отдельные слова, отражают быт или понятия определенной социальной среды в известную эпоху фразеологические сочетания. Одни из них затем приспособляются к новой идеологии, приходящей на смену старых взглядов, и изменяют свои значения; другие - сдаются в архив за ненадобностью при общей реформе быта или резком переломе культуры.

В современном русском языке выражение кисейная барышня мало употребительно. Многим оно кажется архаизмом. Однако ср. в статье М. Буткевич «В женской школе» («Известия Сов. деп. труд. СССР» от 8 янв. 1944 г., № 7 (8309): «Мы вовсе не стремимся сделать наших советских девушек кисейными барышнями . Задача женских школ - сформировать и воспитать смелую, трудолюбивую патриотку, готовую на подвиг во имя родины».

Выражение кисейная барышня теперь далеко не всем понятно. Оно представляется пришедшим из дореволюционного быта. Любопытно, что в словаре Ушакова (1, с. 1359) это выражение истолковано не вполне правильно, во всяком случае, неточно. Здесь читаем: «Кисейная барышня или девушка (ирон. устар.) - жеманная, с ограниченным кругозором девушка, получившая патриархальное воспитание».

Более правильно определено это выражение в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1949): «жеманная девушка с мещанским кругозором» (с. 275).

Между тем в 60-х гг., в которые сложилось это выражение и для которых оно было типично, в него вкладывался совсем иной смысл. С. В. Пантелеева вспоминает такую сцену из своей жизни: «...гость подошел и, спокойно протирая очки, внимательно поглядев прищуренными, близорукими глазами, сказал: - ”Если бы вы взяли себя хоть немного в руки, вы не решились бы на то, что назовете впоследствии поступком кисейных “. В 60-х годах ”кисейная барышня или барыня “ были терминами презрения для передовой женской молодежи, подразумевая поверхностных, светских и неразвитых женщин» (Пантелеев, с. 647).

Нельзя сомневаться в том, что клички кисейная барышня , кисейная барыня вышли из демократической среды и сложились на почве народного словоупотребления. В. И. Даль в «Толковом словаре» не приводит этих выражений, но указывает: «кисе́йница ж. в народе, щеголиха, которая ходит в кисее» (1881, 2, с. 111).

Едва ли не впервые в литературе выражение кисейная девушка появилось у Н. Г. Помяловского в повести «Мещанское счастье» (1861). Оно применено эмансипированной помещицей Лизаветой Аркадьевной Обросимовой к провинциальной дворянской девушке Леночке: «Кисейная девушка !... ведь жалко смотреть на подобных девушек - поразительная, жалкая пустота!... Читали они Марлинского, - пожалуй, и Пушкина читали; поют: ”Всех цветочков более розу я любил“ да ”Стонет сизый голубочек“; вечно мечтают, вечно играют... Ничто не оставит у них глубоких следов, потому что они неспособны к сильному чувству. Красивы они, но не очень; нельзя сказать, чтобы они были глупы... непременно с родимым пятнышком на плече или на шейке... легкие, бойкие девушки, любят сентиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы... И сколько у нас этих бедных, кисейных созданий !» (Помяловский, 1912, 1, с. 104-105). Ср.: «Я пыталась развить ее... По крайней мере понять, может ли она развиться. Бывают натуры нетронутые, а эти? Кисейная девица , девица-душка!» (там же, с. 106); «Жаль, невыносимо жаль стало ему эту бедную девушку... глупенькую, кисейную девушку ... (...) суждено уж так, что из нее выйдет не человек-женщина, а баба-женщина» (там же, с. 199).

Д. И. Писарев в статье «Роман кисейной девушки» писал: «К типу добродушной кисейной девушки подходят все женщины, не отличающиеся сильным и блестящим умом, не получившие порядочного образования и в то же время не испорченные и не сбитые с толку шумом и суетою так называемой светской жизни. У этих женщин развита только одна способность, о которой заботится уже сама природа, - именно способность любить. Вся судьба такой женщины решается безусловно тем, кого она полюбит» (гл. 9).

