Класс: 2
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.
Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
План урока
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.
а). Орфографическая зарядка.
б). Разделить слова на группы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.
Но мы не говорили о них подробно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.
Таблица 6.
Таблица 8.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14
(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Таблица 11
за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.
Таблица 7
Таблица 1
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.
Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.
5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.
1). Предлог – служебная часть речи.
2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3). Предлоги служат для связи слов в предложении.
4). Перед глаголами предлоги не употребляются.
5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Упражнение 87 стр. 56 учебника.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.
Тест – опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
А. Предлоги не служат для связи слов
в предложении.
Б.
Предлоги служат для связи слов в
предложении.
А. Перед именем существительным.
Б.
Перед именем прилагательным.
В.
Перед глаголом.
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А.
Раздельно.
Б.
Слитно.
А. по танцевал
Б.
за школой
В.
на писать
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.
Таблица 3
Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.
Таблица 5
Таблица 4
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении (беседовать в кабинете , по вечерам , за столом ). Предлоги выражают различные отношения между предметами, действиями и признаками, которые называются этими словами, например пространственные (отправиться на юг ), временны́е (встретиться перед закатом солнца ), причинные (исключить из-за неуспеваемости ), целевые (бороться ради счастья ).
Предлоги бывают однозначными и многозначными. Так, предлог внутри указывает на место в пределах чего-либо (внутри шара , дома ), около обозначает время (около часа ) и место (около школы ). Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Так, под употребляется с В.п. и обозначает направление (отправиться под Москву ), состояние (взять под контроль ), время (случиться под вечер ), назначение (ящик под инструменты ). Под употребляется и с Т.п., обозначая пространство (стоять под деревом ) и причину (признаться под тяжестью улик ).
По структуре предлоги бывают простые, состоящие из одного слова (в, на , с , до ), и составные, состоящие обычно из двух-трех слов (вместе с , независимо от , в качестве , в течение , несмотря на , в связи с , в соответствии с ).
Предлоги бывают непроизводными и производными. Непроизводными, первообразными являются предлоги, не образованные от знаменательных слов: с, до , для , о и др. Они могут употребляться, как это было показано на примере под , с разными падежами. В эту группу предлогов входят: без (безо ) + Р.п., в (во ) + В.п. и П.п., для + Р.п., до + Р.п., за + В.п. и Т.п., из (изо) + Р.п., к (ко ) + Д.п., кроме + Р.п., меж , между + Р.п. и Т.п., на + В.п. и П.п., над (надо ) + Т.п., о (об) + В.п. и П.п., от (ото ) + Р.п., перед (передо ) + Т.п., по + Д.п., В.п. и П.п., под (подо ) + В.п. и Т.п., при + П.п., про + В.п., ради + Р.п., через + В.п. Сюда же относятся двойные предлоги, образованные от двух простых: из-за и из-под + Р.п.
Производные предлоги образуются посредством перехода знаменательных слов в служебные. При этом они теряют свое лексическое значение и морфологические признаки, употребляются обычно с одним падежом. Так, предлог вокруг + Р.п. (вокруг сада ) происходит из наречия вокруг (посмотрите вокруг ); путем + Р.п. (образовать слово путем сложения ) — от существительного путь в Т.п. (идти другим путем ). Производные предлоги образуются:
Предлоги, употребляемые вместе с существительными и местоимениями в определенных падежных формах, образуют их предложно падежные формы. Значение этих форм зависит от значения падежей и предлога, а также от лексического значения имени.
Безусловно, по уникальности любой язык достоин высоких оценок. Но каждый ли из них может похвастаться своим богатством лексики, гигантским набором грамматических форм, глубинным сложным и простым синтаксисом, величественной морфологией? Предлоги в русском языке обеспечивают высокий показатель уникальности.
Предлоги в русском языке являются отдельной частью речи. Классы и разряды их тоже требуют пристального внимания.
В современном русском языке выделяют 6 самостоятельных частей речи :
Помимо этой группы, лингвисты выделяют ещё одну, которую они назвали служебными частями речи (ч. р.). Её элементы выполняют «второстепенные» функции, но на высших формациях языка (синтаксис) их роль существенно выше, так как без них не получится составить предложение. Сюда входят 3 основные группы :
Из всех вышеперечисленных ч. р. наиболее интересна третья. Предлог не может отвечать ни на один из вопросов и пишется всегда перед существительным. По своей сути, он является своеобразным клеем или раствором, используемым для строительства синтаксического целого (предложения). Из предложений выстраивается текст, а значит, предлоги выполняют очень важную функцию в тексте. Таким образом, можно сформулировать определение.
Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
По происхождению и строению выделяют производные и непроизводные предлоги. Непроизводные никогда не были другими частями речи или их морфемами. Производные же образовались путём перехода самостоятельной части речи в служебные. Для русского языка такое явление не является редким и часто случается, когда одна часть речи постепенно приобретает морфологические признаки другой. Явление частеречного перехода постоянно изучается учёными. Основным инструментом такого анализа является выявление закономерностей в современных языковых процессах.
По структуре выделяют группы простых: в, под, на; и составных: несмотря на, в заключение.
Чтобы разобраться с написанием производных предлогов и их омонимичных форм, нужно определить причинно-следственные связи их образования. Следует выяснить на примерах, как должны писаться омонимичные формы, как подчёркиваются они и чем отличаются друг от друга на письме. Для этого необходимо составить таблицу.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что следует различать самостоятельные ч. р. и производные предлоги, так как от этого зависит, каким членом предложения являются слова. Если неверно определить ч. р., можно ошибиться в итоге. А значит, есть риск нарушить правила обособления дополнений и обстоятельств.
Производные бывают трёх видов :
Следует отметить, что, переходя из существительного, наречия или деепричастия, слово лишается морфологических признаков самостоятельных ч. р. Оно меняет одни морфологические категории на другие. Например, теряется род, число, падеж и т. д.
Морфологический разбор является способом доказать, какой ч. р. является слово. Любое из них обладает морфологическими признаками (категориями). Нужно ознакомиться с примером такого разбора.
Морфологический разбор состоит из 3 действий:
Таким образом строится устный разбор. На практике (письменно) он выглядит следующим образом:
Под высокой травой хоронится земля.
До сих не все знают, как подчёркивается предлог в предложении, и неверно его графически выделяют. Согласно общепринятому правилу, он может обозначаться только как и связанное с ним существительное.
Если в предложении существительное является дополнением (подчеркивается пунктирной линией), то п. будет подчёркиваться таким же образом (над лесом). Если существительное в предложении будет обстоятельством, то и п. будет подчёркиваться таким же образом.
Многие подчёркивают п. так же, как и прилагательное (волнистой линией), если оно стоит между существительным и предлогом. Это неверно. Он всегда связан только с существительным и отражает падежную форму этой части речи, но с прилагательным связывает его только зависимость от существительного.
Поскольку с п. могут употребляться только существительные, можно говорить о том, что это качество распространяется на ч. р., морфологические признаки которых сходны с именем существительным :
С этими ч. р. предлог может сочетаться, но с прилагательными, наречиями, порядковыми числительными связь никогда не наблюдается. Это связано с тем, что вышеперечисленные ч. р. по своим морфологическим категориям сходны с прилагательным, а предлог от него не зависит.
Почти каждый, кто начинает учить язык, сталкивается со сложностями при использовании английских предлогов.
Дело в том, что, используя английские предлоги, очень часто мы придерживаемся «русской логики» и дословно переводим их. Из-за этого допускаем очень много ошибок.
В статье я расскажу о 4 группах английских предлогов:
Предлоги направления используются, чтобы показать направление движения человека или предмета.
Например: «Она вышла из дома.»
Предлог | Перевод | Использование | Пример | |
Across | через |
Кто-то движется от одной стороны чего-то к другой. |
He was swimming across
the river. |
|
Along | вдоль, по | Идти вперед в направлении длины чего-то. | Go straight along
this street. Иди прямо вдоль этой улицы. |
|
Down | вниз | Двигаться с высокого положения к более низкому. | We skied down
the slope. Мы скатились на лыжах вниз по склону. |
|
Up | вверх | Двигаться с низкого положения к более высокому. | We are walking up
stairs. Мы идем вверх по лестнице. |
|
Round/around | вокруг | Двигаться по кругу, окружить что-то. | They danced around
a fir-tree. Они танцевали вокруг елки. |
|
Into | в | Попасть внутрь чего-то, заходить куда-то. | She came into
the building. Она вошла в здание. |
|
Out (of) | из | Выходить откуда-то, двигаться изнутри наружу. |
He went out of a restaurant. Он вышел из ресторана. |
|
Through | сквозь, через | С одной стороны (входа) двигаться к другой стороне (выходу). |
We will walk through
the forest. |
|
To | к | Используется, чтобы сказать, куда кто-то идет, по направлению к чему движется. | They are going to
the cinema. Они идут в кино. |
Предлоги времени нужны нам, чтобы указать время, когда что-то произошло/происходит/будет происходить.
