Почему у славян не было рабов. Существовало ли в России рабство? На Руси не было рынков рабов

Почему у славян не было рабов. Существовало ли в России рабство? На Руси не было рынков рабов

Рабство у славян

Среди зависимого населения древней Руси IX - XII вв., весьма существенное место занимали рабы. Их труд даже преобладал в древнерусской вотчине. В современной исторической науке особенно популярной является идея о патриархальном характере рабовладения на Руси. Но в литературе есть и другие мнения. П.Н.Третьяков, касаясь рабства у славян и антов, писал: «Рабов продавали и покупали. Рабом мог стать член соседнего племени. Во время войн рабы, особенно женщины и дети, являлись непременной и очень важной частью военной добычи. Вряд ли можно рассматривать все это в качестве примитивного пат­риархального рабства, которое было распространено у всех первобытных народов. Но это не было, конеч­но, и развитым рабовладением, оформившимся как целостная система производственных отношений».

Русская правда также указывала и другие источники появления рабов на Руси, помимо захвата пленных. Такими источниками являлись: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Также рабом мог стать беглый закуп или человек, совершивший тяжкое преступление. Исследователь Е.И.Колычева о рабстве в древней Руси пишет следующее: «...холопство на Руси как правовой ин­ститут не представляло собой нечто исключительное, непо­вторимое. Для него характерны те важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабст­ва». На Руси существовало несколько форм рабства: холопство и челядь (В VI - IX веках челядь - рабы-пленники. В IX - X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин «холопы». В XVIII - XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика).

Чехия

У чехов торговля военнопленными рабами велась уже при Бржечиславе I ; тогда же в рабство отдавались и за совершение известных преступлений, и за нарушение брачного союза, а также и неоплатные должники. В XII веке рабами торговали в Праге евреи ; это было запрещено королём Вацлавом I . Известны случаи освобождения рабов в Чехии или по милости владельца (1108, 1132 гг.), или по выкупу (1167 г.). .

Польша

В Польше о существовании рабства ещё в середине XIII века свидетельствует один памятник польского обычного права, написанный на немецком языке ; в нём не говорится о рабах, но говорится о рабынях (нем. Dirne), которые покупались, давались в приданое, словом, находились в гражданском обороте наравне с движимыми вещами. У поморских славян также были рабы, главным образом из военнопленных .

Сербия

В различных сербских памятниках находится много известий о рабах («челядин, сиракь, челядь, работьник, робь»); к ним по положению можно приравнять и «отроков». В § 21 Законника Душана («и кто продаст христианина в иноверную веру, тому пусть отсечется рука и отрежется язык») можно видеть указание на существование у сербов рабства в XIV в. .

Славяне Адриатики

У славян адриатических, вероятно, уже в - вв. велась работорговля . Из статутов прибрежных островов и городов Далмации можно заключать о существования здесь рабства. Главным поводом к рабству служила война с внешними врагами и внутренняя борьба между владельцами, племенами и общинами. Так как жители Далмации не имели довольно земли, чтобы приучать рабов к земледелию, то появилась торговля рабами, не прекращавшаяся несмотря на запрещения. Рабов можно было продавать, закладывать, отдавать в уплату долга, давать в приданое дочерям, отпускать на волю. Рабство простиралось на потомков через рождение. Обращение с рабами было не мягкое, но все же раб был не совсем вещью и господин не имел власти над жизнью и смертью раба. Беглых рабов господин мог отыскивать через приставов. Никто не имел права что-либо покупать или брать в заклад от рабов. За вред, причинённый кому-нибудь рабом, отвечал господин последнего. В далматинских статутах мы находим также следы рабства за долги. Имели рабов и дубровничане, как видно из грамот . Среди других предметов торговли они не брезговали и рабами, которых в изобилии доставляла Босния .

Русь (средние века)

Хотя работорговля и рабство не являлась существенным социальным явлением в жизни подавляющего большинства русских славян (в целях войн не было захвата рабов и наложниц, не было невольничьих рынков и т.п.), с появлением государства рабство на Руси стало иметь место (в рабы попадали за совершение особо тяжких преступлений, см. виды наказаний «Русской Правды »). Таким образом, начало рабству было положено необходимостью осуществлять наиболее суровую меру наказания не прибегая к убийству, в рабы изначально попадали наиболее опасные преступники. О рабстве на Руси известно из многих средневековых источников, в частности, из законов «Русской Правды » киевского князя Ярослава Мудрого . Кроме того, некоторые народы (в частности, варяги), по-видимому принятые за славян, имели в качестве основного источника дохода похищение и продажу рабов и потому в отдельные источники вошли упоминания, иногда ошибочно понимаемые как упоминания о славянах как живущих за счет работорговли. В частности, так арабский путешественник первой половины Х века Ибн Фадлан описывает работорговлю варягов в волжском городе Булгар .

Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян»

(В тексте явно прослеживается противопоставление описываемых автором "руси"-варягов - славянам).

Положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Единственное отличие состояло в том, что крепостной мог перейти к другому хозяину на Юрьев день . Раб был лишён такой возможности.

В дальнейшем рабы слились с холопами , дворовыми людьми и другими категориями крепостных . В России отмена рабства произошла в 1861 году: Алескандр II издал указ, запрещающий крепостное право (для сравнения: официальная отмена рабства в Мавритании произошла в 1981 году, институт султанского гарема в Стамбуле с женщинами-рабынями прекратил существование лишь в 1909 году, после отречения от престола Абдул-Хамида Второго, до сих пор натуральное "классическое" рабство имеет место де-факто в Мавритании, Судане, Сомали, Пакистане, Индии, Непале, Мьянме, Анголе).