Очень красочно рассуждение о кисейных барышнях в статье Н. В. Шелгунова «Женское безделье» (1865): «Предполагаю, прежде всего, что вы кисейная барышня - за это название вы на меня не претендуйте, потому что оно принадлежит не мне. - В качестве кисейной барышни , вы гоняетесь за мотыльками, рвете цветы, вьете из них венки, делаете букетики из душистых полевых цветов и долго-долго вдыхаете в себя их аромат, точно вашей душе нужно что-то и это что-то сидит в вашем букете, который вы и тискаете, и прижимаете к сердцу, и нюхаете до самозабвения» (Шелгунов, 2, с. 203); «Но предположим, что вы не кисейная сельская барышня , а барышня городская (...) вы точно так же... тратите свои силы на разные бесполезности, не производите ничего, кроме убытка» (там же, с. 204); «Для ясности примера, я предполагаю такую страну, где всего два человека: ничего не делающая кисейная барышня и один трудящийся человек. Предполагаю при этом, что трудящийся человек не желает, чтобы кисейная барышня умирала с голоду. Какие же установятся между ними экономические отношения? Кисейная барышня , вставая утром поздно - отчего же ей не спать долго, когда рано вставать незачем? - прикажет трудящемуся человеку принести в кувшине воды и умоется сама только потому, что вообще не принято, чтобы мужчины подавали девицам умываться. После этого, барышня велит подать себе чаю со сливками и разными вкусными булками и печеньями, чтобы восстановить силы, утраченные сном, и отправится на луг - побегать и нарвать цветов (...)» (там же, с. 207); «Для трудящегося человека было бы выгоднее в экономическом отношении, если бы кисейной барышни совсем не существовало; все, что он ни поделал, шло бы тогда исключительно на удовлетворение его потребностей (...) При кисейной же потребительнице трудящийся человек был совершенно подобен тому рабочему, который приготовил ружейный заряд для вашего промаха. Все сливки, которые он снял, оставшись сам при жидком молоке, все платья, которые он нашил, щеголяя сам в лопасти, все булки и гастрономические тонкости, которые он настряпал, пробавляясь сам ржаными лепешками, ушли на то, чтобы дать кисейной барышне силу только мять траву и рвать цветы» (там же, с. 208-209).

Выражение кисейная барышня с 60-х гг. XIX в. прочно вошло в язык русской художественной литературы и публицистики, а также в разговорную речь интеллигенции. У Н. С. Лескова в «Островитянах» (гл. 8): «А может быть, нам некого скорей любить? Натурщиц полногрудых, что ли? или купчих шестипудовых?! или кисейных барышень ?». У П. Д. Боборыкина в «Распаде»: «Я все могу читать, все понимаю и не намерена прикидываться наивностью. Это прежде были кисейные барышни » (Боборыкин 1897, 4, с. 7). У Всев. Крестовского в романе «Панургово стадо» (ч. 1, гл. 22): «Вот она, натура-то, и сказалась! Дрянь же ты, матушка, как погляжу я!.. Кисейная дрянь !». У того же Всев. Крестовского в романе «Тьма египетская» (гл. 17): «...Наш бывший учитель физики и математики, Охрименко... говорит, что... нас учили одной дребедени, которую следует поскорее забыть и начать учиться сызнова (...) Кисейность-то эту надо бы вам побоку, коли хотите, чтобы вас уважали порядочные люди».

У Д. Н. Мамина-Сибиряка в романе «Горное гнездо» (1884): «...Анненька такая глупая, что ее обмануть ничего не стоит. Ведь она караулила тебя здесь все время, а ты и не подозревал? - Этого еще недоставало! Ничего нет скучнее этих кисейных барышень , которые ничего не понимают... Ведь сама видит, что надоела, а уйти толку не достает» (гл. 28). В повести Мамина-Сибиряка «Кисейная барышня» (1889): «Легкомыслие Зиночки было известно всем, и Бржозовский в глаза называл ее кисейной барышней » (гл. 1). У Д. Н. Мамина-Сибиряка в повести «Не то...» (1891): «- О чем я думаю, Ефим Иваныч? А вот о чем: отчего я не настоящая барышня - такая беленькая, такая наивная, такая беспомощная, такая кроткая. Ведь в этом есть своя поэзия, то есть в такой кисейной барышне , которая не знает даже, как вода кипит. Если бы я была мужчиной, я влюбилась бы именно в такую барышню, чтобы она была моя вся, смотрела моими глазами, слышала моими ушами, думала моими мыслями» (гл. 6). У А. И. Куприна в «Молохе»: «Я слишком слаба и, надо правду сказать, слишком кисейная барышня для борьбы и для самостоятельности...» (гл. 6).

