Особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. Программа

Особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. Программа "Счастливая семья – счастливая Земля!" (Сигаево) Кафедра педагогики профессионального образования

Особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста

Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах психологов и педагогов.

Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ.

Психоанализ стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.) .

Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

Ведущий социолог А.И. Антонов считает, что семью создают отношения «родители-дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Необходимо отметить, что в силу возрастных психологических особенностей для дошкольника отношения «родители – дети» являются основными, более того, немыслима семья без детей, семья, в которой нет хотя бы одного ребенка. Поэтому очень важно, чтобы при ознакомлении дошкольников с семьей как с явлением общественной жизни, отношения «родители - дети» являлись центральными и системообразующими .

В современных исследованиях данного вопроса происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями.

Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.S.Schaefer и R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: «принятие-отвержение», а другой - стиль поведения родителей: «автономия-контроль». Хотя данные теоретические модели были предложены более 40 лет назад, они остаются практически единственными на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения .

Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка порождают оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

Проблема формирования у дошкольников представлений о семье нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.) и педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.) .

Анализ психологических исследований позволил выявить, что ученые изучали особенности представлений детей о семье, генезис их развития, особенности восприятия семейных отношений, психологические функции, обусловливающие формирование представлений о семье.

Анализ педагогических работ позволил обнаружить, что исследования осуществлялись по следующим направлениям: формирование системы представлений о семье у старших дошкольников, роль дидактических игр и занятий в формировании семейных представлений, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие становление семейных представлений .

Анализ исследований позволил выявить следующие заключения.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться в построении межличностных контактов. Уровень развития ребенка всецело будет зависеть от понимания педагогом функций искусства формирования представлений о семейных отношениях и мастерства использования его в образовательном процессе .

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность .

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка: никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры) не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой .

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Например, если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку .

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями - это различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям: если хорошо учится и ведет себя примерно. Но если ребенок не удовлетворяет их запросам, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не желанный, были тяжелые проблемы и т. д.).

Не обязательно родители это осознают. Бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута; ребенок ее раздражает).

Анализ педагогических исследований, связанных с вопросом ознакомления детей с семейными отношениями, позволил обнаружить, что к данному феномену обращались и педагоги прошлого (Е.И.Водовозова, А.Я.Коменский, М.Монтесори, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский и др.) .

В работе с детьми помимо ознакомления с отвлеченной моделью семьи, социально значимой для общества, необходимы беседы и о конкретных семьях ребят, которые отнюдь не всегда соответствуют идеальным моделям.

У ребенка 5-7 лет, как правило, уже имеются стихийно сформированные в повседневной жизни представления о том, что семьи могут быть разными по составу. Например, большая семья, включающая бабушку и дедушку, маму и папу, детей – сестру и двух братьев; или маленькие семьи, состоящие из матери и дочери, мужа и жены, дедушки и внука .

У каждого ребенка в ходе его развития складывается уникальная и неповторимая картина мира, отражающая присущую ему специфику принятия окружающей действительности и являющаяся по сути одной из характеристик его интеллектуальной деятельности. Составляют картину мира ребенка его представления о различных предметах и явлениях природы, общества и т.д. Одним из таких представлений является образ семьи. «Феномен «образ семьи» применительно к детям дошкольного возраста представляет собой подсистему «образа мира», характеризующуюся уровневой структурой, категориальностью и прогностичностью», - пишет Н.И. Демидова.

Освоение ребёнком социального содержания семейной жизни связано с формированием у него высокого уровня эмоциональной отзывчивости к близкому человеку, к его эмоциональному состоянию как специфическому компоненту социального окружения. Это, в свою очередь, зависит от характера детско-родительских отношений в семье, которые во многом определяют степень эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка.

В рамках данной работы нас интересуют особенности формирования у дошкольников представлений о семье. Ребенок с рождения, как мы уже отмечали, осваивает опыт своей семьи, а значит у него складывается представление о семейной жизни по ее образцу. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости к родным людям, окружающим ребенка с первых дней его жизни, обеспечивает качество и глубину этого представления. Именно поэтому, как подчеркивает И.А. Хоменко «Если не работать с детьми дошкольного возраста сейчас, (формировать у них установку на родительство, семейные ценности), через 12-15 лет мы можем потерять целое поколение. Иными словами, решение демографической проблемы России находится «в головах» современных детей, которых, в свою очередь, воспитывают родители».

Одним из условий успешной целенаправленной работы формирования «образа семьи» будет сотрудничество воспитателя и родителей, поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей для детей по-прежнему остается семья», - утверждает Н. И. Демидова.

Формирование у дошкольника представления о семье можно рассматривать в нескольких аспектах:

Во-первых, мотивационный аспект, то есть степень значимости семьи для ребенка;

Во-вторых, когнитивный аспект – это знания ребенка о семье, родственных связях, ролях;

В-третьих, эмоциональный – это переживания, связанные с событиями в семье;

В четвертых, личностный – представления о своем месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях.

Эмоциональный мир ребенка, его самосознание, нравственные устои личности – все это формируется в решающей мере под влиянием семьи. Родители и уровнем своего образования, степенью своей воспитанности, и своей системой ценностей и идеалов очень сильно влияют на то, как в конечном счете ребенок будет строить свою будущую семью.

Формирование представлений о семье признается в настоящее время одной из важнейших составляющих образования дошкольников и представляет собой комплексную педагогическую задачу, которая может успешно решаться только путем привлечения ресурсов семьи (общих и индивидуальных). «К ресурсам семьи можно отнести способности, склонности, образовательный потенциал, социально-коммуникативные связи, а также материальные возможности и т.д.», - отмечает И.А. Хоменко .

Исследования многих известных психологов и педагогов (Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Г.Н. Гришиной, Т.А. Репиной и др.) посвящены выявлению условий и путей формирования интересов и привязанностей, значимых ориентаций, прежде всего, к родному дому, своему роду, семье.

Ориентируясь на взгляды этих авторов, мы рассматриваем восприятие дошкольником своих родителей в качестве образца-ориентира для подражания в деятельности и как основы для формирования представлений о семье – в качестве главной особенности этого возраста. Согласно психологической характеристике дошкольников, им свойственны: подражательность, внушаемость, эмоциональность, непосредственность. А потому ребенок в этом возрасте абсолютно доступен и «открыт» для воздействий со стороны взрослых, и особенно родителей. Он очень нуждается в эмоциональной поддержке людей, которые большую часть времени находятся с ним рядом, дошкольникам присуща особенная доверчивость и чувствительность к разного рода оценкам.

Именно ориентация на эмоционально привлекательных взрослых - родителей – способствует овладению ребенком необходимым содержанием представлений о семье; становится стимулом в стремлении повторять образчики поведения в семье.

В работах О.В. Дыбиной и С.А. Козловой определены характеристики образца-ориентира, способствующего формированию у дошкольников представлений о семье:

Действенность, которая обеспечивается соблюдением требований и стимулирует у детей желание повторять деятельность в своем поведении;

Содержательная полнота, что предполагает соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их субъектному опыту в восприятии своей семьи и реализации положительной направленности на мир семейных отношений (приобщение ребенка к культурным, нравственным и социальным традициям и устоям, сложившимся в этой конкретной семье; освоение способов познания и образцов деятельности);

Личностный смысл его деятельности, за которым стоят личностные качества, значимые для ребенка: заботливость, доброта, приветливость, преданность, ответственность, справедливость и подобное. Личностный, жизненно важный смысл и побудительная сила приобретаются ребенком только в жизненной практике.

В исследовании Н.И. Демидовой определяется содержательная сторона «образа семьи» в сознании дошкольника, в которой описывается жизненное пространство ребенка в семье (денотативная категория). «Это пространство для ребенка определяется семейным укладом. Понятие семейный уклад нельзя очертить узкими границами, оно многогранно. Семейный уклад включает установленный порядок жизни в семье, внутренние законы, регламентирующие ведение хозяйства, выполнение возложенных обязанностей, потребности и ценностные ориентиры членов семьи, принятые традиции, организация досуга, сохранение родственных отношений. Семейный уклад неразрывно связан с домом, где семья проживает, поэтому в «образе семьи» у дошкольника «дом» занимает особое место» .