Россия (новое время)

Примечания

Ссылки

  • Игорь Фроянов. Рабство и данничество у восточных славян

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рабство у славян" в других словарях:

    Содержание: Источники рабства. Рабство у современных дикарей и варваров. Рабство у арийцев и в Индии. Рабство в Китае. Рабство в Египте. Рабство в Ассиро Вавилонии. Рабство у евреев. Рабство в Мидии и Персии. Рабство в Греции. Рабство в Риме.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рабство (значения). Запрос «Раб» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рáбство исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого… … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. На окраинах Римской империи жили так называемые варварские» племена. Варварами римляне именовали всех негреков и неримлян. Наиболее многочисленными были племена славян, кельтов и… … Википедия

    Первая исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при к рой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина рабовладельца. В наиболее отчетливых формах Р. раб не имел никаких прав и считался вещью, к… … Советская историческая энциклопедия

    Исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина рабовладельца. На стадии наиболее отчётливых форм Р. раб не имел никаких прав; лишённый… … Большая советская энциклопедия

    Один из древнейших правовых институтов, представляющий собой право собственности (частного лица, общины, государства) на человека как на вещь. Обычными атрибутами Р. были торговля рабами и внеэкономическое принуждение к труду. Часто господство… … Энциклопедия юриста

    Общественный строй древних южных славян - Славянские племена, общественный строи и быт которых описываются в трудах писателей, живших в восточной части Римской империи, населяли огромную территорию от Лабы (Эльбы) до Северского Донца, Оки и Верхней Волги и от Балтийского поморья до… …

    - (восточнославянские союзы племен, племена восточных славян) форма социальной организации восточнославянского общества в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности. Союзы племен носили не только родовой, но… … Википедия

    Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений в Восточной Римской империи (Византии). Поселение на её территории славян и других народов - Образование Восточной Римской империи С конца III в. в результате кризиса рабовладельческого способа производства стало сильней проявляться экономическое и политическое обособление восточных областей Римской империи от западных. Вследствие… … Всемирная история. Энциклопедия

К 145-летию отмены крепостного права в России в журнале "Медведь" была опубликована статья бывшего вице-премьера правительства РФ Альфреда Коха об истории и идеологии рабства в России.
Статья интересная. Меня попросили прокомментировать эту статью, потому что наслышана о моих исследованиях древнейшей истории Руси. Вот что получилось.

Часть 1.

Были наши древние предки рабами?

Кох: Вопрос о том, как вольные хлебопашцы стали рабами, занимает меня давно. И действительно! Вот они, свободные племена древних славян. Вот их удалой князь с дружиной. Вот свободолюбивые русские люди сбрасывают татарское иго (а если не свободолюбивые, то чего они его, спрашивается, сбрасывают?). И потом - бац: 90% населения - рабы, которыми торгуют как скотом. Как, в какой момент это могло случиться?

Климов: Ответ на традиционный вопрос о «загадочной русской душе» до банальности прост. Русский этнос - это современная форма варварского мира, и изучать его нельзя исходя из понятий эллинского мира. Эволюция человечества, во всяком случае индоевропейцев, прошла во время оледенений и затоплений в Восточной Европе. В условиях меняющегося климата эффективными оказались две стратегии выживания. Одни стали прятаться в варах, круглых земляных жилицах. Так возникло варварское общество. Все знание о внешнем мире у варваров основываются на рассказах редких путешественников. Это лунная династия, обладающая отраженным сознанием. Варвары были частью рода, как муравьи или пчелы. Все подчинялось интересам выживания рода. Это оказалось очень надежная стратегия, которая позволила пережить великое оледенение и потоп. Когда климат улучшился часть людей стала уходить из варов, становилась охотниками, свободными людьми. Чтобы выжить в одиночку они должны были быть адекватными людьми. Саблезубый тигр мог не разделять их «понты и иллюзии» Поэтому мозг охотников эволюционировал вместе с усложнением природы. Только это обеспечивало выживание. А все вокруг, как известно, непрерывно усложняется.
Так возникли две ментальности: восточная лунная и западная солнечная. По мере усложнение мира эволюционирует западное сознание, вслед за ним с задержкой меняется и восточное сознание. Наш ум устроен по подобию природы. У нас есть две половины мозга. Одно формирует эллинское (западное) сознание, другое образное восточное. Вместе - это ум. Так человечество разделилось на эгоистов и коммунистов, в зависимости какое полушарием мозга доминирует.
Надо принять как должное, что они разные, но связанные. В Восточной Европе - варвары, по периферии - эллины. Эти миры взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. В варварском мире никогда не было рабства. Поэтому на Руси никогда не было рабов. Варварское общество состоит из сословий. Это сложная организация общества, когда ваша частная жизнь подчинена богоданным правилам. Цивилизации варваров в Восточной Европе существовали много тысяч лет, их законы после наступления христианства забылись, но они определяют народную ментальность и обычаи всех русских народов до сих пор. Все сложней, чем кажется на первый взгляд.

Про Киевскую Русь ….
Кох: Я не буду здесь подробно описывать положение дел в Киевской Руси времен Вещего Олега или Владимира Красное Солнышко. Это был период разложения общинного строя, феодальные отношения только начинали складываться, а взаимоотношения князя и данников были настолько своеобразными, что когда князь Игорь пошел второй раз за год взимать дань с древлян (о, неистребимая людская жадность!), то они его попросту убили. За что и были сожжены христианнейшей княгиней Святой Ольгой. Нравы были просты, люди незамысловаты, и всерьез анализировать тонкости взаимоотношений между князем и его дружиной, с одной стороны, и «налогооблагаемой базой» - с другой, не очень интересно и продуктивно. Самый верный способ описания тогдашних отношений заключается в использовании следующих терминов:
- «авторитет» - князь, глава банды;
- «братва» - его помощники, руководители подразделений;
- «пехота» - простые дружинники и личные слуги князя;
- «блатные» - князь, его слуги и дружина;
- «ларечники», «кооператоры», «коммерсы», «фраера», «мужики» - посадские люди (купцы и ремесленники), крестьяне;
- «наезд» - предложение охранных услуг;
- «честная доля» - дань, которую должны платить охраняемые за охрану;
- «общак» - княжеская казна;
- «стрелка», «разборка» - битва добрых молодцев в чистом поле за облагаемые данью территории;
- «спортсмены», «беспредельщики» - викинги, варяги;
- «законники» - хазары;
и т.д.
Впрочем, сравнение тогдашних (да и не только тогдашних) правителей Руси с бандитами - это уже банальность.