В воспоминаниях С. И. Лаврентьевой «Пережитое» читаем о 60-х годах: «Вместе с молодежью - мужчинами, взбудоражились и наши женщины, которые до того, как в старину боярышни в теремах, за мамушками да нянюшками, да сенными девушками сидели за пяльцами, так и позднее сидели белоручками, кисейными барышнями (как их прозвал Помяловский) за оравой крепостной дворни...» (Лаврентьева, с. 39). «...Мы с сестрой не были ничего не делающими кисейными барышнями , не знающими, как убить время» (там же, с. 41).

Таким образом, выражение кисейная барышня , пущенное в широкий литературный оборот Н. Г. Помяловским в 60-е гг., укрепилось в интеллигентской речи и в публицистическом стиле как едко-ироническая характеристика женского типа, взлелеянного старой дворянской культурой. Но постепенно, с изменениями общественного быта, экспрессивные краски в этом выражении тускнеют, и оно уже в начале текущего столетия отходит в архивный фонд русской литературной речи, хотя и появляется иногда на широкой арене общелитературного языка. Однако уже к концу XIX в. иссякает потребность и возможность роста таких индивидуальных ответвлений от образа кисейная барышня , как экспрессивные выражения: кисейность , кисейная дрянь и т. д.

Опубликовано вместе с заметками о словах веяние и поветрие , злопыхательство , новшество , пароход и халатный , халатность , в составе статьи «Из истории современной русской литературной лексики» (Изв. ОЛЯ АН СССР, 1950, т. 9, вып. 5). Этим заметкам в статье предшествует общее введение (см. комментарий к заметке «Веяние и поветрие »). В архиве сохранилась рукопись на 9 листках. Здесь печатается по тексту публикации, сверенному и уточненному по рукописи. О выражении кисейная барышня см. также в статье «Футляр. Человек в футляре». - В. Л .

В. В. Виноградов. История слов , 2010

Синонимы :

Смотреть что такое "КИСЕЙНАЯ БАРЫШНЯ" в других словарях:

    Кисейная барышня фразеологизм русского языка. Это выражение появилось в XIX векe от слова кисея (тонкая дорогая ткань). Изначально оно являлось едко иронической характеристикой женского типа, взлелеянного старой дворянской культурой.… … Википедия

    - (иноск.) щеголиха (въ кисеѣ). Ср. Прежде были кисейныя барышни. И никакой у нихъ не было своей жизни А у насъ есть... Мы хотимъ сами устраивать свою судьбу, а для этого надо знать жизнь... П. Боборыкинъ. Распадъ. 2. Ср. (Кого любить?) Кисейныхъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Барыня, белоручка Словарь русских синонимов. кисейная барышня сущ., кол во синонимов: 2 барыня (12) … Словарь синонимов

    Из романа «Мещанское счастье» (1861) Николая Герасимовича Помяловского (1835 1863): «Кисейная девушка!.. Ведь жалко смотреть на подобных девушек поразительная неразвитость и пустота!.. Читали они Марлинского, пожалуй, и Пушкина читали; поют «Всех … Словарь крылатых слов и выражений

    Кисейная барышня - КИСЕЙНАЯ БАРЫШНЯ. 1. Устар. Ирон. Жеманная девушка с мещанским кругозором, не приспособленная к жизни. О чём я думаю?.. А вот о чём: отчего я не настоящая барышня такая беленькая, такая нежная, такая беспомощная, такая кроткая. Ведь в этом есть… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    КИСЕЙНАЯ БАРЫШНЯ - кто Изнеженный, не приспособленный к жизни, слабый; глупый, ограниченный. Имеется в виду, что лицо (Х) является маловыносливым, болезненно воспринимает физические лишения, отсутствие удобств, т. к. привыкло к постоянному вниманию и заботливому… … Фразеологический словарь русского языка

КИСЕЙНАЯ БАРЫШНЯ

Не менее ярко, чем отдельные слова, отражают быт или понятия определенной социальной среды в известную эпоху фразеологические сочетания. Одни из них затем приспособляются к новой идеологии, приходящей на смену старых взглядов, и изменяют свои значения; другие – сдаются в архив за ненадобностью при общей реформе быта или резком переломе культуры.

В современном русском языке выражение кисейная барышня мало употребительно. Многим оно кажется архаизмом. Однако ср. в статье М. Буткевич «В женской школе» («Известия Сов. деп. труд. СССР» от 8 янв. 1944 г., № 7 (8309): «Мы вовсе не стремимся сделать наших советских девушек кисейными барышнями . Задача женских школ – сформировать и воспитать смелую, трудолюбивую патриотку, готовую на подвиг во имя родины».

Выражение кисейная барышня теперь далеко не всем понятно. Оно представляется пришедшим из дореволюционного быта. Любопытно, что в словаре Ушакова (1, с. 1359) это выражение истолковано не вполне правильно, во всяком случае, неточно. Здесь читаем: «Кисейная барышня или девушка (ирон. устар.) – жеманная, с ограниченным кругозором девушка, получившая патриархальное воспитание».

Более правильно определено это выражение в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1949): «жеманная девушка с мещанским кругозором» (с. 275).

Между тем в 60-х гг., в которые сложилось это выражение и для которых оно было типично, в него вкладывался совсем иной смысл. С. В. Пантелеева вспоминает такую сцену из своей жизни: «...гость подошел и, спокойно протирая очки, внимательно поглядев прищуренными, близорукими глазами, сказал: – ”Если бы вы взяли себя хоть немного в руки, вы не решились бы на то, что назовете впоследствии поступком кисейных “. В 60-х годах ”кисейная барышня или барыня “ были терминами презрения для передовой женской молодежи, подразумевая поверхностных, светских и неразвитых женщин» (Пантелеев, с. 647).

Нельзя сомневаться в том, что клички кисейная барышня, кисейная барыня вышли из демократической среды и сложились на почве народного словоупотребления. В. И. Даль в «Толковом словаре» не приводит этих выражений, но указывает: «кисе́йница ж. в народе, щеголиха, которая ходит в кисее» (1881, 2, с. 111).

Едва ли не впервые в литературе выражение кисейная девушка появилось у Н. Г. Помяловского в повести «Мещанское счастье» (1861). Оно применено эмансипированной помещицей Лизаветой Аркадьевной Обросимовой к провинциальной дворянской девушке Леночке: «Кисейная девушка !... ведь жалко смотреть на подобных девушек – поразительная, жалкая пустота!... Читали они Марлинского, – пожалуй, и Пушкина читали; поют: ”Всех цветочков более розу я любил“ да ”Стонет сизый голубочек“; вечно мечтают, вечно играют... Ничто не оставит у них глубоких следов, потому что они неспособны к сильному чувству. Красивы они, но не очень; нельзя сказать, чтобы они были глупы... непременно с родимым пятнышком на плече или на шейке... легкие, бойкие девушки, любят сентиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы... И сколько у нас этих бедных, кисейных созданий !» (Помяловский, 1912, 1, с. 104–105). Ср.: «Я пыталась развить ее... По крайней мере понять, может ли она развиться. Бывают натуры нетронутые, а эти? Кисейная девица , девица-душка!» (там же, с. 106); «Жаль, невыносимо жаль стало ему эту бедную девушку... глупенькую, кисейную девушку ... (...) суждено уж так, что из нее выйдет не человек-женщина, а баба-женщина» (там же, с. 199).

Д. И. Писарев в статье «Роман кисейной девушки» писал: «К типу добродушной кисейной девушки подходят все женщины, не отличающиеся сильным и блестящим умом, не получившие порядочного образования и в то же время не испорченные и не сбитые с толку шумом и суетою так называемой светской жизни. У этих женщин развита только одна способность, о которой заботится уже сама природа, – именно способность любить. Вся судьба такой женщины решается безусловно тем, кого она полюбит» (гл. 9).