Коннотативная, оценочная категория появляется в «образе семьи» в процессе общения ребенка с членами семьи. Действительно, оценка семьи происходит у ребенка, по мнению Н.И.Демидовой, на эмоциональном уровне. Ценностная категория в отношении «образа семьи» заключается в понятиях семьи, родственных связей и отношений. Важно, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен понимать ценность семьи для себя и свою значимость для семьи.

Учитывая все это, сформулируем принципы формирования представлений о семье у дошкольника:

Принцип позитивизма реализуется в формировании привлекательного представления о семье на положительных примерах;

Принцип гуманистичности предполагает выбор приемлемой модели общения и взаимодействия с ребенком, когда и родители, и дети участвуют в процессе формирования представлений о семье и им в равной степени предоставлена свобода и самостоятельность в проявлении чувств, мыслей. применение этого принципа означает формирование семейных ценностей у ребенка и уточнение образа его будущей семьи.

Принцип деятельности предполагает трансляцию родителями своего понимания семьи на деятельностной основе. В ходе совместной деятельности происходит уточнение представлений о семье у дошкольника.

Принцип целостности предполагает целостное восприятие ребенком окружающего мира и такого явления в нем, как семья. Кроме того, он способствует демонстрации степени единения ребенка с миром семьи.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи в подготовку и проведение праздников, развлечений и организацию экскурсий.

Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

Итак, в процессе формирования представлений о семье перед педагогами и родителями стоят следующие задачи:

Совместно выверенными усилиями в рамках педагогического просвещения формировать у детей уточненные представления о семье и уже на основе этого – собственную позитивную позицию по вопросам семейных отношений;

Способствовать разного рода проявлениям желания у детей действовать совместно с родителями по освоению мира семьи;

Научить детей с помощью педагогов и родителей способам действий по постижению опыта семьи.

Таким образом, можно сделать вывод , что особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

При ознакомлении дошкольников с семьей как с явлением общественной жизни, отношения «родители - дети» должны быть центральными и системообразующими.

Родительские стили поведения различны в разных семьях (авторитетный; авторитарный; попустительский стиль);

Положительное воздействие на личность ребенка: никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры) не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи в подготовку и проведение праздников, развлечений и организацию экскурсий.

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не желанный, были тяжелые проблемы и т. д.).

Формирование представлений о семье признается в настоящее время одной из важнейших составляющих образования дошкольников и представляет собой комплексную педагогическую задачу.

В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он не только ориентируется и действует в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и способен устанавливать связи между общими понятиями и представлениями. Мышление ребенка переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Осуществляется переход к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной .

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте функция речи заключается в обогащении словарного запаса. Ребенок может прокомментировать конкретное событие, задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире .

Возрастает и роль взрослого на всем протяжении развития ребенка. С помощью семьи ребенок знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, овладевает предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигает сложную систему человеческих взаимоотношений. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Ребенок дошкольного возраста склонен объединять явления, не обращая внимания на наличие или отсутствие реальной связи между ними. Делает он это на основе внешнего сходства, присутствия аналогичной детали, совпадения во времени. Он, например, думает, что два одновременно появляющихся события находятся в причинно - следственных отношениях.

Ребенок мыслит конкретными представлениями, и это особенно ярко выступает в причудливых, на наш взгляд, суждениях о том, чего ребенок не может непосредственно увидеть, ощутить. А таких абстрактных понятий не так уж мало адресуется детям, к тому же с надеждой на точное их понимание. Конкретность детского мышления проявляется в восприятии таких моральных категорий, как хороший, плохой, которые часто имеют у каждого ребенка индивидуальное значение. Например, для одного хороший - это тот, кто не плачет, кто моет руки и чистит зубы перед сном, для другого - кто слушается маму .

Дети не только познают окружающий мир доступными им интеллектуальными средствами, но и в своем восприятии изменяют мир так, как им больше хочется. Принятие желаемого за действительное проявляется буквально во всей жизни дошкольника .

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, особенно к матери в виде потребности в любви и уважении. В этом возрасте ребенок еще не способен ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.

Если рассмотреть семью глазами ребенка дошкольного возраста, то можно, во-первых, сделать вывод о том, что неблагополучной семья у детей этого возраста не бывает. Это означает, что какой бы ни была семья и семейные отношения, она не имеет для ребенка (его восприятия) травмирующего влияния. Конечно, если в семье на ребенка не обращается внимание, это приводит к искажениям и проблемам в его развитии. Однако ребенок, даже страдая от физических наказаний или от отсутствия внимания, все равно не осознает, что его семья имеет отрицательные характеристики.

Если нельзя говорить о неблагополучной семье для ребенка дошкольного возраста, то вполне реально выделить те характеристики, которые для детей этого возраста воспринимаются как обязательно присущие семье. В первую очередь это наличие общего пространства. Многие дошкольники в своих рисунках семьи изображают комнату, в которой живут он и его близкие, любимые вещи и т. п. Это общее пространство является ведущим для определения семьи детьми дошкольного возраста. Именно поэтому они включают в свою семью тех, кого видят и воспринимают в данном помещении. В некоторых случаях в семью могут не войти какие-то реальные члены. Например, мама или папа, которые поздно приходят, и которых ребенок не очень отождествляет с общим помещением. В это время могут войти соседи, друзья, часто приходящие в гости и т. п. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. У детей старше 5,5-6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины - треугольной или половые различия выражаются другими средствами. Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали в презентации двух фигур, например, сына и отца, можно интерпретировать, как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Они замечают, что их матери много времени уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию девочки.

В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Любопытно, что, несмотря на внимание дошкольников к деятельности взрослых, он не связывает членов своей семьи никакими отношениями. По их мнению, важно что-то делать в доме, тогда ты станешь членом семьи. К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется 2 образа семьи -- один образ нормативной (идеальной) семьи, а другой образ своей конкретной семьи. При этом образ идеальной семьи возникает на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п., в то время как образ реальной семьи связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье. Образ семьи у детей дошкольного возраста - это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье. При этом ни в раннем дошкольном возрасте, ни в старшем дошкольном возрасте ребенок не использует образ нормативной семьи для оценки своих семейных отношений .

Таким образом, с первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье где воспитывается ребенок дают, "фундамент" на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи.

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

"Образ семьи" у дошкольников, являясь видовым компонентом феномена "образ мира", характеризуется наличием ядерного и поверхностного уровней, которые конкретизируются в категориях, отражающихся в форме представлений ребенка (о семье, ее членах, их семейных ролях, интересах, занятиях, его традициях, истории семьи и др.) и в форме эмоциональных отношений, оценок и мотиваций на создание в будущем своей собственной семьи. Прогностичность "образа семьи" - важнейшая характеристика формирующегося образа семьи", опора на которую позволяет ставить задачу воспитания будущего семьянина на ступени дошкольного детства.

У детей 5-6 лет формируется "образ семьи", даже при отсутствии специальной воспитательно-образовательной работы. Анализ содержания стихийно складывающегося "образа семьи" свидетельствует о наличии в нем ядерного и поверхностного уровней. Всем его категориям (денотативной, ценностной, коннотативной, мотивационной) свойственна ситуативность, неточность, некоторая искаженность в сопоставлении с идеалом семьи в традиционной и православной культурах. Эти отклонения в "образе семьи" у детей имеют вторичную основу, тогда как первичную составляют деформации, свойственные современной семье. А это: и изменение ценностных ориентаций, функций, ролевого поведения; и ослабление родственных отношений, меж поколенного общения; и утрата традиционного восприятия родительства и детства; и тенденция дегуманизации детско-родительских отношений. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями. "Образ семьи" - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование, которого происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т.д.

Бучилова Ирина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доценткафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец[email protected]

Леханова Ольга Леонидовна,

кандидат педагогических наук, доценткафедры дефектологического образования, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец[email protected]

Поликарпова Наталья Сергеевна,

педагогпсихолог, БДОУ ВМР "Детский сад "Колокольчик", г. Вытегра[email protected]

Изучение особенностей представлений о семье

у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Аннотация. В статье рассматриваются особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в сравнении с представлениями у детей без речевых нарушений. Предлагается программаи анализируются результатыдиагностического изучения представленийдошкольниково семье.Ключевые слова: представления о семье, дети старшего дошкольного возраста, речевые нарушения.

