Правила по русскому языку производные предлоги. Урок русского языка в условиях подготовки к егэ

Правила по русскому языку производные предлоги. Урок русского языка в условиях подготовки к егэ "правописание производных предлогов"

Формулировка задания - 2019

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, Франции.
Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
(И)ТАК, речевой этикет - явление универсальное, но (В)МЕСТЕ с тем каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.
В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ - в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.
В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона.

Правильный ответ: итак, вместе.

Что следует знать для правильного выполнения задания

1. Правописание производных предлогов
2. Правописание союзов и омонимичных частей речи
3. Слитное и раздельное правописание наречий
4. Дефисное написание наречий
5. Правописание частиц

1. Правописание производных предлогов и омонимичных частей речи​

1) Различайте производные предлоги и существительные с непроизводным предлогом. Это просто - производный предлог можно заменить обычным (вследствие = из-за), существительное заменить предлогом невозможно (в следствие по делу вкралась ошибка).

В ТЕЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИИ
Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА? Идущее за ним существительное имеет значение времени. Между непроизводным предлогом В и именем существительным в предложном падеже ТЕЧЕНИИ можно вставить имя прилагательное или причастие. Как правило, речь идёт о воде или болезни.

(Как долго?) В течение всего года усердно занимался.
(Когда?) В течение лета прочитал много книг.
В течении реки много поворотов. - В нижнем (быстром) течении реки много поворотов.
Неожиданные изменения произошли в течении болезни. - Неожиданные изменения произошли в пристально изучаемом течении болезни.
В ПРОДОЛЖЕНИЕ В ПРОДОЛЖЕНИИ
Производный предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА? Идущее за ним существительное имеет значение времени. Между непроизводным предлогом В и существительным в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИ можно вставить имя прилагательное или причастие.
(Как долго?) В продолжение месяца ремонтировали дом.
(Как долго?) В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара.

Новые персонажи появились в продолжении романа. - Новые персонажи появились в долгожданном продолжении романа.
ВСЛЕДСТВИЕ, (= ИЗ-ЗА) В СЛЕДСТВИЕ, В СЛЕДСТВИИ
Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, его можно заменить непроизводным предлогом ИЗ-ЗА, он указывает на причину, отвечает на вопрос ПОЧЕМУ? Между непроизводным предлогом В и существительным СЛЕДСТВИЕ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное или причастие.

(Почему?) Вследствие (=ИЗ-ЗА) болезни остался дома.
Запомните стихотворную подсказку: ВСЛЕДСТВИЕ - «из-за» — ясно вполне: Слитно всё напишем, конечная Е.
В следствии по делу о хищении выяснилось много новых фактов. - В нашумевшем (небезызвестном) следствии по делу о хищении выяснилось много новых фактов.
В вследствие по делу о хищении вкралась ошибка. - В проведенное следствие по делу о хищении вкралась ошибка.

Примечание:

Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ (пишется в одно слово, на конце Е) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ (пишется в одно слово, на конце ИИ):
ВПОСЛЕДСТВИИ = ПОТОМ
Впоследствии (=ПОТОМ) он не раз
вспоминал о школе. - Вследствие (-из-за) сломанной руки я подолгу не мог посещать школу.

Подсказка:

Впоследствии словом «потом» замени:
В - всегда слитно, конечная - И.

Примечание:
От производного предлога ВВИДУ, который пишется в одно слово и заменяется непроизводным предлогом ИЗ-ЗА, следует отличать производный предлог В ВИДЕ, который пишется в два слова:
ВВИДУ (=ИЗ-ЗА) - В ВИДЕ чего-либо
Примеры:
Ей подарили брошку в виде бабочки. Разрешили дописать в виде исключения.

Примечание:
От производного предлога НАСЧЁТ, который пишется в одно слово и заменяется непроизводным предлогом О, ОБ, следует отличать производный предлог ЗА СЧЁТ, который пишется в два слова и может быть заменён производным предлогом БЛАГОДАРЯ.
НАСЧЁТ (= ОБ) - ЗА СЧЁТ (=БЛАГОДАРЯ)
Примеры
Если Вам необходимо позвонить, а на счету ноль, воспользуйтесь услугой «Звонок за счёт друга».