Очень красочно рассуждение о кисейных барышнях в статье Н. В. Шелгунова «Женское безделье» (1865): «Предполагаю, прежде всего, что вы кисейная барышня – за это название вы на меня не претендуйте, потому что оно принадлежит не мне. – В качестве кисейной барышни , вы гоняетесь за мотыльками, рвете цветы, вьете из них венки, делаете букетики из душистых полевых цветов и долго-долго вдыхаете в себя их аромат, точно вашей душе нужно что-то и это что-то сидит в вашем букете, который вы и тискаете, и прижимаете к сердцу, и нюхаете до самозабвения» (Шелгунов, 2, с. 203); «Но предположим, что вы не кисейная сельская барышня , а барышня городская (...) вы точно так же... тратите свои силы на разные бесполезности, не производите ничего, кроме убытка» (там же, с. 204); «Для ясности примера, я предполагаю такую страну, где всего два человека: ничего не делающая кисейная барышня и один трудящийся человек. Предполагаю при этом, что трудящийся человек не желает, чтобы кисейная барышня умирала с голоду. Какие же установятся между ними экономические отношения? Кисейная барышня , вставая утром поздно – отчего же ей не спать долго, когда рано вставать незачем? – прикажет трудящемуся человеку принести в кувшине воды и умоется сама только потому, что вообще не принято, чтобы мужчины подавали девицам умываться. После этого, барышня велит подать себе чаю со сливками и разными вкусными булками и печеньями, чтобы восстановить силы, утраченные сном, и отправится на луг – побегать и нарвать цветов (...)» (там же, с. 207); «Для трудящегося человека было бы выгоднее в экономическом отношении, если бы кисейной барышни совсем не существовало; все, что он ни поделал, шло бы тогда исключительно на удовлетворение его потребностей (...) При кисейной же потребительнице трудящийся человек был совершенно подобен тому рабочему, который приготовил ружейный заряд для вашего промаха. Все сливки, которые он снял, оставшись сам при жидком молоке, все платья, которые он нашил, щеголяя сам в лопасти, все булки и гастрономические тонкости, которые он настряпал, пробавляясь сам ржаными лепешками, ушли на то, чтобы дать кисейной барышне силу только мять траву и рвать цветы» (там же, с. 208–209).

Выражение кисейная барышня с 60-х гг. XIX в. прочно вошло в язык русской художественной литературы и публицистики, а также в разговорную речь интеллигенции. У Н. С. Лескова в «Островитянах» (гл. 8): «А может быть, нам некого скорей любить? Натурщиц полногрудых, что ли? или купчих шестипудовых?! или кисейных барышень ?». У П. Д. Боборыкина в «Распаде»: «Я все могу читать, все понимаю и не намерена прикидываться наивностью. Это прежде были кисейные барышни » (Боборыкин 1897, 4, с. 7). У Всев. Крестовского в романе «Панургово стадо» (ч. 1, гл. 22): «Вот она, натура-то, и сказалась! Дрянь же ты, матушка, как погляжу я!.. Кисейная дрянь !». У того же Всев. Крестовского в романе «Тьма египетская» (гл. 17): «...Наш бывший учитель физики и математики, Охрименко... говорит, что... нас учили одной дребедени, которую следует поскорее забыть и начать учиться сызнова (...) Кисейность-то эту надо бы вам побоку, коли хотите, чтобы вас уважали порядочные люди».

У Д. Н. Мамина-Сибиряка в романе «Горное гнездо» (1884): «...Анненька такая глупая, что ее обмануть ничего не стоит. Ведь она караулила тебя здесь все время, а ты и не подозревал? – Этого еще недоставало! Ничего нет скучнее этих кисейных барышень , которые ничего не понимают... Ведь сама видит, что надоела, а уйти толку не достает» (гл. 28). В повести Мамина-Сибиряка «Кисейная барышня» (1889): «Легкомыслие Зиночки было известно всем, и Бржозовский в глаза называл ее кисейной барышней » (гл. 1). У Д. Н. Мамина-Сибиряка в повести «Не то...» (1891): «– О чем я думаю, Ефим Иваныч? А вот о чем: отчего я не настоящая барышня – такая беленькая, такая наивная, такая беспомощная, такая кроткая. Ведь в этом есть своя поэзия, то есть в такой кисейной барышне , которая не знает даже, как вода кипит. Если бы я была мужчиной, я влюбилась бы именно в такую барышню, чтобы она была моя вся, смотрела моими глазами, слышала моими ушами, думала моими мыслями» (гл. 6). У А. И. Куприна в «Молохе»: «Я слишком слаба и, надо правду сказать, слишком кисейная барышня для борьбы и для самостоятельности...» (гл. 6).

В воспоминаниях С. И. Лаврентьевой «Пережитое» читаем о 60-х годах: «Вместе с молодежью – мужчинами, взбудоражились и наши женщины, которые до того, как в старину боярышни в теремах, за мамушками да нянюшками, да сенными девушками сидели за пяльцами, так и позднее сидели белоручками, кисейными барышнями (как их прозвал Помяловский) за оравой крепостной дворни...» (Лаврентьева, с. 39). «...Мы с сестрой не были ничего не делающими кисейными барышнями , не знающими, как убить время» (там же, с. 41).