Семья в жизни каждого ребенка оказывает решающее влияние на его развитие и становление как личности, как члена общества, как создателя новой семьи. Особенности семейных отношений, тип воспитания, выбранный родителями, имеют огромную значимость в формировании представлений о семье. От этихважнейших аспектов воспитания напрямую зависит, каким вырастет ребенок, как он будет относиться к людям, как будет строить с ними взаимоотношения, будет ли он хорошим семьянином. В современной жизни, в связи с различными проблемами воспитания ребенка в семье воздействию на формирование у него положительных представлений о семье не уделяется должного внимания. Но родители должны помнить, что именно в первые годы жизни у ребенка формируются представления о семье, которые потом сложно корректировать. Важно воспитывать у детей умение быть внимательным к людям, замечать их настроение, стремиться помочь им в трудной жизненной ситуации. Формирование представлений о семье у детей с нарушениями речи имеет специфические особенности. Особую значимость имеет то, как родители относятся к своему ребенку. Если они постоянно акцентируют внимание на его особенностях, то это приведет к нарушениям понимания ребенка того, какими должны быть взаимоотношения в семье. Также проблемы возникают, если родители слишком многого требуют от ребенка, не учитывают его индивидуальных особенностей.Наилучшие возможности для формирования у ребенка представлений о семье предоставляет нормальная гармоничная полная семья. В неполных семьях возникают проблемы в осознании ребенком семейных ценностей. В таких семьях ребенку не хватает важнейшей части семейного воспитания.Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах таких ученых как С.В. Березин,Н. Дружинин, Л.Ф. Обухова, Л.Д.Столяренко , А.А. Реан,Г.Т. Хоментаускас,и др.Исследований по проблеме представлений о семье у детей с нарушениями речи практически нет. В трудах Л.И. Акатова, Е.В. Бурмистровой, М.А. Жиронкиной, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой рассматриваются вопросы влияния особенностей семейного воспитания детей с нарушениями в развитии на формирование личности ребенка, его отношений с окружающими. Анализ исследований по данной проблеме позволил выявить противоречие между необходимостью формирования представлений о семье и недостаточностью данных по проблеме особенностей представлений о семье у детей.

Исследование проводилось в сентябре –декабре 2012 года на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 66» и МБДОУ «Центр развития ребенка –детскийсад № 127»г. Череповца Вологодской области. В обследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста, а также их родители. В эксперименте приняли участие дети с нормально развивающейся речью, дети с ФФН и дети с ОНР (IIIуровень речевого развитияпо классификации Р. Е. Левиной).Цель констатирующего эксперимента заключалась в изучении особенностей представлений о семье у детей с нормальной и нарушенной речью.Для выявления особенностей формирования представлений о семье у детей с нормальной и нарушенной речью нами была составлена диагностическая программа исследования, включающая беседуо семье, методики «Рисунок будущей семьи» и моделирование игры «Семья», а также метод анкетирования родителей. Таблица 1Диагностическая программа исследования

КритерииДиагностические методикиХод проведенияДиагностический материалНаличие знаний о том, что такое семья, для чего она нужна.Наличие представлений о будущей семье.Беседа о семьеРебенку предлагается ответить на 18 вопросов.Что такое семья?Зачем человеку нужна семья?Когда ты вырастешь, у тебя будет семья? С кем ты будешь жить? и др.Наличие представлений о будущей семье.Степень дифференцированности представлений о будущей семье.Рисунок будущей семьиРебенку дается диагностический материал и инструкция: «Нарисуй мне, пожалуйста, семью, которая у тебя будет, когда ты вырастешь».После выполнения задания ребенком, ему задаются вопросы.Лист белой бумаги;Шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый);ЛастикСтепень сформированности представлений о семье.Способность войти в роль.Особенности взаимодействия с другими детьми в процессе игры.Моделирование игры «Семья»Детям предлагается выбрать роли и поиграть в игру «Семья»Игровые атрибутыОсобенности отношений ребенка с родителями.Анкетирование родителейРодителям каждого из обследуемых детей предлагается заполнить анкету, Вопросы:Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком);Есть ли другие дети, их состоящую из 10 вопросоввозраст, каковы взаимоотношения с ними?Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?К кому из членов семьи ребенок больше привязан? и др.

В результате проведения беседы о семье мы получили количественные и качественные данные, представленные в таблице 2. При обработке результатов проведения беседы нами регистрировалась частота появления тех или иных ответов детей.Таблица 2Сравнительный анализ результатов проведения беседы о семье

№ВопросДети с нормой речевого развитияДети с нарушениями речи1Что такое семья?Когда люди вместе (60%)Папа, мама, ребенок, сестра, кошка, собака (50%)2Зачем человеку нужна семья?Чтобы хорошо жить, радоваться, не ругаться, чтобы все были вместе (70%)Чтобы жить (90%)3Когда ты вырастешь, у тебя будет семья? С кем ты будешь жить?(состав семьи)Да (100%)Дети, жена/муж (нуклеарная семья) (50%)Расширенный состав семьи (50%)Да (90%)Дети, жена/муж (нуклеарная семья) (50%)4Каким будет твой муж/жена? Кем будет работать?Доброй/добрым (70%)Не знаю (30%)Доброй/добрым (50%)Доктором (20%)5Какой/им женой/мужем будешь ты? Кем будешь работать?Доброй/добрым (70%)Полицейским (30%)Хорошей/хорошим (40%)Певицей (20%)6Сколько у тебя будет детей, когда ты вырастешь? Кто это будет: мальчики или девочки?2 (50%)Мальчики и девочки (80%)2 (40%)Мальчики и девочки (70%)7Какой у вас будет дом?Большой (50%)Большой (40%)8В этом доме кроме тебя, твоей/го жены/мужа и детей будет ктото еще жить?Да, бабушки и дедушки (60%)Да. Бабушки и дедушки (50%)9А где будут жить бабушки и дедушки?С нами (40%)С нами (70%)10Вы будете ходить всей семьей в гости? К кому?Да. К друзьям (70%)Да. К родственникам (тете, брату) (60%)11Что должны делать родители? Что должны делать дети?Воспитывать детей (50%)Любить, слушаться родителей (70%)Ухаживать за детьми, водить их в детский сад, готовить еду (50%)Играть (40%)12Каким ты будешь родителем: строгим или добрым? А твой муж/жена?Добрым (60%)Добрым (80%)Добрым (90%)Добрым (80%)13Что ты будешь Игрушки (60%)Игрушки (40%)покупать своим детям?14Что ты будешь запрещать своим детям?Баловаться с огнем, спичками, трогать горячее (60%)Трогать вещи (телевизор, плиту, телефон, спички, клетку) (40%)15Будешь ли ты наказывать своих детей? За что?Да. За плохой поступок, если будут плохосебя вести (60%)Нет (50%)16Будешь ли ты хвалить своих детей? За что?Да. За хорошее поведение, хорошие поступки (90%)Да. За хорошее поведение, добрые дела и хорошие поступки (90%)17Как вы будете проводить выходные и праздники?Куданибудь ездить (50%)Хорошо, весело (50%)18Будешь ли ты ссориться со своей женой/мужем?Нет (90%)Нет (80%)