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце, когда имеет значение «ЗАВЕРШАЯ», «В ИТОГЕ», «ПОД КОНЕЦ». Между непроизводным предлогом В и именем существительным ЗАКЛЮЧЕНИИ можно вставить имя прилагательное.

В заключение (= под конец) своего трудового договора. В заключение я хочу сделать вывод.

В заключении он пробыл шесть лет. - В строгом заключении он пробыл шесть лет.

В заключении доклада хочется подытожить сказанное. - В долгожданном заключении доклада хочется подытожить сказанное.

В заключении работы я хочу сделать вывод. - В самом заключении работы я хочу сделать вывод.

Запомните:

1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова: в связи с отъездом.
2. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце:
В отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки.
3. Производный предлог ВСЛЕД пишется в одно слово и может быть заменён непроизводным предлогом ЗА:
Вслед за мной шли мои одноклассники.
4. Запомни правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно:
ПОСЕРЕДИНЕ комнаты ВБЛИЗИ памятника ВМЕСТО сестры
5. Производный предлог НА ПРОТЯЖЕНИИ пишется раздельно, в два слова:
На протяжении всего пути молчали.

Различайте:

2. Правописание союзов и омонимичных частей речи

Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи.
Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЁМ, И ТАК, ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место, либо между этими двумя компонентами вставить другое слово.

ЧТОБЫ (союз) ЧТО БЫ (местоимение с частицей)
Я зашёл, чтобы обсудить с тобой эту проблему. Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом
1) БЫ нельзя убрать из предложения или переставить в другую часть предложения.
2) Простой союз ЧТОБЫ можно заменить синонимичными составными союзами:
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ С ТЕМ ЧТОБЫ
Я зашёл, чтобы обсудить с тобой эту проблему. = Я зашёл, для того чтобы обсудить с тобой эту проблему.
1) БЫ можно убрать из предложения или переставить в другую часть предложения:
Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом. - Я спросил, что мне прочитать об этом. - Я спросил, что мне бы прочитать об этом.

2) Местоимение ЧТО можно наполнить содержанием, заменить именем сушествительным:
Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом. - Я спросил, какую книгу (газету, журнал) мне ещё прочитать об этом.

ТОЖЕ, ТАКЖЕ (союзы) ТО ЖЕ (местоимение с частицей) ТАК ЖЕ (наречие с частицей)
Я тоже прочитал этот рассказ.
Я также прочитал эту повесть.
Я писал то же сочинение, что и она.
Сегодня на улице так же ветрено, как и вчера.
1) ЖЕ нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.
2) Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, поставив этот союз в начало предложения:
ТОЖЕ = И,
ТАКЖЕ = И.
Я тоже прочитал этот рассказ. - И я прочитал этот рассказ.
Частицу ЖЕ можно отбросить или переставить в другое место без искажения смысла предложения:
Я писал то же сочинение, что и она. - Я же писал то сочинение, что и она. - Я писал то сочинение, что и она.

Если присутствует слово «самое» или его можно подставить;
То же самое сказал и преподаватель.

Примечание:
К местоимению ТО и наречию ТАК можно задать вопрос: сочинение (какое?) то, ветрено (как?) так.
Местоимение ТО можно заменить местоимением ЭТО:
Я писал то же сочинение, что и она. - Я писал это же сочинение, что и она.

Наречию ТАК обычно соответствует слово КАК в предложении: ТАК ЖЕ...., КАК...

Подсказка:
ТАК ЖЕ раздельно пишет всяк,
Если дальше слово КАК.

Запомните правописание следующих устойчивых сочетаний слов:
ТО ЖЕ..., ЧТО

ТО ЖЕ САМОЕ

ОДНО И ТО ЖЕ

ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК

ВСЁ ТАК ЖЕ

ВСЁ ТО ЖЕ

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

ЗАТО (союз) ЗА ТО (местоимение с предлогом)
Встретиться никак не удавалось, зато письма писали часто. Благодарю вас за то любезное приглашение.
Не берись за то, что тебе не по силам.
Союз ЗАТО можно заменить союзом НО:
ЗАТО=НО
Встретиться никак не удавалось, зато письма писали часто. - Встретиться никак не удавалось, но письма писали часто.

Местоимение ТО легко заменить именем существительным, прилагательным или наречием:

Благодарю вас за то любезное приглашение. - Благодарю вас за слишком любезное приглашение.
Не берись за то, что тебе не по силам. = Не берись за дело, что тебе не по силам.

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

На уроке вы повторите основные сведения о предлоге и подробнее остановитесь на теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов». Вместе с учителем вы разберете примеры, которые помогут вам отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, от которых предлоги образованы.

Рис. 2. Существительные с предлогом. ()

· Отличие предлога от деепричастия.

· Отличие предлога от наречия.

Домашнее задание

Упражнения № 308, 309, 310. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1 . Составить и записать предложения со словами:

в течение - в течении; вследствие - в следствии; в продолжение - в продолжении; насчет - на счет.

Задание №2. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1. (В)следствии.. снежных заносов нам пришлось заночевать на полпути в (не)знакомом городе. 2. Разговор необходимо (от)ложить (в)виду предстоящего отъезда. 3. Я пришел поговорить (с)вами (на)счет сестры. 4. Придется тебе подежурить (в)место меня. 5. Имейте (в)виду , я (не)пременно приду завтра узнать, выполняете ли вы советы врача.

Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке.

3. Культура письменной речи ().

Лекции и электронные учебники.

Предлог. Правописание предлогов.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Орфограммы и правила правописания предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов….

Орфограмма №7 с другими словами пишутся отдельно: на реке (пр., сущ.); на тебе (пр., мест.); к пяти(пр. числ.).

Между и словом можно вставить вопрос или слово: на (чем?) небе или на (голубом) небе .

Орфограмма №65 Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: идти навстречу (из наречия) судьбе . Некоторые предлоги и наречия являются функциональными омонимами. Необходимо различать предлоги и наречия: Используются без существительного – наречие, с существительным (или местоимением) – предлог. Посмотреть вокруг (наречие) — посмотреть вокруг себя (предлог);
идти навстречу (наречие) — идти навстречу друзьям(предлог) Орфограмма №66 Пишутся слитно следующие производные предлоги:

  • ввиду (= по причине, = из-за),
  • вроде (= подобно),
  • насчет (= о, об).
  • вместо, наподобие, вследствие (= по причине), сверх

Чтобы убедиться, что перед нами производный предлог, а не другая часть речи, надо попробовать заменить этот предлог синонимичным ему предлогом, смысловое значение при этом не изменится:

По причине дождя мы не пошли в поход. = Из-за дождя мы не пошли в поход.

Болеть в течение недели (= в продолжении ).

Орфограмма №67 В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется е (так как они образовались из формы винительного падежа) : в течение урока, в продолжение занятий, вследствие болезни . Сочетания с в течение, в продолжение всегда имеют значение времени и отвечают на вопрос как долго? . Эти предлоги могут заменять друг друга. Их следует отличать от сочетаний существительных в предложном падеже, с предлогом в . В сочетаниях между существительным и предлогом возможна подстановка определения: в кратком заключении , в верхнем течении реки, в этом продолжении ; кроме того существительное требует после себя зависимого слова в родительном падеже: в заключении статьи, в продолжении романа . Парные предлоги сращения из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, для-ради, за-ради пишутся через дефис. Из-за туч выглянуло солнце. Из-под крыльца выскочила собака.

О некоторых предлогах.

  • с квозь имеет на конце Ь : Мы пробирались сквозь густые заросли.
  • близ пишется без Ь : Близ дома была стройка. Прим. написание близь только у существительного: не разберешь где даль, где близь .
  • благодаря, согласно управляют формой дательного падежа существительного или местоимения: благодаря заботе, согласно расписанию . Форма родительного падежа существительных после этих предлогов не употребляется.