Например: «Она закончит работу до 5 вечера.»
Давайте посмотрим на таблицу использования этих предлогов.
Предлог | Перевод | Использование | Пример | |
For | в течение |
Используется, чтобы сказать, как долго продолжается действие или ситуация. |
She was baking the cake for
an hour. |
|
During | в течение, на протяжении | Обозначает, что действие или ситуация продолжалась от начала до конца какого-то периода времени. | They were studying during
the night. Они занимались всю ночь. |
|
Since | с тех пор | Используем, когда говорим, что что-то происходит или происходило с определенного периода времени в прошлом. | He has known her since
childhood. Он знает ее с детства. |
|
By | к | Обозначает, что действие произойдет до или не позднее определенного времени или момента. | You have to send me the documents by
the Friday. Тебе нужно прислать мне документы к пятнице. |
|
Until/till | до | Используем это слово, когда что-то происходит до определенного времени, а потом прекращается. | Let"s wait until
Monday. Давайте подождем до воскресенья. |
|
From…to | с…до… | Используем, когда говорим, что что-то происходило от одного периода времени до другого. | We work from nine to
five. Мы работаем с девяти до пяти. |
|
Before | до | Используем, когда говорим, что что-то случилось раньше определенного действия или события. |
Read instructions before
use. |
|
After | после | Используем, когда говорим, что что-то произошло после какого-то события или того, как кто-то сделал что-то. |
You should rest after
the exercise. |
|
Over | за, в течение | Используется, когда вы занимались чем-то (с перерывами) в течение какого-то периода времени. | I am going to study English over
my holidays. Я собираюсь учить английский в течение моих каникул. |
|
Ago | назад | Используется, чтобы показать, как давно в прошлом что-то произошло. | They got married 5 years ago
. Они поженились 5 лет назад. |
|
Within | не позднее, чем; в течение |
Используется, когда говорим о том, что действие должно совершиться до того, как произойдет определенный период времени. Подчеркиваем ограниченность периода. | I will answer within
three days. Я отвечу в течение трех дней. |
|
Up to | до | Говорим, что что-то происходило/происходит до определенного периода. | He has kept the secret up to
now. Он хранил этот секрет до этого времени. |
|
In | в | Используется с месяцами, с временем суток, с годами, с временами года, с долгими периодами времени. | We met in
2001. Мы встретились в 2001. |
|
At | в | Используется с часами, с определенными моментами дня, с выходными и праздниками. | She will come at
6 o’clock. Она придет в 6 часов. |
|
On | в | Используется с датами, с днями неделями, со специальными датами. | He was born on
October 9. Он родился 9 октября. |
Предлоги причины и цели нужны нам, чтобы сказать, почему или для чего произошло какое-либо действие.
Например: «Она не пришла из-за болезни.»
Вот основные предлоги этой группы.
Предлог | Перевод | Использование | Пример | |
Because of | Потому что, из-за |
Используется, чтобы сказать, кто или что заставляет что-то происходить или является причиной чего-то. Чаще всего используется в разговорной речи. |
He was absent because of
illness.
He left because of
you.
|
|
In accordance with | В соответствии с, согласно | Используем, когда что-то происходит согласно правилу или закону. |
We have finished the work in accordance with
her instructions.
In accordance with the law I have prepared a contract. В соответствии с законом я подготовил контракт. |
|
On account of | Вследствие, из-за | Используем, когда говорим, что что-то произошло из-за чего-то. В особенности, из-за каких-то проблем или трудностей. |
We couldn"t sleep on account of
the noise.