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что большинство детей как с нарушениями, так и с нормой развития речи понимают, что такое семья и для чего она нужна человеку.Многие дети отвечали, что семья –это когда люди вместе, перечисляли членов семьи и говорили, что семья нужна человеку, чтобы жить. Но были и другие ответы. Например, Никита А. говорил, что семья –это когда ктото рождается. А Лев.М. утверждал, что семья нужна для того, чтобы продолжалось человечество.Большинство детей с нарушениями речи хотят семью, когда вырастут. Только Егор С. сказал, что у него никогда не будет своей семьи, и он всегда будет жить с мамой. Все дети с нормой развития речи говорили, что у них будет семья.Многие дети как с нарушениями, так и с нормой развития речи хотят в будущем иметь двоих разнополых детей. Также им бы хотелось, чтобы бабушки и дедушки проживали вместе с ними.Большинство детей с нарушениями речи считают, что родители должны ухаживать за детьми, а дети –играть. Напротив, по мнению детей с нормой развития речи, родители должны заниматься воспитанием своих детей, а дети –любить и слушаться родителей. Почти все дети с нарушениями речи утверждают, что они будут добрыми родителями. Процент таких ответов среди детей с нормой развития речи несколько меньше.На вопрос «Будешь ли ты наказывать своих детей?» дети с нарушениями речи в большинстве случаев отвечали отрицательно, а дети с нормой развития речи –положительно. Например, Софья К. говорила: «Да, если сделают, чтото плохое».В плане похвалы практически все дети, принявшие участие в обследовании, считают, что будут хвалить своих детей за хорошие дела и поступки. Александра Н. отвечала: «Да, если они вымоют посуду».Большинство детей высказали мнение о том, что они не будут ссориться со своими супругами. Только двое детей считают подругому. Например, Никита А. объяснил это следующим образом: «Совсем редко, по работе».Итак, при сравнительном анализе результатов проведения беседы о семье было выявлено, что дети с нарушениями речи, как и дети с нормой речевого развития понимают и осознают что такое семья и ее значение в жизни человека. Но в то же время у детей с нарушениями речи имеются некоторые особенности представлений о семье. Они в отличие от детей с нормой речевого развития считают, что родители должны ухаживать за детьми, а дети играть. Дети с нормой речевого развития называют основной функцией родителей в семье –воспитание детей, а также говорят о том, что дети должны любить и слушаться родителей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что основные функции членов семьи детьми с нарушениями речи недостаточно осознаются. Дети выделяют функции, которые не в полной степени отражают сущность семьи, как социального института.

В результате проведенного обследования попроективной методике «Рисунок будущей семьи» мы получили количественные и качественные данные, представленные в таблице 3.Таблица 3Сравнительный анализ результатов по методике «Рисунок будущей семьи»

КритерийДети с нормой речевого развитияДети с речевыми нарушениями1.Наличие представлений о будущей семье70 %40 %2.Тип изображаемой семьиПолная –60 %Неполная –10 %Полная –30 %Неполная –10 %3.Положительное/отрицательное отношение к будущей семьеПоложительное –70%Отрицательное –0%Положительное –30%Отрицательное –10%4.Соотнесение реальной и будущей семейСостав совпадает –40%Состав не совпадает –30%Состав совпадает –10%Состав не совпадает –30%

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями речи преобладает низкий уровень сформированности представлений о будущей семье. Свою будущую семью нарисовали только четверо детей, что может свидетельствовать об отсутствии у большинства детей представлений о будущей семье. Отсутствие рисунка именно будущей семьи объяснялось детьми поразному. Так, например, Артем А. и Артем М. в начале рисования говорили, что поняли задание, но по окончанию рисования на вопрос «Почему ты не нарисовал свою будущую семью?» отвечали, что забыли задание. Артем Ш. и Данил Л. Говорили, что они не умеют рисовать будущую семью. Именно их рисунки содержат только неодушевленные предметы (дом, забор и др.). Данил П. сказал, что рисовать будущую семью ему не хочется. А Егор С. Объяснил отсутствие рисунка будущей семьи тем, что семьи у него никогда не будет, и он хочет всегда жить с мамой. Таким образом, из оставшихся 60% детей 30% нарисовали свою настоящую семью, 30%–сюжеты, не связанные с семьей (клоун, дом, забор и др.)70% детей с нормой речевого развития изобразили свою будущую семью, что говорит о наличии у большинства детей представлений о будущей семье в отличие от детей с нарушениями речи. Дмитрий И. сказал, что задание понял, но будущую семью не изобразил, как инекоторые дети с нарушениями речи. Александр К. объяснил свое нежелание рисовать будущую семью тем, что в уме он её представляет, но нарисовать не сможет. Софья С. отказалась выполнять задание, не объясняя причины. Эти дети изобразили свою настоящую семью.Трое детей нарисовали свою будущую семью полной, один ребенок изобразил семью без детей. Следовательно, большинство детей с нарушениями речи рисовали полные семьи, как и дети с нормой речевого развития.Положительная окраска представлений о будущей семьеу детей определялась их ответами на вопрос «Весело или грустно изображенным персонажам?». Большинство детей как с нарушениями речи, так и с нормой развития речи отвечали, что их персонажам весело. В результате этого можно говорить о преобладании положительного отношения к своей будущей семье. Отвечая, на вопрос «Кто в этой семье самый счастливый?», схожих ответов у детей с нарушениями речи не наблюдается. Например, Максим К. отвечал на данный вопрос следующим образом: «Все. Потому что они одинаково одеты». Александра Н. говорила: «Я. Потому что у меня есть муж и дочка». Дети с нормой речевого развития также отвечали поразному. Двое детей сказали, что счастливыми являются все (Никита Х.: «Все, потому что они все вместе», Арсений С.: «Все, потому что у них есть дети»). Другие называли самыми счастливыми себя. Например, Лев М. отвечал: «Я. Потому что у меня много денег». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что большинство детей как с нормой, так и с нарушениями речи не связывают счастье с наличием у человека семьи, близких людей. На вопрос «Кто в этой семье самый несчастный?» большинство детей как с нормой, так и с нарушениями речи отвечали: «Никто». Некоторые дети с нарушениями речи называли домашних животных. Например, Александра Н. отвечала: «Кот. Потому что его не кормят». Эти данные могут свидетельствовать о восприятии семьи как позитивной составляющей жизни человека. У детей с нарушениями речи состав реальной семьи и состав будущей семьи, изображенной на рисунке, в большинстве случаев не совпадают, дети не соотносят реальную семью с будущей. А у детей с нормой развития речи, напротив, в большинстве случаев наблюдается совпадение составов настоящей и будущей семей, что может говорить о том, что представления детей о будущей семье идентифицируются с восприятием настоящей семьи.С некоторыми детьми с нарушениями речи контакт устанавливался с трудом, требовалась значительная активизация, побуждение со стороны взрослого; во время эксперимента эти дети чувствовали себя скованно. Например, Артем Ш. очень торопился при выполнении задания, все время прикрывал рисунок рукой и отвечал на вопросы по рисунку неохотно. Напротив, дети с нормой речевого развития были открыты для общения, без труда шли на контакт, отвечали на все вопросы. Многие дети комментировали весь процесс рисования, рассказывая не только о своей семье, но и обо всех событиях которые происходят в их жизни. Итак, при сравнении результатов по данной методике, можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями речи наблюдаются некоторые особенности представлений о семье в сравнении с детьми с нормой речевого развития, что выражается главным образом в отсутствии этих представлений. Также дети с нарушениями речи в отличие от детей с нормой развития речи не соотносят будущую семью с настоящей.Таблица 4Сравнительный анализ результатов по методике «Моделирование игры «Семья»

КритерийДети с нормой речевогоразвитияДети с речевыми нарушениямиУровень сформированности представлений о семьеВысокий –30%Средний –70%Низкий–0%Высокий–0%Средний–70%Низкий–20%Отказ от игры –10%Умение организовать игру (уровень)Высокий –30 %Средний –70 %Низкий –0 %Высокий –10 %Средний –60 %Низкий –20 %Отказ от игры –10%Способность войти в роль (уровень)Высокий –50 %Средний –50 %Низкий –0 %Высокий –10 %Средний –50 %Низкий –30 %Отказ от игры –10%Эмоциональная насыщенность игрыИгра эмоционально насыщена.Игра отличается бедностью эмоций.Взаимодействие с другими детьми Дети достаточно хорошо контактируют друг с другом.Большинство детей предпочитает играть обособленно.