Таким образом, выражение кисейная барышня , пущенное в широкий литературный оборот Н. Г. Помяловским в 60-е гг., укрепилось в интеллигентской речи и в публицистическом стиле как едко-ироническая характеристика женского типа, взлелеянного старой дворянской культурой. Но постепенно, с изменениями общественного быта, экспрессивные краски в этом выражении тускнеют, и оно уже в начале текущего столетия отходит в архивный фонд русской литературной речи, хотя и появляется иногда на широкой арене общелитературного языка. Однако уже к концу XIX в. иссякает потребность и возможность роста таких индивидуальных ответвлений от образа кисейная барышня , как экспрессивные выражения: кисейность, кисейная дрянь и т. д.

Опубликовано вместе с заметками о словах веяние и поветрие, злопыхательство, новшество, пароход и халатный, халатность , в составе статьи «Из истории современной русской литературной лексики» (Изв. ОЛЯ АН СССР, 1950, т. 9, вып. 5). Этим заметкам в статье предшествует общее введение (см. комментарий к заметке «Веяние и поветрие »). В архиве сохранилась рукопись на 9 листках. Здесь печатается по тексту публикации, сверенному и уточненному по рукописи. О выражении кисейная барышня см. также в статье «Футляр. Человек в футляре». – В. Л .

«Что ты плачешь как кисейная барышня» — часто говорили родители в детстве капризным детям. А вот что на самом деле значит это выражение?

Значение выражения про барышню кисейную

Кисейная барышня — в наши дни застенчивая, слегка робкая, сентиментальная девушка. А раньше так обозначали глупую, недалекую, патриархально воспитанную. Выражение появилось в 19 столетии. В те времена оно значило светскую, недоразвитую женщину, которая консервативно относилась к популярной в том веке борьбе за женские права и независимость наравне с мужчинами.

В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» упоминает «кисейниц». В народе так называли: щеголих, которые носили кисею.

Кисея — прозрачная, нетяжелая накидка из хлопка. Относится к виду газовых тканей, у которых

нитки не накладываются друг к другу вплотную, а разделяются довольно таки видимыми промежутками, в результате чего получаются ткани довольно прозрачные и легкие. Примером такой ткани является обычная марля.

Происхождение выражения про кисейную барышню

Выражение «кисейная барышня», а точнее схожее, было первоначально упомянуто в повести «Мещанское счастье» Н. Г. Помяловским в 1 861 году.

«Кисейная девушка!… ведь жалко смотреть на подобных девушек - поразительная, жалкая пустота!… Читали они Марлинского, - пожалуй, и Пушкина читали; поют: ”Всех цветочков более розу я любил“ да ”Стонет сизый голубочек“; вечно мечтают, вечно играют… Ничто не оставит у них глубоких следов, потому что они неспособны к сильному чувству. Красивы они, но не очень; нельзя сказать, чтобы они были глупы… непременно с родимым пятнышком на плече или на шейке… легкие, бойкие девушки, любят сентиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы… И сколько у нас этих бедных, кисейных созданий!»

В каких произведениях еще употреблялся фразеологизм «кисейная барышня»

Примеры произведений где выражение про кисейную барышню или кисейную девушку был употреблен.

  • Лесков, «Островитяне»: «А может быть, нам некого скорей любить? Натурщиц полногрудых, что ли? или купчих шестипудовых?! или кисейных барышень?»
  • Шелгунов, «Женское безделье «: «В качестве кисейной барышни, вы гоняетесь за мотыльками, рвете цветы, вьете из них венки, делаете букетики из душистых полевых цветов и долго-долго вдыхаете в себя их аромат, точно вашей душе нужно что-то и это что-то сидит в вашем букете, который вы и тискаете, и прижимаете к сердцу, и нюхаете до самозабвения».
  • Писарев, «Роман кисейной девушки» : «К типу добродушной кисейной девушки подходят все женщины, не отличающиеся сильным и блестящим умом, не получившие порядочного образования и в то же время не испорченные и не сбитые с толку шумом и суетою так называемой светской жизни».
  • Мамин-Сибиряк, «Горное гнездо : «Анненька такая глупая, что ее обмануть ничего не стоит. Ведь она караулила тебя здесь все время, а ты и не подозревал? - Этого еще недоставало! Ничего нет скучнее этих кисейных барышень, которые ничего не понимают… Ведь сама видит, что надоела, а уйти толку не достает».