Климов. Возникновение Киевской Руси времен Вещего Олега, княгини Ольги и Владимира Красное Солнышко - это самый интересный период формирования русского этноса и русского сознания. В нем много тайн, разгадав которые можно найти ключ к сегодняшним проблемам Белоруссии, России и Украины. Конец 9 - начало 10 веков. На Руси и северной Европе смена эпох. Иудеи Хазарии захватили в Крыму пиратские базы варягов-русов, после чего некоторые из них ушли на Балтику. Здесь они нашли древних жрецов Криви первобытной религии Крышеня. Святые патриархи Криви хранили ведические традиции древних трояновых веков, и даже еще более древних эпох. Эти верования были основой философии варваров.
Наследники престола Криви, который уходил в глубину веков, вступили в борьбу с престолом Папы Римского. Устав варваров предполагал наличие четырех основных варн: мудрецов, воинов, тружеников и шудр. Другие были неприкасаемыми. Святые старцы обладали наибольшими правами. Князья (или их называли еще иногда шляхта) советовались со старцами по всем важным вопросам, платя им десятину. Обязанность воинского сословия защищать народ от врагов. Они существовали за счет десятины (пожертвований в размере 10% от доходов), которые отдавали им труженики (ремесленники, скотоводы и землепашцы). Шудры - это сословие, которое обеспечивало коммуникации: торговцы, процентщики, глашатаи, ямщики, слуги и пр. Состоять в любой варне было одинакова престижно.
Старцы и воины не могли участвовать в товарно-денежных отношениях. Они существовали только за счет пожертвований. Можно было подниматься в течении жизни по социальной лестнице от шудра до святого старца.
У женщин была своя иерархия. Выходить замуж девушка могла только за людей своего круга или вышестоящей варны. Можно было быть роженицей - невестой, хранительницей огня в храме - вестой или хранительницей знания - авестой. Варварство - это огромный свод правил, который обеспечивал выживание рода в самых экстремальных условиях.
Когда русы пришли в 9 веке на север начался викинг. Смешавшись со скандинавами русы стали наводить ужас на всю Европу. Однако постепенно вожди викингов и варягов принимали христианство и братоубийственные походы прекращались. Древние криви были истреблены. Род патриархов Криви был прерван. Этот процесс коснулся и Руси. Началась борьба между иудеями Хазарии, которые исповедовали Тору, то есть Ветхий Завет, и христианами - новоторами.
Князь Владимир крестил Русь. В 1015 году он ушел в старцы, предварительно сымитировав свою смерть. Уходить на север в пустынь, на исток рек, это ведический обряд, который соблюдали древние цари еще с арийских времен. После 13 лет правления арийский царь посвящал себя Богу. Недаром считалось, что у арийских царей - три жизни. Когда на реке Тверца, притоке верхней Волги, Ефрем Новоторский, - монашеское имя князя Владимира Красно Солнышко, - построил первый православный монастырь начался процесс распада древних варн, распад варварского общества. Этот процесс не завершен до сих пор. В варварском обществе рабов не было по определению. Рабы появились за пределами варварского мира, где законы варнаизма не действовали.

Славянская экспансия на Русь…

Кох: Нужно заметить, что, начиная с IX века, на территории Русской равнины происходил процесс заселения ее славянскими и славяно-угорскими племенами. Из двух центров: с берегов Днепра и из окрестностей озера Ильмень - шли массы людей на восток и юго-восток, оседая севернее Оки и по верховьям Волги. Постепенно центр русской государственности переместился из Киева сначала во Владимир, а потом уже и в Москву.
Тогдашняя агрокультура была на таком низком уровне, что земли быстро истощались и крестьяне были вынуждены переходить и распахивать новые места. Вся равнина была сплошной тайгой. По северу - хвойной, а к югу - лиственной. От южного берега Оки и верховьев Дона постепенно начинались степи. Это уже было Дикое Поле, место, где жили кочевники - половцы, печенеги, хазары. Позже туда пришли монголы.
Люди вырубали леса, сжигали подлесок и ковыряли землю деревянной сохой. Урожаи были «сам-три». То есть собирали всего в три раза больше, чем посеяли. Это было почти ничего. Земледелием прожить было невозможно, и значительное внимание уделялось охоте, собирательству, реже - скотоводству.
Чтобы проиллюстрировать уровень развития хлебопашества на Руси того времени, можно привести следующий пример. Во второй половине XVI века (более ранних данных, похоже, что нет, но очевидно, что и раньше было не лучше) 70% крестьян Кириллова-Белозерского монастыря стабильно не имели семян для посева. То есть за зиму съедалось все.
Резкое снижение плодородия земель буквально в течение двух - трех лет после вырубки, подсечно-огневое земледелие с пресловутой бороной-суковаткой и сохой не стимулировали оседлое существование крестьянства. Они были вынуждены постоянно находиться в движении, перемещаясь с места на место, вырубая все новые и новые леса под пашню. Так шло заселение Русской равнины вплоть до середины XV века.