The bus was delayed on account of
a snowfall
.
|
|
Thanks to | Благодаря, из-за | Используем, когда что-то произошло из-за кого-то или чего-то. Чаще всего что-то хорошее. |
We have tickets to the game thanks
to
you.
I found this apartment thanks to my friend. Я нашел эту квартиру благодаря моему другу. |
|
Due to | Из-за, благодаря | Используем, когда что-то произошло из-за чего-то (часто с негативным оттенком). В большинстве случаев используется в формальных, официальных случаях. | The plane was delayed due to
a technical problem.
Из-за технической проблемы рейс был задержан. The game was postponed due to
rain.
|
|
Through | Благодаря, из-за | Используется, когда что-то происходит из-за чего-то. | I lost the picnic through
sickness.
Я пропустила пикник из-за болезни. He failed his exams through
not studying enough.
|
|
From | По, из |
Используется, чтобы сказать, почему вы думаете что-то или верите во что-то. Также используется, чтобы сказать о том, что является причиной чего-то. |
I guessed from
her accent that she is French. From
what I"ve heard, the new exam will be more difficult. |
|
Of | От, из-за, по | Показывает причину, по которой произошло что-то (как правило плохое). |
The economy is the cause of
the crisis. He died of
a heart attack. |
|
For | Для, за, из-за |
Используем, когда говорим, что делаем/используем что-то для определенной цели. Также, когда что-то происходит из-за или в результате чего-либо. |
I have bought him a cake for
his birthday. Я купил ему торт для его вечеринки. We could hardly see for
the mist. |
Итак, теперь вы знакомы с английскими предлогами. Давайте закрепим их использование на практике.
Переведите следующие предложения на английский язык. Свои ответы оставляйте в комментариях.
1. Кот в коробке.
2. Они шли вдоль улицы.
3. Она опоздала из-за пробки.
4. Собрание начнется в 7 часов.
5. Мяч под диваном.
Предлог – это служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях: поеду к дяде, схожу за молоком, ходить по трое .
Морфологические признаки предлогов
Предлоги связывают слова в словосочетаниях и предложениях: поехать в магазин, выйти из магазина, зайти за дом .
Предлогам, как и другим служебным частям речи, не свойственно изменяться.
Предлоги сами по себе не представляют собой члены предложения, но входят в их состав (подчёркивать необходимо вместе с самостоятельными словами): Мы сошли с дороги .
Виды предлогов
По составу предлоги можно разделить на три основные группы:
1) Простые предлоги (в их составе всего одно слово с одним корнем): у, около, над, благодаря.
2) Составные предлоги (в состав таких предлогов входит два слова и более): несмотря на, в отличие от, в продолжение.
3) Сложные предлоги (содержат два корня, писать их нужно через дефис): из-за, из-под, по-над.
По происхождению различают две группы предлогов:
1) Непроизводные (не соотносятся по образованию с какой-либо частью речи): в, к, о, с, у, за, от и другие. К непроизводным предлогам относятся и более сложные: из-за, из-под, по-над.
2) Производные предлоги по своему происхождению связаны с другими частями речи: навстречу, вроде, насчёт, несмотря на.
Предлоги, образованные от других частей речи, бывают:
1) Наречные (генетически связаны с наречиям): вблизи, впереди, внутри, позади и др. Такие неизменяемые слова как вблизи, вокруг, около и подобные употребляются, в том числе, и самостоятельно (вне связи с именем), т.е. могут относиться к наречиям. Сочетаясь с существительными, эти слова становятся предлогами: Он продолжал ходить вокруг да около (наречия) – Было уже совсем поздно, около полуночи (предлог).
2) Отыменные предлоги являются результатом перехода существительных в состав предлогов. Чаще всего к ним относятся бывшие имена существительные с предлогами: вследствие, в течение, в продолжение, наподобие, в отношении, в силу и др. Примеры: Вследствие какой-то задержки нам пришлось ожидать следующего троллейбуса. В продолжение всей зимы Скворцовы раза два-три в неделю навещали нас.
3) Отглагольные предлоги непосредственно связаны с деепричастиями: несмотря (на), невзирая (на), благодаря, включая, исключая, начиная (с), спустя и др. Пример: На море, несмотря на туман, можно было любоваться прекрасными пейзажами.
Вместе со статьёй «Что такое предлог в русском языке?» читают: