Мученики феодор варяг и сын его иоанн. Русские святые Тропарь мученикам Феодору и Иоанну

Вчера мы праздновали память святой равноапостольной великой княгини Ольги. А сегодня мы прославляем двух святых, которые пострадали спустя недолгое время после ее блаженной кончины: святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна.

Святые Феодор и Иоанн жили в Киеве во время княжения святого князя Владимира, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси — из Балтийского моря в Черное — называли тогда «путь из варяг в греки».

Преподобный Нестор Летописец сообщает, что среди киевлян жил варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

В то время (а происходило это еще до Крещения Руси) были обычны человеческие жертвоприношения. В качестве жертвы идолам был выбран сын Феодора Иоанн. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их.

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле, а списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский называет их первыми «русскими гражданами небесного града».

Тропарь мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому

Страстоте́рпцы Госпо́дни, Фео́доре со Иоа́нном о́троком, сла́внии! Блаже́нна земля́ Ру́сская, напи́вшаяся кровьми́ ва́шими, и ра́дуется оте́чество на́ше, в не́мже вы пе́рвии, и́долы посрами́вше, Христа́ со дерзнове́нием испове́дасте и за Него́ пострада́сте. Того́, я́ко Бла́га, моли́те, до сконча́ния ве́ка в стране́ на́шей Це́рковь Правосла́вную непоколеби́му утверди́ти и всех ру́сских люде́й во и́стинней ве́ре и благоче́стии сохрани́ти.

Древняя Русь долго блуждала в поисках духовной идентичности. Среди ее первых правителей были и христиане, и непримиримые язычники. Именно при последних в Киеве случилась трагедия, положившая начало мученичеству в Русской Церкви . Язычники, подстрекаемые жрецами, зверски убили двух христиан. Истинного воина Христова - княжеского дружинника Феодора. И его совсем юного сына Иоанна.

Из "Повести временных лет"

«Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: “Дай сына своего, да принесём его богам”. Он же ответил: “Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына...” И подсекли под ними сени, и так их убили...»

Эта история показывает, что древнерусское язычество, как и любой другой антихристианский культ, имело бесовскую сущность, проявлявшуюся в человеческих жертвоприношениях. Впрочем, и сегодняшние неоязычники только кажутся безобидными чудаками, скачущими через костер перед деревянными болванами. По сути, это - тоталитарная секта, не имеющая никакого отношения к наследию Древней Руси. Как подчеркнул в интервью Царьград.TV известный русский историк профессор Игорь Фроянов :

"Если возрождать языческие обряды и культы, то нужно отказаться от огромного, пронизанного христианским началом, культурного наследия русского народа...".

Действительно, сколько бы ни пытались неоязычники представить себя ревнителями истории, на деле они оказываются маргиналами и экстремистами, пытающимися подменить подлинную русскую христианскую традицию "сказками на завалинке". Отнюдь не безобидными, ведь мученический подвиг первых русских святых Иоанна и Феодора показывает, к чему может привести усиление подобных культов.

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда "путь из варяг в греки".

На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, - Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников - язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир "сел на столе отца своего в Киеве", а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: "И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г. Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.

Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии "Турова божница", было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, "стоял на сенях с сыном своим", мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: "Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына". Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми "русскими гражданами небесного града" назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь "из варяг в греки" становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12 мая). В нее были перенесены в 1007 г. мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю, а в 1044 г. его сын, Ярослав Мудрый, перенес в эту церковь останки своих дядей, Ярополка и Олега, предварительно "крестив их кости". Очевидно, последнее вызвано было требованием церковных правил о повторном крещении христианина при отсутствии достоверных свидетельств о первом крещении. С другой стороны, в древнем Киеве придавали большое значение древнехристианским сказаниям о возможности по особой милости Божией посмертного совершения таинства Крещения над людьми, скончавшимися вне церковного общения. Такой рассказ читается, например, в известном памятнике древнерусской учительной литературы - "Изборнике 1076 года", принадлежавшем сыну Ярослава Мудрого, благочестивому князю Святославу († 1076).

Дивен Бог во святых Своих. Камня и бронзы не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.