Основная часть детей с нарушениями речи показала средний уровень сформированности представлений о семье, который характеризуется недостаточно полноценным осознанием сущности семейной жизни, функций каждого из членов семьи, эмоциональной составляющей семейных взаимоотношений. Также некоторые дети показали низкий уровень, который выражается в непонимании значимости семьи, функций каждого из членов семьи, нарушении способности устанавливать контакт, проявления эмоций по отношению к другим людям, что может негативным образом сказаться на построении семьи в будущем. Егор С.отказался играть, сказав, что ему это неинтересно. Тогда как среди детей с нормой речевого развития большинство имело высокий уровень сформированности представлений о семье. Основными характеристиками этого уровня являются: полноценность представлений о будущей семье, осознание функций каждого из членов семьи, способность к эмпатии, пониманию чувств других людей, отсутствие трудностей в построении взаимоотношений с окружающими. У детей с нарушениями речи возникали большие трудности в организации игры, чему детей с нормой развития речи. Дети долго выбирали себе роль, не знали, как начать игру, какие игрушки требуются для выполнения тех или иных действий.Для многих детей с нарушениями речи большую трудность в процессе игры представляло установление контакта с другими детьми. Например, Артем О. на протяжении всей игры практически ни с кем не разговаривал, выполнял действия, не соответствующие выбранной роли «сына» (ходил на работу, ездил на машине). У Артема, как и у многих детей с нарушениями речи появлялись сложности в осознании своей роли, поскольку они недостаточно хорошо понимали, какие функции должен выполнять каждый член семьи. Но в то же время некоторые дети хорошо выполняли свои ролевые функции. Например, Александра Н. старательно выполняла все действия, соответствующие роли «мамы», стремилась контролировать деятельность других детей и ход игры в целом. Некоторые детиотвлекались или вообще теряли интерес к игре. Данил П. проявлял активность в течение 5 минут, затем переключился на другую деятельность(сбор конструктора). У детей с нормой речевого развития практически не возникало трудностей в процессе игры. Они общались друг с другом в соответствии с выбранными ролями, выполняли все необходимые действия. Александр К. во время игры старался контактировать со всеми детьми, поучаствовать во всех игровых ситуациях. У некоторых детей наблюдалось стремление к лидерству, что приводило к возникновению конфликтов между ними. Но в то же время можно отметить, что некоторые дети с нормой речевого развития не проявляли интереса к игре или быстро переключались на какуюлибо другую деятельность. Например, Лев М. во время игры сидел за столиком и выполнял однообразные действия (переставлял посудку).Игра детей с нарушениями речи отличалась бедностью эмоций, переживаний, низким уровнем взаимодействия детей друг с другом. Тогда как у детей нормой речевого развития игра была эмоционально насыщена. Таким образом, при сравнении результатов по данной методике у детей с нормой речевого развития и у детей с речевыми нарушениями было выявлено, что дети второй группы испытывают значительные трудности в понимании сущности семейных отношений, функций каждого из членов семьи, особенностей построения семейных взаимоотношений. Тогда как дети первой группы таких трудностей практически не испытывают. Важной проблемой для детей с нарушениями речи является установление контакта друг с другом в процессе игры.

Таблица 5Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей

КритерийСемьи детей с нормой речевого развитияСемьи детей с нарушениями речиСостав семьиПолная семья –60%Не участвовали в анкетировании –40%Полная семья –90%Живет с бабушкой –10%К кому привязан ребенокК маме –40%

Одинаково –20%Не участвовали в анкетировании –40%.

К маме –80%К папе –10%Одинаково –10%Кто из членов семьи больше всего проводит времени с ребенкомМама –10%Брат –10%Одинаково –30%Мама и сестра –10%Не участвовали в анкетировании –40%Мама –60%Папа, сестра –10%Бабушка –10%Папа –10%Одинаково –10%Как ребенок относится к посещению детского садаХорошо, положительно –60%Не участвовали в анкетировании –40%Хорошо, положительно –100%Настроение ребенка в домашней обстановкеБодрое –50%Неустойчивое –10 %Не участвовали в анкетировании –40%Бодрое –70 %Неустойчивое –30%

Говорил ли ребенок о своей будущей семьеДа –30%Нет –30%Не участвовали в анкетировании –40%Да –70%Нет –30%

В результате обобщения полученных данных по всем методикам нами были выделены следующие уровни развития представлений о семьеу детей:Высокий уровень.Ребенок имеет высокие результаты по всем методикам, допускается наличие среднего уровня по одной из методик.Отмечается наличие полноценных представлений о семье: ребенок понимает значение семьи в жизни человека, функции членов семьи, без труда рассказывает о том, какая у него будет семья, когда он вырастет. Родители отмечают, что ребенок говорил им о своей будущей семье.Уровень выше среднего.Ребенок получил высокие результаты по двум методикам, по остальным –средние. Допускается наличие низких показателей по одной методике.У ребенка имеются достаточно полноценные представления о семье, но у него могут возникать трудности при рассказе о семье, в процессе рисования, в игре.Средний уровень.Ребенок имеет средние результаты по большинству методик. Допускается наличие высоких или низких результатов по одной методике.У ребенка отмечаются трудности при рассказе о своей будущей семье, он не знает, какая она будет, путается в ответах. На рисунке изображается не будущая, а реальная семья.Уровень ниже среднего.Ребенок по двум методикам имеет низкие результаты.Ребенок может без особого труда рассказывать о том, какая у него будет семья, но не может изобразить ее, обыграть роль. Родители чаще всего отмечают, что ребенок не говорил им о своей будущей семье.Низкий уровень.У ребенка отмечаются низкие результаты минимум по трем методикам.Ребенок отказывается участвовать в беседе о семье, играть и рисовать свою будущую семью.Процентное соотношение полученных данных при обобщении результатов представлено в таблице 6.Таблица 6Обобщенные результаты исследования

УровеньПроцент детей с нормой развития речиПроцент детей с нарушениями речиСтатистические различияВысокий60%20%φ = 1,89Выше среднего20%30%φ = 0,52Средний0%10%φ = 1,44Ниже среднего20%30%φ = 0,52Низкий0%10%φ = 1,44

Исходя их данных таблицы, можно сделать вывод о том, что представления о семье у детей с нарушениями речи имеют некоторые особенности в сравнении с представлениями о семье детей с нормой речевого развития. Большинство детей с нормой развития речи имеют высокие результаты по всем методикам, тогда как у детей с нарушениями речи преобладают средние показатели. Это свидетельствует о том, что представления о семье у детей с нарушениями речи чаще всегонеполноценны, фрагментарны, недифференцированны. Дети могут испытывать трудности при описании своей реальной или будущей семьи, в понимании роли каждого члена семьи, его функций. Представления о будущей семье могут отсутствовать вовсе. С помощью углового преобразования Фишера нами были выявлены статистически значимые различия по высокому уровню сформированности представлений о семье у детей экспериментальной и контрольной групп (p≤ 0,05).В соответствии с результатами проведенного исследования, можно отметить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что дети с нарушениями речи имеют некоторые особенности формирования представлений о семейных отношениях в сравнении с детьми с нормой речевого развития, была доказана.Полученные в ходе исследования результаты позволяют сформулировать следующие выводы:1.Целостность, полнота представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи зависит от многих факторов: типа семьи (полная, неполная), типа семейного воспитания, особенностей семейных взаимоотношений, родительских установок, отношения родителей к своему ребенку и его нарушению. Указанные факторы влияют на осознание детьми значимости семьи, ее функций; на развитие у детей понимания семейных ролей, семейных взаимоотношений, семейных обязанностей;на развитие уважения, эмпатии, любви к членам своей семьи, способности идти на компромисс.2.У детей с нарушениями речи в сравнении с детьми с нормой речевого развития имеется специфика в формировании представлений о семье, которая проявляется в следующих особенностях: нарушение целостности представлений о семье, их неполнота, недифференцированность, нечеткость; трудности в понимании таких составляющих представлений о семье, как семейные отношения, семейные функции, семейные роли, семейные обязанности; недостаточное осознание сущности семейной жизни, функций каждого из членов семьи, эмоциональной составляющей семейных взаимоотношений; отсутствие или нарушение целостности представлений о будущей семье.3.Для формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо проводить определенную работу, включающую в себя развитие у детей интереса к своей семье, осознания роли семьи в жизни каждого человека, содержания семейных отношений, развитие понимания родственных отношений, своего места в семье, необходимости помогать другим членам семьи, обращать внимание на их эмоциональное состояние, настроение.