Климов: Последние раскопки в Воронежской и Владимирской области показали, что первые поселения людей появились здесь как минимум 50 тысяч лет назад. Это самые древние поселения на Земле. Достаточно сказать, что огромные поселения с двухэтажными домами Трипольской культуры, найденной на Украине, и памятники Ямной культуры междуречья Дона и северского Донца, города Урала датируются несколькими тысячелетиями раньше времени появления первых пирамид в Египте. Сегодня понятно, что именно из Восточной Европы люди расселись по миру. Уходя в периферийные миры они там образовывали новые цивилизации.
Более того античный мир был создан переселенцами из Древнейшей Руси, всегда сохраняя с ней хозяйственные связи. Через порт Пантикапей, - сегодня это город Керчь в Крыму, - в античный мир из Северного Причерноморья экспортировалось медные пластины - таланты, бронза, железо, дорогие сорта рыбы и самое главное - зерно. По утверждению античного автора Демосфена ежегодно через порты Крыма Афины импортировали 16380 тонн хлеба. Предполагается, что при хорошем урожае Боспор (Боспорское царство на берегах Азовского моря, через который шла торговля древней Руси и античного мира) мог вывозить не менее 32 - 48 тысяч тон зерна.
Во втором веке нашей эры Боспор был завоеван готами. В 371-375 годах в Крыму и на Донбассе началась разрушительная готско-гунская война. Причиной войны был религиозный конфликт между лунными и солнечными древними династиями, который уходил своими корнями во времена ариев. По сути, это продолжение войны между сарматами и скифами. Она стало причиной гибели Римской империи и привела в полный упадок Древнюю Русь.
В девятом веке, после 500 лет деградации, на Русь стали возвращаться славяне, которые покинули ее в далекой древности двумя потоками. Первые славяне ушли в берегов реки Дон на Балканы и земли в бассейне Средиземного моря в 1200 году до н.э.. Вторая волна отправилась с берегов Дона пятьсот лет спустя. Они стали прусами - балтийскими славянами. Обе волны славян в 9 веке уже нашей эры черед Киев и Ладогу стали продвигаться на восток, ассимилируя в лесной зоне местное-финно-угорское население. Продвижение славян вдоль рек бассейна Волги совпадал с процессом распространения христианства и забвения первобытной ведической культуры. Таким образом варварство преодолевалось западными миссионерами. Русские - это продукт объединения древних варварских традиций и западных христианских ценностей. Это две грани. В русском характере одна грань не может существовать без другой.
В степной зане славяне встретили булгар, предков татар, которые были уже 300 лет христианами, и хазар, исповедующих Пятикнижие Моисея - ветхий завет. Славянская волна девятого века, родившая русский этнос - была по своей сути западной христианской миссионерской экспансией.

Возникновение Московского княжества…

Кох: К концу XV века людской поток начинает иссякать. Создание мощного княжества Литовского, а впоследствии Речи Посполитой, положило конец миграции с берегов Днепра в Московское государство, а с севера поток ослабел сам собой: людоедская практика московских князей, фактический геноцид, устроенный там сначала Иваном III, а потом и Грозным были для Великого Новгорода демографической катастрофой.
Но и дальше, в юго-восточные степи, занятые татарами люди не шли - это было чревато в лучшем случае пленом и рабством, а в худшем - гибелью.
Таким образом, на территории Московии сложилось подобие демографического равновесия. Пусть это равновесие было временным и неустойчивым, но, тем не менее, историки считают этот период, т.е. со второй половины царствования Ивана III до середины царствования Ивана IV, «золотым веком». Русское Московское государство было сильнее всех своих соседей, вело успешные войны, за счет этих войн, а также развития торговли богатело, будущее казалось безоблачным. Именно тогда было объявлено, что Москва - есть третий Рим, а четвертому не бывать!

Климов: Киевская Русь сыграла решающую роль в становлении русского этноса. Однако постепенно княжеский двор Рюриковичей переносит свою столицу сначала во Владимир, а потом в Москву. Обусловлено это было падением Византии, которая около 1200 лет выполняла роль центра христианского мира. Столица Византийской империи Константинополь был захвачен турками-османами под командованием султана Мехмеда II в 1453 году. Султан приказал переделать главный православный Софийский собор в мечеть.
На Западе между тем в пределах влияния папы Римского началась инквизиция. Возрождение, или Ренессанс эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Вновь появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение». В 1478 году король Фердинанд и королева Изабелла с санкции папы Сикста IV для предотвращения инакомыслия учредили испанскую инквизицию. Многие евреи-сифарды вынуждены бежать на Русь.
На север Руси через свободные города Псков и Новгород со всей Европы стали прибывать образованные и свободолюбивые люди, к которые уже вдохнули дух свободы в связи с процессами возрождения. На Русь бежали и многие православные священники из Византии.
Этому предшествовали события в православном учении. В 1351 году в Константинополе было утверждено на православном собор учение о фаворском свете, которое сформулировал Григорий Палама. Вскоре его ученики через Киев прибыли в Тверь и Москву и образовали партию «заволжских старцев», которые расселились в скитах по всему северу. По сути они стали выполнять роль древних святых старцев - учителей царей. Во всяком случае заволжские старцы часто были арбитрами в церковных спорах и имели смелость указывать русским царям на недостатки.
Началась длительная борьба Твери и Москвы за лидерство. Тверская партия олицетворяла западные ценности, Москва - евразийские. При этом русские и татарские князья были вынуждены учитывать постоянную угрозу, исходящую от родившейся в глубине Евразии орды Чингисхана и его потомков.
Со временем Орда распалась на несколько ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться Большой Ордой, прекратила существование в начале XVI века. Этому способствовало и то, что изменилась тактика войны. Начиная с 11 века в Европе появились пушки и порох. Роль конницы стала неуклонно падать.
Победила Москва. Свободные города Псков, Новгород были разгромлены московскими царями. Разгрому подверглась и Тверь. Русские начали заселять Сибирь.

Бары и рабы ….

Кох: Успешные войны и торговля позволили царю (в случае с торговлей - прежде всего за счет взимания таможенных пошлин), боярам и служилым людям накопить значительные средства. Вотчинные землевладельцы и наделенные за службу царю землею служилые люди были заинтересованы задержать на своей земле крестьян, поскольку хоть фискальный эффект от крестьянского труда был минимален, но все же крестьянин натурально кормил землевладельца и его челядь, а в моменты военных трудностей рекрутировался в ополчение. Таким образом, очевидно, что от количества крестьян на его земле в значительной степени (помимо военных трофеев) зависело благосостояние землевладельца и его статус в царской иерархии. Аналогично были мотивированы еще один вид крупных землевладельцев - монастыри, которые также накопили значительные средства за счет церковной десятины.
Тут нужно заметить, что если бояре и служилое дворянство разбогатели только после того, как московиты перестали платить дань татарам, т.е. начиная с конца XV века, то монастыри богатели всегда, поскольку они были освобождены от дани хану.
…Так или иначе, но у землевладельцев появились средства удержать крестьянина на месте. Если раньше у крестьянина не было альтернативы, и чтобы выжить, он должен был переходить на новые земли, то теперь он мог остаться, взяв ссуду у хозяина земли. Поначалу ссуду брали только для покупки посевного материала. Но поскольку воспроизводство было простым, то на следующий год нужно уже было брать ссуду для того, чтобы вернуть предыдущую и купить новых семян, а затем опять и опять... Если к этому добавить, что лендлорды давали деньги только в рост, т.е. под проценты, то очевидно, что этот процесс был банальной прогрессией, которая превращала крестьянина в вечного должника. Стоило только однажды начать кредитоваться у барина.
Такая система привязывания крестьянина к землевладельцу стала называться «кабала», а договоры о ссудах - «кабальными».