По-стра-дал за Хри-ста вме-сте со сво-им сы-ном св. му-че-ни-ком Иоан-ном в 983 г. в Ки-е-ве. Точ-ное про-ис-хож-де-ние их неиз-вест-но; воз-мож-но, что они на-зы-ва-лись ва-ря-га-ми не по про-ис-хож-де-нию, а по во-ин-ско-му зва-нию. Св. Фе-о-дор дол-гое вре-мя был на во-ен-ной служ-бе в Ви-зан-тии, где и при-нял Св. Кре-ще-ние. Вер-нув-шись на Русь, он на-учил свя-той ве-ре и сы-на сво-е-го Иоан-на. В 983 г. ве-ли-кий князь Вла-ди-мир, то-гда еще рев-ност-ный языч-ник, по-сле во-ен-ной по-бе-ды над ят-вя-га-ми по-же-лал при-не-сти жерт-ву идо-лам. «Стар-цы и бо-яре» по-со-ве-то-ва-ли кня-зю из-брать для жерт-вы юно-шу или де-ви-цу. Жре-бий пал на сы-на Фе-о-до-ро-ва Иоан-на. Св. Фе-о-дор не дал сы-на в жерт-ву, а вы-сту-пил со сме-лой про-по-ве-дью пе-ред тол-пой языч-ни-ков и дол-го вра-зум-лял их, го-во-ря о тще-те их бо-гов и о Бо-ге Еди-ном. То-гда разъ-ярен-ная тол-па умерт-ви-ла св. му-че-ни-ков Фе-о-до-ра и Иоан-на. Ме-сто по-гре-бе-ния их неиз-вест-но.

Полные жития мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна Печерского

Свя-тые му-че-ни-ки Фе-о-дор Ва-ряг и сын его Иоанн жи-ли в Ки-е-ве в Х сто-ле-тии, ко-гда ва-ря-ги, пред-ки ны-неш-них шве-дов и нор-веж-цев, при-ни-ма-ли осо-бен-но де-я-тель-ное уча-стие в го-судар-ствен-ной и во-ен-ной жиз-ни Ру-си. Куп-цы и во-и-ны, они про-кла-ды-ва-ли но-вые тор-го-вые пу-ти в Ви-зан-тию и на Во-сток, участ-во-ва-ли в по-хо-дах на Ца-рь-град, со-став-ля-ли зна-чи-тель-ную часть на-се-ле-ния древ-не-го Ки-е-ва и кня-же-ских на-ем-ных дру-жин. Глав-ный тор-го-вый путь Ру-си - из Бал-тий-ско-го мо-ря в Чер-ное - на-зы-ва-ли то-гда "путь из ва-ряг в гре-ки".

На ва-ряж-скую дру-жи-ну опи-ра-лись в сво-их на-чи-на-ни-ях во-жди и устро-и-те-ли ран-ней рус-ской го-судар-ствен-но-сти. Как и сла-вяне, сре-ди ко-то-рых они жи-ли, мно-гие из за-мор-ских при-шель-цев под вли-я-ни-ем Ви-зан-тий-ской Церк-ви при-ни-ма-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Ки-ев-ская Русь за-ни-ма-ла сре-дин-ное ме-сто меж-ду язы-че-ской Скан-ди-на-ви-ей и пра-во-слав-ной Ви-зан-ти-ей, по-это-му гос-под-ству-ю-щи-ми в ду-хов-ной жиз-ни Ки-е-ва ока-зы-ва-лись по-пе-ре-мен-но то жи-ви-тель-ное ве-я-ние хри-сти-ан-ской ве-ры, шед-шее с юга (при бла-жен-ном Ас-коль-де в 860-882 гг., при Иго-ре и свя-той Оль-ге в 940-950-х гг.), то гу-би-тель-ные вих-ри язы-че-ства, на-ле-тев-шие с се-ве-ра, от Ва-ряж-ско-го мо-ря (при Ве-щем Оле-ге, убив-шем Ас-коль-да в 882 г., при вос-ста-нии древ-лян, убив-ших Иго-ря в 945 г., при кня-зе Свя-то-сла-ве, от-ка-зав-шем-ся при-нять Кре-ще-ние, несмот-ря на на-сто-я-ния сво-ей ма-те-ри, рав-ноап-о-столь-ной Оль-ги).