Ссылки на источники1.БерезинС.В. О воспитании ребенка в семье. М.: Айрис пресс, 2000. –117 с.2.Дружинин В.Н. Психология семьи. –М.: КСП, 1996. –176 с.3.Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. –М.: Жизнь и мысль, 1999. –168 с.4.Основы психологии. Практикум // Ред.сост. Л.Д.Столяренко. РостовнаДону: Феникс,1999. –704 с.5.Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. –М.: АСТ, 2010. –576 с.6.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. –М.: Педагогика, 1989. –155 с.7.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. –М.: ВЛАДОС, 2003. –368 с.8.Бурмистрова Е.В.Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образования. –2009. –№1. –С. 82869.Жиронкина М.А. Специфика детскородительских отношений всемьях, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития // Вестник практической психологии образования. –2008. –№3. –С. 9710010.Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. –240 с.

Irina Buchilova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair ofdefectological education,Cherepovets State University,[email protected] Lekhanova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair ofdefectological education,Cherepovets State University,[email protected] Polikarpova,

Psychologisteducationalspecialist, Kindergarten"Bell ", [email protected] of family vision among preschool children with speech disorders Abstract.The article discusses the peculiarities of the ideas about family that are characteristic of senior preschool children in comparison with the ideas of the children without representations of speech disorders. A program is offered, the results of the diagnostic study of preschoolers ideas about family are analyzed. Keywords:ideas aboutthe family, the children of the senior preschoolage,speech disturbances

Многие многодетные матери замечают, что самое сложное — это отнюдь не бесконечная уборка, готовка и сохранение относительного порядка в доме, сколько необходимость уделять достаточное внимание каждому из детей. И если многие из них еще успевают поиграть, почитать детям перед сном и во время ужина обсудить школьные дела, то поговорить с каждым из своих чад лично, так сказать, тет-а-тет, бывает затруднительно. Но задача легко решается, если негласно установить четкое время, когда можно пообщаться с каждым из детей.

Уделять внимание каждому ребенку

Поговорить с каждым своим ребенком, даже если он уже давно не малыш, хотя бы 5-10 минут в день способна любая мать. Но если с двумя детьми такое общение происходит само собой, а вокруг единственного и вовсе вертится мир всей семьи (нередко ребенок страдает скорее от гиперопеки, нежели от невнимания родителей), то в семье, где детей много, маме следует помнить, что общение с каждым из детей необходимо включить в свой ежедневный распорядок.

Если ребенка обижают в школе, он испытывает какие-то затруднения или впервые влюбился, он захочет поговорить об этом без свидетелей, как бы при этом он не относился к своим сестрам и братьям. Очень важно, чтобы мама успевала пообщаться с детьми не только за семейным столом или во время совместных игр, но и лично с каждым. Когда ребенку не уделяется индивидуальная порция материнского внимания, то он и сам не ощущает себя личностью.

Быть частью команды, «одним из» — это, конечно, очень хорошо. Замечательно, когда ребенок это умеет, у него есть способность вливаться в коллектив, быть его частью и не противопоставлять себя другим по поводу и без. Это большой плюс, который приобретает почти любой, выросший в многодетной семье. Но не менее важно еще и осознавать себя самого как личность со своими потребностями, интересами, задачами, уметь к самому себе прислушиваться, выражать свои собственные мысли.

Когда человек хорошо понимает себя самого, он так же способен понять и другого. Когда же к себе самому он относится как к части толпы, то и в другом человеке он не видит личности. Эту способность понимать себя и другого в ребенке можно очень хорошо развить, если регулярно (а лучше ежедневно) с ним беседовать о его успехах, целях, переживаниях.

Такой разговор может занимать несколько минут, но всякий раз ребенок должен знать, что в определенное время мама будет готова его выслушать. Это может быть несколько минут перед сном, 10 минут во время обеда, когда остальные дети гуляют или в школе, 15 минут по дороге из школы домой. Время, когда другие домочадцы не будут вмешиваться в разговор, перебивать и отвлекать.

Желательно, чтобы и отец тоже находил время для каждого из детей. Эти несколько минут индивидуального внимания складываются в фундамент глубоких и доверительных отношений с родителями, открытого и доброжелательного отношения к людям вообще. Дети в многодетных семьях нередко пытаются перекричать друг друга, перебить. Если приглядеться, то становиться ясно, что происходит это в основном в борьбе за родительское внимание.

Если мама успевает каждому из них за день сказать, какой он хороший, умный и замечательный, спросить, как прошел день, где-то помочь, а где-то просто выслушать, то и отношения между ними намного лучше, вместо соперничества и ревности взаимовыручка, дружба и искренний интерес друг к другу.

Четкий распорядок дня

Соблюдается неукоснительно всеми членами семьи. Если в семье с одним-двумя детьми пренебрежение распорядком не приводит к особенным последствиям, то в больших семьях любое отклонение от обычного графика приводит к настоящему коллапсу в делах. Если долго не спит один из детей, то наутро вся семья будет чувствовать себя не очень хорошо. Когда дети утром встают в разное время, то мама едва может найти время для собственного сна. Удобнее, чтобы все завтракали и ужинали в одно и то же время за столом, чтобы маме не приходилось круглосуточно мыть посуду за каждым и накрывать на стол. Также должно быть время для прогулки, для купания, для общения. Иначе мама просто не успеет переделать всё.

Когда всё организованно, мама успевает отдохнуть в промежутках, когда детвора спит или мирно играет. А когда один просит есть, другой помочь с уроками, а третий просто канючит, чтобы обратить на себя внимания, то вся эта круговерть начинает сводить с ума. В такой каше вариться тяжело как маме, так и детям. Разумеется, когда дети вырастают, они начинают жить в собственном ритме, навязывать им какой-то график бесполезно и несправедливо, но малышей и школьников вполне возможно и целесообразно приучать в одно и то же время ложиться спать, есть, вставать утром и т.д.

Сформировать для всех четкие «правила жизни»

В многодетной семье правила жизни, гарантирующие относительный порядок и чистоту в доме, безопасности, душевного покоя и физического комфорта должны быть куда строже, чем в небольшой семье.»Мы не носим пищу по комнатам и едим только за столом», «не прыгаем ногами по дивану», «собираем игрушки перед сном», «не деремся, а выясняем всё в конструктивном диалоге или идем «в высший суд» — к родителям, разбираем спор «по косточкам», «кто разбудил малыша — тот его и укачивает» — таких правил может быть много, они могут быть самыми разнообразными, но непременно должны касаться всей семьи. И выполняться всеми, не только детьми, но и родителями и неукоснительно их соблюдать.

Если всем запрещено, то и папа, и мама не должны эти правила нарушать, только тогда они будут признаваться и выполняться детьми безоговорочно. Если детям нельзя ругаться и обзываться, то и родители, выясняя отношения, должны придерживаться этих придуманных правил. Или выяснять отношения так, чтобы дети это не видели.

Не выбирать «любимчиков»

Разумеется, это редко делается родителями сознательно. Но бывает так, что матери (или отцы) заведомо одного ребенка выгораживают, а к другому настроены излишне критично. Даже не вникнув в суть конфликта между детьми, такая мать уже «знает», кто прав, кто виноват. Именно такие ситуации из детства порождают холод у «козлов отпущения» (иногда даже ненависть к «любимчикам») в отношениях между братьями и сестрами.

Психолог Дмитрий Карпачев о основных способах решения конфликтов в многодетных семьях в видео:

Помощь всех детей в домашних обязанностях

Конечно, по мере взросления обязанности по дому и по уходу за младшими справедливо должны возрастать, это нормально, когда дети помогают родителям, но при этом у всех должно оставаться время на детство, свои собственные игры и интересы. Распространенная ситуация, когда помогает в основном самый старший ребенок в семье (в лучшем случае еще и второй по старшинству), а остальные дети ведут себя как вечные малыши. Хотя старший ребенок в возрасте своего самого маленького братишки уже помогал маме по полной программе. Но на контрасте со старшими маленькие кажутся еще меньше, а к старшим требования только возрастают. Это может провоцировать конфликты.