Климов: Кабала - это тайное учение евреев. Я несколько лет назад имел беседу с Михаэлем Лайтманом, который является хранителем Кабалы. Это наука о тайном смысле слов и устройстве мироздания. Постигнуть ее может только очень умный человек. Русское слово кабала появилось от того, что ссуды крестьяне брали у евреев-ростовщиков. Сам барин или князь в варварском обществе не занимался бизнесом, это было ему не по статусу. Поэтому сами по себе долги крестьян ростовщикам никак не могли быть причиной крепостного права. Крепостное право введено московскими царями, как осмысленный шаг для разрушения устоев варнаизма.
Мудрецы в первобытные времена преимущественно жили на Валдае на истоках реки Волга, Днепр и Западная Двина, которые берут начало почти из одного места. Южнее на чернозёмных землях жили крестьяне, а по окраинам государства, военизированные поселения казаков. Шляхта (дворяне) обычно составляли дружину князей. В России существовала черта оседлости - граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам и пр. Это правила исходили еще из времен варварских дохристианских государств.
Русские цари всячески старались разрушить эти древние варны. Борьба за сохранение традиции и их разрушение и привела в конце концов к некому компромиссу в виде крепостного права. Он устраивало и крестьян, которые привыкли жить в общине, и землевладельцев и правительство. Само по себе крепостничество было противно сути варнаизма, которое предполагало добровольное и осознанное выполнение своего долга тружеником. Ровно также добровольно принимали на себя обязанности и члены других варн по отношению к труженикам. Например, никогда воинское сословие не вело сражений на полях крестьян, никогда воины в бою не нападали на трубачей и возниц и пр… Но при этом труженики и шудры никогда не участвовали в войнах. Варварский устав состоял из огромного количества правил.
В правление Петра I и Екатерины II, которые проводили выраженную прозападную политику, не очень были осведомлены в тонкостях исконной русской культуры и исконного православия, древние ограничения были ликвидированы. Понятия варны - как богоданной обязанности и привилегии, были забыты. Почетная варна тружеников превратилась в униженных крепостных крестьян.

Продолжение во второй части....

Историк Геннадий Климов

Существовало ли рабство на Руси? Конечно существовало. Русское государство подчинялось тем же социальным законам развития, что и другие страны. А поэтому рабы представляли собой обычное явление на землях Древней Руси и Московского царства. Другое дело, что русское рабство имело свою специфику, присущую только ему. Тут сказывались славянские обычаи, многовековой уклад, традиции, отличавшиеся от аналогичных факторов той же Западной Европы или Востока.

Из истории известны такие термины как холопы, смерды, челядь. Все они имели то или иное отношение к рабству, то есть подневольному труду. Но давайте подробно рассмотрим эти группы людей и выясним, кто из них был в большей степени рабом, а кто в меньшей.

Челядь (челядины)

В древности славяне вели себя чрезвычайно воинственно и часто совершали набеги на соседние территории. В случае успешного похода захватывали много пленных. Их делали рабами или челядинами. Такие люди не имели никаких прав; их могли купить и продать. Начиная с IX века, всё зависимое население начали называть челядью. В этот разряд попали и те лица, которые отрабатывали ссуду.

С введением на Руси христианства такой термин как челядинство начал себя изживать. На смену челядинам пришли холопы. А челядь, начиная с XI века, постепенно приобрела несколько иной статус. Челядью стали называть людей, обслуживающих бояр и князей. В этот же разряд попали бедные родственники богатого хозяина, которые жили в его доме и питались за его счёт. Вот вся эта публика, состоявшая из слуг, поваров, садовников, конюхов, псарей, кормилиц, сенных девушек, нянек, бедных родственников-дармоедов и стала именоваться челядью.

Холопы

Если на Руси кого-то хотели оскорбить или обидеть, то говорили: «Ты как разговариваешь со мной, холоп!» Данный термин вошёл в обиход в XI веке. По правовым нормам Древней Руси холоп являлся не субъектом, а объектом. Иными словами, он приравнивался к скотине, дворовым постройкам, предметам домашнего обихода. За убийство чужого холопа полагался штраф, как за убийство чужого коня или за порчу чужого дорогого кафтана. А если хозяин убивал своего холопа, то не нёс никакого наказания, так как со своей собственностью он мог делать всё, что ему вздумается.

Отсюда видно, что холопы являлись настоящими рабами, а это доказывает, что рабство на Руси было обыденным явлением. Но как люди теряли все права и становились холопами?

Во всех странах самым распространённым путём к рабству был плен. В данном случае Русь не являлась исключением. Пленных захватывали во время войн с другими государствами или с соседними княжествами. Не надо забывать, что в XI веке начался период феодальной раздробленности. Древняя или Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Они враждовали друг с другом и вели бесконечные войны. Поэтому проблем с пленными никогда не было. Иногда пленных пригоняли так много, что продавали почти даром, только чтобы сбыть живой товар.

Вторым путём в холопство являлась долговая кабала. Человек брал деньги взаймы, но по разным причинам не мог вернуть нужную сумму. В этом случае он терял все права и попадал в полную зависимость от кредитора, то есть становился холопом.

В холопов также обращали преступников, которые совершали убийства во время разбоя, кражи коней, поджога. При этом холопами становились не только сами виновники, но также и их семьи. Такая практика широко практиковалась вплоть до XV века.

И наконец, холопами становились дети холопов. Уже по рождению малыши были обречены всю жизнь влачить жалкое существование. А богатому хозяину было выгодно, чтобы холопы производили потомство. В этом случае он абсолютно бесплатно получал ощутимый прирост подневольных людей.

Как ни странно звучит, но на Руси практиковалось и добровольное или обельное холопство. В этом случае люди по собственной воле становились бесправными рабами. Но надо понимать, что жизнь – штука сложная. После неурожайного года наступал голод в крестьянских семьях, и родители были просто вынуждены отдавать своих детей в холопы, чтобы те не умерли от голода. То же самое делали с собой и взрослые люди. Да, они терпели унижения, но зато хозяин их кормил и поил.