Слитное написание производных предлогов

  • Ввиду — пишется слитно, если имеет причинное или следственное значение: Ввиду морозов занятия отменили — предлог ввиду можно заменить предлогом синонимом из-за (Из-за морозов занятия отменили ); в виду пишется раздельно, если выражает пространственные отношения (= вблизи, поблизости): Корабль долго плыл в виду (вблизи) берега . Запомнить: Иметь в виду .
  • вроде — слитно, синоним наподобие, следует отличать от предложно-падежного сочетания в роде ; ср.: Я начал писать что-то вроде (= наподобие) воспоминаний — В роде нашем трусов не было ;
  • вслед — слитно, синоним вслед за , следует отличать от сочетания существительного с предлогом в след ; ср.: Вслед убегающему зверю неслось улюлюканье (вслед за убегающим зверем). — Охотники всматривались в след зверя ;
  • вследствие — слитно, выражает причинные или следственные отношения, синоним из-за , отличается от существительного с предлогом не только слитным написанием, но и постоянной конечной е; Вследствие (= из-за) плохой погоды поход не состоялся.- В следствие по обвинению была внесена поправка. Не путать с наречием впоследствии , которое не бывает предлогом и всегда оканчивается на и.
  • навстречу — слитно, следует отличать от существительного с предлогом на встречу ; ср.: Навстречу ему шел человек. — На эту встречу (с молодежью) пришел писатель — в последнем примере между предлогом и существительным возможна подстановка определения, кроме того, существительное может иметь зависимое слово в творительном падеже.
  • насчет — слитно, синоним о (об) на счет ; ср.: распорядиться насчет уборки- положить деньги на счет ;
  • наподобие — слитно, синоним вроде , не путать с существительным с предлогом на подобие: серая птица наподобие (=вроде) перепелки. — обратить внимание на подобие (на что?) этих фигур .
  • невзирая на — несмотря на — слитно с не , имеют уступительное значение, отличаются сочетаний деепричастий с отрицанием не, которые пишутся раздельно: ср.: Несмотря (невзирая ) на усталость, мы поднялись на вершину горы (Мы поднялись на вершину горы, хотя и устали). — Не смотря ни на кого, она выбежала из комнаты;
  • посередине (посредине) — слитно, выражает пространственные отношения, следует отличать от сочетания существительного с предлогом; ср.:
Раздельное написание предлогов: в течение, в продолжение, в отличие от, в виде, на протяжении, в силу, в меру, по мере, в заключение, во избежание, во изменение, во исполнение, в связи с, в деле.
    Cмотрите по этой теме:
  • См.

Упражнения к теме «Правила правописания предлогов. Различение предлогов и омонимичных частей речи»

Упражнение 1. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; определите, какими частями речи являются выделенные слова.

(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу те..рористов, вмешаться (в) следстви.. ;

(в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести;

(в) течени.. ручья, (в) течени.. месяца;

(в) виду недостатка времени, иметь (в) виду ,узор (в) виде снежинки;

узнать (на) счёт подписки, перевести (на) счёт другой организации, говорил (на) счёт творческого поиска;

узор (в) роде снежинки, (в) роде Толстых;

узор (на) подоби.. снежинки, обратите внимание (на) подоби.. этих явлений, что-то (на) подоби.. сачка,(на) подоби.. героев основан весь сюжет;

(из) под бровей, спор (из) за поступков, зорька (по) над лесом;

сесть (в) место шофёра, попасть (в) место соединения деталей;

(в) силу непр..двиденных обстоятельств, верить (в) силу мысли;

идти (на) встречу опас..ности, надейся (на) встречу с ней;

(в) связи с отчётом, обвинили (в) связи с конкурентами;

(в) заключени.. выступления, (в) заключени.. предупредил всех;

(не) взирая на ливень, (не) смотря на прив..легии, (не) смотря в мою сторону;

(по) причине неурожая;

(по) мере выращивания, (по) мере продвижения на восток, (по) мере сил стараться;

(в) продолжени.. утра, (в) продолжени.. фильма;

(в) след за докладчиком, ступать след (в) след ;

(в) отличи.. от ко..лег, (в) отличи.. от предыдущих докладчиков;

(на) перерез течению, (на) перекор стихиям, идти (на) перекор здравомыслию;

(в) целях ликв..дации задолже..ности, (в) целях никто не сомневался;

предложить(с) верх нормы, достать (с) верху .

Упражнение 2. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

1.Около леса, как в мя..кой постел.., выспат..ся можно.

2. Григорий пр..вязал к кусту коня, лёгоколо , пр..крыв от ветра лицо полой шинел.. .