Именно эта внутренняя обида, чувство несправедливости побуждает старшего ребенка всячески задевать младших или относиться к ним с пренебрежением.

Справедливо, когда обязанности по силам есть у каждого ребенка в семье, исключая разве что грудничка. Даже двухлетний малыш может, например, собирать игрушки по всему дому и доносить их до своего места. Конечно, приучать малыша придется с момента, когда он только сделал первые шаги, помогать он начнет не сразу, но зато к трем-четырем годам ребенок начнет, не задумываясь, складывать игрушки в ящик, освобождая домочадцев хотя бы от этой нудной и непрекращающейся работы. Дети постарше уже могут по очереди мыть посуду, гулять с собакой, пылесосить и т.д.

Чем больше прав — тем больше обязанностей. И наоборот. Труд непременно должен как-то поощряться, цениться. Как любая женщина справедливо желает, чтобы муж и дети были благодарны ей за ее заботу о них, так тем более любой ребенок нуждается в том, что мать и отец не скупились на похвалу, поощрения (иногда и в материальном выражении — «красивое колечко для ручек, которые моют посуду»).

Материальные поощрения не должны быть постоянными (за каждый шаг), скорее время от времени. Суть в том, чтобы дети понимали, что родители ценят и отмечают их усилия, а не считают их обязанными помогать. Чувство благодарности и похвала — куда более верное средство, чтобы дети помогали родителям, нежели попытки вызвать у них чувство вины, долга, а также критика и осуждение.

Как несправедливо было бы взваливать половину всей рутинной домашней работы на старшего ребенка в семье, так изначально тупиковый путь, когда женщина всё делает сама, не привлекая детей вовсе. Хороший руководитель отнюдь не делает всё сам, он делегирует полномочия на своих «подчиненных». Ведь сделать качественно за ограниченный промежуток времени можно только такое же ограниченное число дел.

Когда мама не прибегает к помощи детей, она может успеть перемыть всю посуду, убрать за всеми, пропылесосить, накормить, погулять и еще массу всего, но в таком случае, ни о каком общении с детьми (да и с мужем тоже) уже и речи быть не может. Она просто валиться с ног от усталости. К тому же беспорядок в доме, вся рутинная и нудная работа вызывает в таком случае куда больше раздражения (как и домочадцы, которые повинны в этой вечной домашней каторге), если выполнять ее в одиночку.

Когда порядок осуществляется совместными усилиями, то и ценится чистота гораздо больше

.

Ребенок не будет после прогулки разгуливать по дому в грязной обуви, если сам лично не так давно помогал мыть полы, выращенный собственноручно цветок он не забудет полить, а если старшим детям привелось самим укачивать малыша, то маме не придется по сто раз повторять им, чтобы они не шумели, когда тот спит.

У каждого ребенка должен свой уголок

Это вроде бы понятно и не вызывает вопросов, но в условиях многодетной семьи нередко этим правилом пренебрегают за неимением лишнего свободного пространства в квартире. Конечно, идеально, когда у каждого ребенка есть своя собственная комната, где можно отдохнуть от шума, мечтать, грустить и делать уроки в спокойной обстановке, но в реалиях современной городской жизни так бывает далеко не всегда. Особенно когда детей больше трех.

В такой ситуации многим родителям начинает казаться, что даже свой собственный уголок для ребенка — это уже блажь и роскошь, но это не так. Если поставить 6 (7, 8 или 10…) письменных столов в квартире просто не реально (да и не рационально так использовать пространство, где нужно еще играть, дышать и передвигаться), то создать какой-то отгороженный уголок, где ребенок хранит свои вещи, думает и уединяется, чтобы отдохнуть, просто необходимо для каждого, если существует такая возможность.

Неприкосновенное место для папы

А лучше чтобы это было неприкосновенное » папино место», куда нельзя заходить вовсе, пока папа занят или отсутствует. Можно время от времени просто запрещать детям заходить в комнату в определенные часы. Например, когда отец пришел с работы или в субботу утром. Любая женщина знает, когда муж особенно хочет побыть один. Далеко не все мужчины ежедневно после работы мечтают ужинать в кругу своей шумной семьи.

Порой женщина поступит мудро, если покормит детей заранее, а муж будет ужинать отдельно в тишине, а потом, отдохнув, выйдет к детям.

Особенно это важно, когда работа мужчины и так связана с суетой, шумом, гамом и постоянным общением. Или случились какие-то неприятности на работе. У каждого человека бывает время, когда ему нужно побыть одному, привести в порядок мысли или просто отдохнуть от шума, галдежа и суеты.

Женщины более гибкие и приспособляемые, им легче формулировать своим чадам то, что они хотят от них, а мужчинам обычно сложнее что-то запрещать детям. В итоге они раздражаются на детей, но «достается» в основном женам.

Не увлекаться сравнением детей

Они все разные, все личности с сильными и слабыми сторонами. Сравнивать любого ребенка можно только с ним же самим в разные периоды его жизни. Сравнение детей друг с другом отнюдь не способствует любви между ними. Напротив, сравнения и критика — это рассадник зависти, обид и распрей между ними в будущем. Дети все должны быть любимыми и неповторимыми.

Иногда мама, замечая сильные качества одного из детей, при этом не обращает внимания на то, что и отсутствие этого качества у другого компенсируется с лихвой каким-то достоинством или даже талантом. Например, спокойный ребенок может радовать родителей. Его всем ставят в пример. А его шумный и неугомонный братишка может быть более энергичным, активным и смышленым, но в условиях городской квартиры нет другого более приемлемого выхода для его бушующей энергии, как носиться по квартире, раскидывать игрушки и шуметь.

  • В большинстве случаев старшие дети общаются так со своими младшими сестренками и братишками неосознанно, вымещая на них свои какие-то негативные эмоции, полученные в школе или в саду, но родителям в таких случаях надо резко пресекать такое общение. Необходимо объяснять детям, что причинение другому (тем более тому, кто слабее) боли недопустимо, также как и недопустим пренебрежительный тон, оскорбительные шутки.

Не позволять старшим отбирать у малышей игрушки, толкаться, доводить маленьких детей всякими обидными для них «обзывалками».

Иногда то, что для подросших детей просто смешная шутка, для малышей — настоящее издевательство, приводящее к стрессу, неврозам. Ребенок после такого общения со своим старшим братом или сестрой долго не может уснуть, переживает, испытывает чувство обиды. При этом старший ребенок иногда вовсе не желает так уж ранить или задеть малыша, просто в силу возраста не способен еще учесть особенности его психологии и по инерции общается с малышом так же, как и со своими ровесниками, которые бы посмеялись или дали хороший отпор. Агрессивное поведение должно строго пресекаться родителями.

Вера Анненкова
Система по формированию представлений дошкольников о семье в старшей группе

В соответствии с программными требованиями ФГОС социально- коммуникативное развитие детей должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая и моральные ценности. А, как известно, именно в семье закладываются основы воспитания и усвоения общественных норм и ценностей. Поэтому одной из основных задач психолого- педагогической работы по социально- коммуникативному развитию детей является формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, а также традициях.

С этой целью была разработана и успешно реализуется в старшей группе МБ ДОУ №355 комбинированного вида г. Нижнего Новгорода система воспитательно - образовательной работы, направленной на формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста и работы с родителями.

Система по формированию представлений дошкольников о семье Основные направления работы с детьми

I. Семья , родословная

Цели и задачи. Закреплять знание своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представления о семье , ее составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Составить родословную. Формировать интерес к истории семьи и дома .

Пути достижения цели.

Рассматривание и обсуждение семейных фотографий на занятиях по развитию речи.

Рисование на темы «Моя семья » , «Портрет мамы» , «Портрет папы» .

Беседы на темы «Мои близкие» , «Самые дорогие люди»

Изготовление сувениров и подарков для членов семьи на занятиях по изодеятельности.

Составление семейного альбома из нарисованных детьми портретов членов их семей.

Обсуждение ситуаций «У меня большая семья » , «Мой детский альбом» , «На кого я похож?» .