Следует также отметить, что подобное холопство могло продолжаться не более года. Человек работал за милость, а потом его отпускали, и он становился вновь свободным. Затем, по прошествии скольких-то лет, человек опять мог стать холопом, а для этого требовалось лишь в присутствии свидетеля продать себя за символическую цену.

То есть получается, что холопство для некоторых людей было своеобразной палочкой-выручалочкой. Плохо пошли дела, записался в холопы. Через год освободился и наслаждайся свободой. А если хозяин добрый и справедливый, то можно и на всю жизнь холопом остаться. Одним словом, как повезёт. Вот такое практиковалось рабство на Руси, но только не нужно его идеализировать.

На добровольное холопство обрекали себя те, кто женился или выходил замуж за холопа. Но особым договором (рядом) можно было изменить данное правило. Если, к примеру, богатый человек хотел взять в жёны красивую холопку, то после свадьбы она могла стать свободной женщиной, но только в соответствии со специальным договором.

Также на Руси существовали должности, которые могли занимать только добровольные или обельные холопы. Это управляющий (тиун) княжеского или боярского поместья. Считалось, что на такой должности лучше иметь подневольного, а не свободного человека. Холоп будет честно служить и хранить верность хозяину, а свободный может в любую минут уйти, да ещё воровать начнёт.

Вторая холопская должность – ключник. Этот человек отвечал за продовольственные запасы усадьбы, а поэтому носил при себе ключи от всех амбаров и погребов. Данная должность считалась высокой. По своему статусу она стояла за хозяином и управляющим. Вполне понятно, что свободному пришлому человеку доверить её было нельзя.

Холопство практиковалось на Руси вплоть до первой четверти XVIII века. Было отменено высочайшим указом Петра I, императора Всероссийского, 19 января 1723 года. После этого осталось только название, которым люди иногда оскорбляли друг друга.

Смерды

До XV века такое слово как «крестьянин» почти не практиковалось на Руси. Земледельцев называли смердами. Жили они сельскими общинами и во многом зависели от князей. У каждого смерда был свой земельный надел. По наследству он переходил к сыну. Если же у человека сыновей не было, то землю забирал князь и использовал её по своему усмотрению.

Судебную власть среди смердов исполнял князь. В то же время эти люди имели очень мало прав, а убийство смерда приравнивалось к убийству холопа. Работая на земле, смерды либо платили князю налог, либо отбывали натуральную повинность. Их могли подарить всей общиной какой-либо церкви или переселить в другое место.

В XV-XVII веках в Русском государстве стала развиваться поместная система, закреплённая в Своде законов от 1497 года. Согласно этой системе служилый человек (дворянин) получал от государства в личное владение землю на время службы или пожизненно. Это был источник доходов в качестве государственной награды.

Но на пожалованной государством земле должен был кто-то работать. И для этих целей стали привлекать смердов. В это же время само слово «смерд», как юридический термин, стали забывать, а распространение получило слово «крестьянин». Появились новые юридические нормы, закрепляющие крестьян на земельных наделах. В 1649 году было установлено бессрочное прикрепление крестьян к земле. То есть крепостное право заработало в полную силу, а бывшие смерды превратились в крепостных крестьян.

Надо отметить, что смерды и рабство на Руси не имели сильную связь. Рабами в основной своей массе считались холопы. Но и челядь, и смерды, и холопы были людьми подневольными. Они полностью зависели от своих хозяев и выполняли их волю. Элементы рабовладения сохранялись на русской земле вплоть до середины XIX века. Только с ростом промышленного производства и научно-техническим прогрессом рабский труд потерял свою актуальность; он изжил себя и сошёл на нет.

Есть такая тема, о которую, казалось-бы, разбиваются, как о волнорез, учения альтернативных историков и воспевателей великого прошлого русов. Тема эта настолько постыдна и очевидна, что немногие берутся ее обсуждать и тем более оспаривать.
Но, такой скелет в шкафу не удержать, надо, надо разобраться, попытаться понять. Куда без этого?

"Вот они, свободные племена древних славян. Вот их удалой князь с дружиной. Вот свободолюбивые русские люди сбрасывают татарское иго (а если не свободолюбивые, то чего они его, спрашивается, сбрасывают?). И потом - бац: 90% населения - рабы, которыми торгуют как скотом. Как, в какой момент это могло случиться? Почему люди позволили это над собой сделать? Почему они не восстали, как восстали против татар? Почему они не поставили зарвавшихся князьков и боярских детей на место, как не раз это делали раньше, изгоняя нерадивого князя с дружиной прочь? Вон даже гордость Русской Земли Святого и Благоверного князя Александра Невского новгородцы прогоняли, когда он чересчур борзел. А тут... Что случилось с этим народом? Как за двести лет, к середине XVI века, он потерял всю ту свободу и достоинство, которыми по праву гордился и которые отмечали даже иностранцы?" (Альфред Кох "Как наши предки стали рабами" )

Дас, постановка вопроса весьма распространенная. Давайте уже, в конце концов, разбираться!


Картина развития крепостного права на Руси от древних времен и до середины 17 столетия в учебниках представляется следующим образом: княжеское и боярское землевладение, в сочетании с укреплявшимся бюрократическим аппаратом, наступало на личную и общинную земельную собственность.
Прежде свободные земледельцы, крестьяне-общинники или, даже, частные собственники земли — «своеземцы» древнерусских юридических актов — постепенно становились арендаторами участков, принадлежащих родовой аристократии или служилому дворянству.

Это всем со школы ясно и понятно. Начну же я с вопроса откуда и когда взялся первый русский царь и по чему он царь а не князь.
Я извиняюсь за такой примитивный ликбез, но обозначить надо ибо,оказывается и тут есть путаница.


Но, есть и другое мненение, что первым из великих князей, которые правили в объединившейся уже Руси, стал называть себя царем еще его дед Иван III Васильевич .