3. Кругом до самого гор..зонта тянулась степь.

4. Мы обошликругом сада, не пропуская ни одного р..стения.

5. Проходя мимо Швабрина, Гринёв ост..новился.

6. Потапов решил в дом не зах..дить, а только пройти мимо .

7. Лена поднялась со ск..м..и, сделала (не) сколько шагов (на) встречу .

8. Я видел, что казаки тороп..т..ся домой, и пош..л (на) встречу их ж..ланию.

9. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры.

10. Люди люб..т и умеют пр..творят..ся несчас..ными для того, чтобы жить (на) счёт других.

11. Нехлюдов вернулся на тр..отуар и, велев изво..ику ехать за собой, пошёл (в) виду коло..ы людей.

12. (В) виду недостатка в продовольстви.. сокр..щение пути теперь было особе..но важно.

13. Я многих людей имею тут (в) виду .

14.Благ..даря выпавш..му снегу можно было (кое) что рас..мотреть на земле.

15. Старуха проводила меня, благ..даря за оказа..ную помощ.. .

16. Всё было с..гласно в чертах нищ..го (М. Лермонтов).

17. Все идут с..гласно , как один ч..ловек.

18. Ж..ниховой родне, с..гласно уговору, подн..сли по три рюмки водки.

Задание. Спишите, раскрыв скобки, вставив, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Упражнение 3. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Около леса, как в мя..кой постел.., выспат..ся можно. Григорий пр..вязал к кусту коня, лёг около , пр..крыв от ветра лицо полой шинел… Кругом до самого гор..зонта тянулась степь. Мы обошли кругом сада, не пропуская ни одного р..стения. Проходя мимо Швабрина, Гринёв ост..новился. Потапов решил в дом не зах..дить, а только пройти мимо . Лена поднялась со ск..м..и, сделала (не) сколько шагов (на) встречу. Я видел, что казаки тороп..т..ся домой, и пош..л (на) встречу их ж..ланию. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры. Люди люб..т и умеют пр..творят..ся несчас..ными для того, чтобы жить (на) счёт других. Нехлюдов вернулся на тр..отуар.. и, велев изво..ику ехать за собой, пошёл (в) виду партии. (В) виду недостатка в продовольстви.. сокр..щение пути теперь было особе..но важно. Я многих черепах имею тут (в) виду. Благ..даря выпавш..му снегу можно было (кое) что рас..мотреть на земле. Старуха проводила меня, благ..даря за оказа..ную помощ….Все идут с..гласно , как один ч..ловек. Ж..ниховой родне, с..гласно уговору, подн..сли по три рюмки водки .

Упражнение 4 . Перепишите, раскрывая скобки, в две колонки: справа – с предлогами, слева – с соотносимыми сочетаниями.

А) (В)виду отсутствия средств, (в)следствии по делу о краже, договорились (на)счет жилья, (в)след за тем похолодало, (в)следствие сильных заморозков, имейте (в)виду сложные погодные условия, звук (в)роде свиста, (в)продолжении повести герои поженились, деньги положены (на)счет, прибыл (в) место назначения.

Б) Брошь (на)подобие мыши, (в)роду их были только военные, обратите внимание (на) подобие этих фигур, поставил (по)середине комнаты, работа (в)место отдыха, (в)течение целого лета, (на)середине реки лодка остановилась, терпели (в)продолжение месяца, ступали след (в) след, (в) течении реки.

Упражнение 5 . Перепишите, раскрывая скобки.

А) автостоянка (в)близи жилого дома, (в)заключение выступления он сказал о своих планах, (в) заключении комиссии было несколько параграфов, (в) связи с отъездом артистов, (в)силу многих обстоятельств, (во)время прогулки, (во)круг города, перенесли игру (в)следствие непогоды, фигура (на)подобие груши, радио (в)виде телефона, домик (в)роде бочки, (в)виду недостатка времени.

Б) (в)следствие опоздания, (в)доль главной улицы, открытка (в)виде пирамиды, обежать (во)круг дома, (во)преки прогнозам пошел снег, (в)последствии встретиться не удалось, (в) последствиях разобраться будет сложно, (в) место, указанное на карте, камень (в)место хлеба, стоит (с)боку стола.