Беседы на темы «Моя родословная» (с использованием фотографий из семейного архива, «История моего дома» , «Как росли мои родители, бабушка, дедушка» .

Обсуждение с детьми результатов создания «Домашнего музея» в каждой семье .

Формы «Моя семья » «Морозко» . Обсуждение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой» . Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка» . Изготовление с привлечением родителей семейного герба, составление родословной или генеалогического древа семьи , создание «Дома-музея» .

Цели и задачи. Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять представления детей о родном доме , адресе, формировать интерес к истории дома (переезда в дом) . Знакомить с поговорками о доме и семье . Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его, привычку содержать в порядке.

Пути достижения цели. Привлечение родителей к расширению знаний детей об истории появления дома (переезда в дом) . Беседы на темы «Дом, в котором мы живем» , «Моя комната» , «Почему я люблю свой дом» . Рисование на занятиях по изодеятельности на тему «Мой дом» . Обсуждение ситуаций «Новая семья » , «Чтобы в доме стало веселей» , «Моя комната» , «Мой игровой утолок» .

Формы и методы закрепления знаний. Сюжетно-ролевые игры «Дом» , «Новоселье» , «Ремонт в квартире» . Игры-драматизации «Кошкин дом» , «Теремок» , «Три поросенка» , «Лиса и Заяц» . Конструктивная игра «Дом моей мечты» .

III. Трудовая деятельность детей на благо дома и семьи

Цели и задачи. Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому , формировать привычку выполнять свои домашние обязанности. Обращать внимание на связь между поведением детей и чувствами взрослых. Закреплять знание стихотворений, пословиц и поговорок, отражающих заботу и любовь детей к близким, дому, семье , труду людей.

Пути достижения цели. Беседы о пользе домашнего труда на темы «Мои домашние обязанности» , «Если мама устала.» , «Как я помогал папе, бабушке, дедушке» . Организация общественно полезного труда детей в группе (полить цветы, протереть пыль, накрыть столы к обеду и убрать посуду после еды, навести порядок в игровом уголке и т. д.). Обсуждение результатов мероприятий «Неделя добрых дел» .

Формы и методы закрепления знаний. «Польза добрых дел» (посильная помощь родителям в домашнем бытовом труде) . Просмотр мультфильма «Федорино горе» . Сюжетно-ролевая игра «Дом» . Просмотр фильма-сказки «Марья-искусница» . Викторина (по пословицам, стихотворениям и поговоркам о доме, семье и труде ) с привлечением родителей.

Творческая деятельность ребенка, направленная на украшение родного дома

Цели и задачи. Культивировать желание проявлять творчество при украшении своей комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками. Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи и их достижения .

«Моя комната красивая» , «Как я украшаю свой дом» . Рисование на тему «Укрась свой дом» . Изготовление сувениров для украшения своей комнаты.

Формы и методы закрепления знаний. Выставка рисунков, конкурс поделок для украшения дома. Выставка творческих работ родителей. Проведение праздничного вечера с привлечением родителей «Добрых рук мастера» (представление семейной газеты , сладкого блюда, приготовленного членами семьи , творческих работ родителей и т. д.).

IV.Семейные праздники и традиции

Цели и задачи. Познакомить с культурными традициями разных семей. Воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных реликвий, альбомов с фотографиями, памятных наград.

Пути достижения цели. Беседы на темы «Выходной в нашей семье » , «Семейные праздники» , «Традиции нашей семьи » . Разучивание и исполнение песен на праздничные темы. «Уроки вежливости» (учатся принимать гостей и правильно вести себя в гостях) .

Формы и методы закрепления знаний. Сюжетно-ролевые игры «День рождения мамы» , «Папин праздник» . Просмотр мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон» (день рождения Малыша) . Праздничный утренник «Мама, папа, я - дружная семья » .

Основные направления работы с родителями

I. Семья , родословная

Цели и задачи. Конкретизировать представления детей о жизни семьи (быт, обязанности, совместный отдых, хобби и достижения членов семьи ). На собственном примере воспитывать желание заботиться о членах семьи , поддерживать родственные отношения. Составить вместе с ребенком родословную семьи , поддерживать интерес к ее истории. Воспитывать интерес к семейным реликвиям и наградам. На собственном примере формировать у детей теплое и уважительное отношение к своему роду и семье .

Пути достижения цели. Рассматривать с детьми семейные фотографии, демонстрировать любовное и уважительное отношение к членам семьи и близким родственникам. Углублять понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговоры по телефону, посещения и т. д.) . Рассматривать с детьми семейные реликвии, различные награды, беседовать об истории их появления в доме. Рассказывать о предках , об их жизни, интересных и значительных случаях в их судьбе. Бережно хранить почетные грамоты и подарки, регулярно обращая на это внимание детей.

Формы и методы закрепления знаний. Ходить с ребенком в гости. Написать вместе с ним письмо кому-то из родственников, предложить вложить в конверт свой рисунок. Собственным примером показывать ребенку проявление любви, заботы и уважения к членам семьи . Составить вместе с детьми генеалогическое древо семьи . Создать «Дом-музей» .

Цели и задачи. Знакомить детей с историей появления дома (переезда в дом, где живет семья . Воспитывать привычку у детей, в том числе на собственном примере, выражать в поступках и действиях любовь и бережное отношение к родному дому и предметам быта . Оформить игровой уголок , формировать интерес к нему , привлекать ребенка к играм в нем.

Пути достижения цели. Рассказывать детям об истории переезда в дом, с теплом отзываться о доме, в котором прошло детство самих родителей. Привлекать ребенка к изменениям, происходящим в доме (перестановка мебели, перемена интерьера, ремонт) . Интересоваться его отношением к переменам, особенно в его комнате.

Формы и методы закрепления знаний. Совместный поход в магазин для выбора обоев в детскую комнату, сувениров, игрушек, мебели и т. д. Оформление игрового уголка вместе с ребенком.

III. Трудовая деятельность на благо дома и семьи

Цели и задачи. Привлекать ребенка к оказанию посильной помощи по дому. Дать возможность почувствовать свою полезность и значимость. Знакомить с пословицами, поговорками и стихотворениями, в которых отражена любовь к близким, дому, труду.

Пути достижения цели. Поручать ребенку поливать цветы, убирать свою комнату, мыть посуду, выносить мусор и т. д. Показывать значимость его помощи, благодарить, поощрять. Разъяснять смысл пословиц и поговорок о доме и семье .

Формы и методы закрепления знаний. Закрепить за ребенком некоторые посильные домашние обязанности. Познакомить с пословицами, поговорками и стихотворениями о доме, семье , труде людей. Посмотреть и обсудить фильм-сказку «Золушка» .

IV.Творческая деятельность ребенка, направленная на украшение интерьера дома

Цели и задачи. Культивировать желание детей проявлять творчество в украшении своей комнаты и дома собственными рисунками и поделками.

Пути достижения цели. Сохранять и поощрять творческие работы ребенка, украшать ими комнаты дома, демонстрировать гостям гордость за инициативу и творческие достижения ребенка.

Формы и методы закрепления знаний. Совместно с детьми изготовить поделки для украшения комнат дома. Составить альбом из детских рисунков. Демонстрировать лучшие работы близким родственникам и работникам ДОУ. Активно участвовать вместе с детьми в празднике «Добрых рук мастера» .

V. Семейные праздники и традиции

Цели и задачи. Знакомить с культурными традициями семьи . Поддерживать интерес и желание продолжать семейные традиции. Воспитывать интерес и желание принимать активное участие в подготовке и проведении домашних праздников.

Пути достижения цели. Ввести в досуговую жизнь семьи новые , нетрадиционные празднично-игровые виды деятельности с постепенным закреплением их как традиций семьи . Регулярно привлекать детей к посильному участию в подготовке домашних праздников, замечать и поощрять их инициативу. Знакомить детей и активно вовлекать их в свои любимые занятия и хобби.

Формы и методы закрепления знаний. Испечь вместе с ребенком пирог для гостей, бабушки; сплести кашпо совместно с ребенком для комнатного растения; изготовить модель корабля и тд. Проводить традиционные семейные мероприятия с активным участием в них детей.