Почему так? Все просто - жена Ивана - племянница последнего Константинопольского императора Софья Палеолог (вообще-то Зоя).
Иван III женившись, становиться царем по праву. Царем с большой буквы Ц. (Caesar/ цезарь или кесарь — обязательная часть титула римских императоров времён Римского государства). А Москва стало быть - третьим Римом после Царьграда (Константинополя).

Интересное дополнение с сайта otvetina.narod.ru :
"Но одно дело называть себя царем, а другое — быть им на самом деле. До середины XV века в Древней Руси царями называли, кроме византийских императоров, также ханов Золотой орды . Великие князья несколько веков находились в подчинении у татарских ханов и вынуждены были платить им дань, поэтому великий князь мог стать царем только после того, как перестанет быть данником хана. Но и в этом отношении ситуация изменилась. Татарское иго было свергнуто, и великий князь окончательно пресек попытки требовать дань от русских князей".

Когда же мы поставим все с головы обратно на ноги, то увидим, что уже при Иване Третьем удается урвать большой кусок от Великой Тартарии, прежняя часть ее именуемая "Московия" становится независимой с центром в городе Москве, где Иван и провозглашает себя новым царем.

Тогда-то видимо и начинает свой скорбных ход век рабского бесправия позднее переросшего в крепостное право. Постепенно переписывается история, Тартария понемногу превращается в сказку о тартаро-мангольским иге, предательства и война правым делом, государь молодец и весь в белом.

Хочется, хочется друзья верить в версию что крепостное право - миф. Что под этим позорным делом скрывается лишь система взаимоотношений жителей крепостей. Когда каждый, как бы в запасе, стоит на воинской службе и в случае чего, занимает свое место в крепости, осуществляя и получая защиту в ней от неприятеля. Взымание же подотей, налога на крепость и осуществляет это самое крепостное право. Версия такая есть, какая она красивая, стройная. И возможно, что-то подобное и имело место, где-то. Где-то, но не у нас. У нас была не игра слов и подмена понятий а настоящий треш.

Учебники истории которые мне настоятельно советуют взять и уже наконец почитать и не позориться некоторые мои посетители, выдают за великое благо объедение "разрозненных" княжеств в единое государство. На деле же я вижу, что результатом этого "блага" в скоре и стало то страшное, крепостное право.

Крестьяне жили деревенскими общинами, в которых формировался особый крестьянский мир. Часть таких общин оказывалась под властью землевладельцев, которые облагали податью каждый двор, крестьянское хозяйство. Наиболее вольнолюбивые уходили на «неудобья», где образовывались вольные деревни. По мере их укрепления «сильные мира того» их снова облагали податью. Часть крестьян, для которых «воля» - было не пустое слова, снова уходили в необжитые места.

В 1646 году царем Михаилом Романовым в Московской Руси было введено крепостное право.

Михаил Романов. Красавец. Борода, все еще тартарские одежды и головной убор.

Первый русский царь из рода Романовых Михаил Романов был сыном боярина Федора Никитича Романова и боярыни Ксении Ивановны Романовой.

Романову нужен был способ, упрощающий и увеличивающий сбор податей. Для этого крестьян «закрепили» за владельцами земли. Людей, которые были на военной службе, царь стал наделять «поместьями», землями с живущими на них крестьянами.
Так появились «помещики». Они должны были сами кормиться от крестьян и были обязаны обеспечивать сбор податей в царскую казну.
Крестьяне, которые жили на землях церквей и монастырей, закрепили за духовенством.
Часть крестьян, живущих на владениях царского двора, прикрепили к приказчикам двора.
Сбор податей «в казну» стал эффективней. Но с другой стороны такой закон лишил многих русских крестьян вековой ценности «вольному воля».


Что такое вольному воля
На первый взгляд, «вольному воля» - это бессмысленное выражение, типа «масляное масло».
Однако оно имеет очень древний, и крайне важный для исследования этой главы, смысл.
В древней Руси, заключая «ряд» (договор) друг с другом князья писали: «А боярам и детям боярским, и слугам, и крестьянам вольная воля».
Когда складывалась эта поговорка, волен был каждый крестьянин, распахивающий дикую землю, создавая плодородные участки, выращивая хлеб и другие продукты. Крестьяне своим трудом превращали пустую, ничего не стоящую, землю в ценную.
Сначала за охрану такой земли князья требовали уплату податей, а крестьяне соглашались платить.
Затем такую землю князья и бояре силой обращали в свои владения, а крестьяне были вынуждены наниматься или уходить подальше от таких владений. Русская равнина обширная, так что уйти - было куда.
Нанимаясь для работы к землевладельцу, крестьянин платил ему своим трудом или урожаем исполу (половину урожая). Рассчитался по чести и совести с землевладельцем и свободен. То есть «вольному воля» означало свободу жить на земле владельца, доколе живется, и уходить, куда вздумается.
Еще в средние века крестьянин при желании мог уйти с территории землевладельца, выполнив принятые на себя обязательства по аренде и по ссуде.

Да, и о роли Церкви в закрепощении крестьян. Если без особых эмоций, то Русская Православная Церковь не только не осудила крепостное право духовно, но и поимела большую материальную выгоду. Почти сразу же огромная масса крестьян была приписана к монастырям и церквям.
Ревизия 1678 года показывает: четверть всех крепостных крестьян - у духовенства.
Особенно большая доля была в Подмосковной земле.В 1719 году - 1,1 млн. из 1,6 млн. всех крепостных крестьян духовенства.

Конечно, и до1646 года, официальной даты введения крепостного права, крестьянам желось не сладко но, принципиальные перемены в положении крестьян наступают ИМЕННО с воцарением династии Романовых . К примеру,к этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились аж до 15-ти лет . А в изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства:
Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин.
Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства он становился «крепок» , то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов . В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей. Крепко попадал, короче а не становился жителем крепости.

Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью.
В правление Петра Первого торговля крепостными приобретает самый циничный и откровенный характер. Людей начинают продавать оптом и по одиночке, на рыночных площадях, разделяя семьи, разлучая детей с родителями, а жён с мужьями.

И заметим, что речь не идет о каких то привезенных рабах или пленных, а о своих, родных! Да, только, родных ли?
Сам император Петр раздал в частную собственность более двухсот тысяч душ мужского пола (государственная статистика учитывала только мужчин) а, значит, в действительности, около полумиллиона человек обоего пола. Эти раздачи были, как правило, подарками Петра своим приближённым.

С конца 17 и, особенно, с начала 18 столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные, лишённые всяких гражданских и человеческих прав, оказались в рабстве у своих помещиков.

Апогеем крепостного права стал же период царствования Екатерины Великой .
Эти 30 с небольшим лет (1762-1796 гг.) стали временем наибольшего закрепощения крестьян. Помещик мог сослать крестьян за какие-то проступки в Сибирь, продать в рекруты, крестьянам было запрещено жаловаться на помещика императору, хотя в суд они могли обратиться. За время правления Екатерина раздарила около 800 тысяч крестьян, что стало рекордом.

И вот ведь, казус, Вики упоминает, что на большей части территории России крепостного права не было : во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, в казачьих областях, на Северном Кавказе, на самом Кавказе, в Закавказье, в Финляндии и на Аляске.

Ответы на майл.ру:
- Крепостное право в Сибири отсутствовало по одной причине - заселение данного региона началось во времена Столыпинской реформы.
-При плотности населения 1 чел на 2 км2 это нелегко.

Ну и на последок, как завершение, позвольте вам предложить пройти по этой старой ссылке а то уж совсем как то грустно все получилось.

Вот еще мысль которая меня давно мучит:
Русские женские фамилии склоняются отвечая на вопрос "чья". То есть жена мужа такого-то. Петрова, Смирнова итд.

Мужские-же фамилии часто заканчиваются на "ин". Сколняются отвечая на вопрос "чей". Чем не следы рабского прошлого?
У меня у самого такая фамилия оканчивающаяся на "ин" и мне не сладко об этом говорить, но в поиске истины закрывать глаза на неприглядные факты глупо - далеко не уйдешь.

А ты, читатель, чьих будешь?

Рабство в России, безусловно, существовало, однако его (точнее, само крепостное право) не стоит отождествлять с рабством в Древнем мире или на Юге США: русское крепостное право имело совершенно другие корни. В Древней Руси рабом можно было стать, продав себя, взяв долг (закуп) или оказавшись в плену (холоп, челядь). При этом закуп не являлся собственностью своего кредитора и был скорее зависимым, нежели рабом. Основная масса крестьян изначально была лично свободна, и для работы на участке помещика заключала с ним договор. Крестьянин мог в любое время уйти от землевладельца, уплатив ему за пользование землей. Именно это право было ограничено Судебником Ивана III: после 1497 г. крестьянин мог уйти от помещика лишь в Юрьев день (9 декабря).

За следующие полтора столетия крестьяне окончательно были прикреплены к земле (право ухода от помещика в Юрьев день было отменено в конце XVI в.). Точку в этом вопросе поставило Соборное уложение 1649 г. Но у крестьян все еще оставались некоторые личные права: это изменилось в течение XVIII в. – к 1783 г. присягу за крестьян приносил помещик, имевший право продавать и покупать их, ссылать в Сибирь и на каторжные работы, а также прибегать к физической силе. Начиная с 1803 г. положение крестьян начало медленно улучшаться, и с 1861 г. рабство в России перестало существовать. Подробности его постепенной отмены – отдельная история: ради красного словца стоит отметить, что в недрах центральных учреждений Российской империи в разное время существовало 11 (!) комитетов по решению крестьянского вопроса, и проект реформы только последнего был воплощен в жизнь.

Рабством также называют (справедливо) положение заключенных в ГУЛаге и колхозных крестьян в сталинском СССР. В ходе коллективизации их земли были объединены в колхозные, собственником которых был трудовой коллектив, но норма выработки устанавливалась государством. Домашние животные также были отобраны в фонд колхоза (где значительная часть быстро погибла; вообще прямым следствием коллективизации является голод 1932-33 гг.). Одновременно с коллективизацией была введена обязательная для всех жителей городов паспортная система. За нахождение в городе без паспорта была предусмотрена административная ответственность. Фактически, крестьяне были снова прикреплены к земле. Свободу передвижения они получили лишь в 1976 году, а полная паспортизация завершилась за десять лет до распада Советского союза.

    Русская правда

    Соборное уложение 1649 г.

    Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России.

    Фитцпатрик Шейла. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 1930-е годы: деревня.

    Белых Никита. Экономика ГУЛАГа как система подневольного труда.

Ради справедливости стоит заметить, что славяне хотя и не использовали рабов в хозяйстве, но активно и не стесняясь рабами торговали, сбывая захваченных иноплеменников купцам в городах на побережье Эвксинского Понта - об этом есть у греческих историков.

Ответить

Прокомментировать

С каких пор под рабством мы подразумеваем прикрепление к земле? Колхозники в СССР никак не могли считаться рабами. Раб - полностью бесправный человек, находящийся в личной и экономической зависимости от другого или от государства. Заключенные ГУЛАГа с определенной долей условности могут считаться рабами государства, "говорящими орудиями", как говорил еще Варрон.

Считать ли крепостных рабами тоже довольно-таки спорный вопрос. Наряду с крепостными крестьянами вплоть до 1723 года существовали все те же холопы. Рабство обозначает полное отсутствие прав, состояние крепостного крестьянина такого не подразумевает. Возможно один из самых распространенных мифов касательно их это то, что помещики могли безнаказанно мучить и убивать крестьян. Дворян, предумышленно убивших своих крепостных, подвергали уголовному наказанию, вплоть до смертной казни или каторги. Т.е. фактически господин не имел право на жизнь своего слуги. А учитывая то, что крепостные могли быть свидетелями и истцами в суде? Даже в поздние периоды существования Римского государства (с самым развитым институтом рабства, о других странах лучше вообще молчать) тамошние хозяева рабов не подвергались уголовным наказаниям, что позволяет многим ставить под вопрос то, что рабы = крепостные.

Ближе к рабам в их традиционном понимании естественно были холопы, которые были объектом собственности господ. Крепостных таковыми сложно признать. К крепостничеству были близки римский институт колоната, а также другие похожие институты, сложившиеся во многих странах Европы.