Ко-гда в 972 г. (по дру-гим дан-ным, в 970 г.) Свя-то-слав был убит пе-че-не-га-ми, ве-ли-ким кня-зем Ки-ев-ским оста-вал-ся на-зна-чен-ный им стар-ший сын, Яро-полк. Сред-ний сын, Олег, бы-лин-ный Воль-га Свя-то-сла-вич, дер-жал Древ-лян-скую зем-лю, млад-ший, Вла-ди-мир, - Нов-го-род. Прав-ле-ние Яро-пол-ка (970-978 гг.), как прав-ле-ние его баб-ки, Оль-ги, вновь ста-ло вре-ме-нем пре-иму-ще-ствен-но-го хри-сти-ан-ско-го вли-я-ния на ду-хов-ную жизнь Ру-си. Сам Яро-полк, по мне-нию ис-то-ри-ков, ис-по-ве-до-вал хри-сти-ан-ство, хо-тя, воз-мож-но, ла-тин-ско-го об-ря-да, и это ни-как не со-от-вет-ство-ва-ло ин-те-ре-сам скан-ди-нав-ских дру-жин-ни-ков - языч-ни-ков, при-вык-ших счи-тать Ки-ев опло-том сво-е-го вли-я-ния в зем-лях сла-вян. Их пред-во-ди-те-ли по-ста-ра-лись по-ссо-рить меж-ду со-бой бра-тьев, вы-зва-ли меж-до-усоб-ную вой-ну Яро-пол-ка с Оле-гом, а по-сле то-го, как был убит Олег, под-дер-жа-ли Вла-ди-ми-ра в борь-бе про-тив Яро-пол-ка.

Бу-ду-щий кре-сти-тель Ру-си на-чи-нал свой путь убеж-ден-ным языч-ни-ком и опи-рал-ся на ва-ря-гов, спе-ци-аль-но при-ве-ден-ных им из-за мо-ря, в ка-че-стве во-ен-ной си-лы. Его по-ход на Ки-ев 978 го-да, увен-чав-ший-ся пол-ным успе-хом, пре-сле-до-вал не толь-ко во-ен-но-по-ли-ти-че-ские це-ли: это был ре-ли-ги-оз-ный по-ход рус-ско-ва-ряж-ско-го язы-че-ства про-тив на-рож-дав-ше-го-ся ки-ев-ско-го хри-сти-ан-ства. 11 июня 978 го-да Вла-ди-мир "сел на сто-ле от-ца сво-е-го в Ки-е-ве", а несчаст-ный Яро-полк, при-гла-шен-ный бра-том для пе-ре-го-во-ров, при вхо-де в пир-ше-ствен-ный зал был пре-да-тель-ски убит дву-мя ва-ря-га-ми, прон-зив-ши-ми его ме-ча-ми. Для устра-ше-ния ки-ев-лян, сре-ди ко-то-рых уже мно-гие, как рус-ские, так и ва-ря-ги, бы-ли хри-сти-ане, в вос-ста-нов-лен-ном и укра-шен-ном но-вы-ми идо-ла-ми язы-че-ском свя-ти-ли-ще бы-ли со-вер-ше-ны неиз-вест-ные до то-го вре-ме-ни у дне-пров-ских сла-вян че-ло-ве-че-ские жерт-во-при-но-ше-ния. В ле-то-пи-си ска-за-но о по-став-лен-ных Вла-ди-ми-ром ку-ми-рах: "И при-но-си-ли им жерт-вы, на-зы-вая их бо-га-ми, и при-во-ди-ли к ним сво-их сы-но-вей и до-че-рей, и жерт-вы эти шли бе-сам... И осквер-ни-лась кро-вью зем-ля Рус-ская и холм тот".

Ви-ди-мо, к это-му пер-во-му пе-ри-о-ду тор-же-ства язы-че-ства в Ки-е-ве при во-кня-же-нии Вла-ди-ми-ра сле-ду-ет от-не-сти ги-бель свя-тых му-че-ни-ков Фе-о-до-ра Ва-ря-га и сы-на его Иоан-на, ко-то-рую мож-но в этом слу-чае да-ти-ро-вать 12 июля 978 г. Воз-мож-но, впро-чем, что по-двиг свя-тых ки-ев-ских ва-ря-гов-му-че-ни-ков имел ме-сто ле-том 983 го-да, ко-гда вол-на язы-че-ской ре-ак-ции про-ка-ти-лась не толь-ко по Ру-си, но и по все-му сла-вя-но-гер-ман-ско-му ми-ру. Про-тив Хри-ста и Церк-ви по-чти од-новре-мен-но вос-ста-ли языч-ни-ки в Да-нии, Гер-ма-нии, при-бал-тий-ских сла-вян-ских кня-же-ствах, и всю-ду вол-не-ния со-про-вож-да-лись раз-ру-ше-ни-ем хра-мов, убий-ством ду-хо-вен-ства и хри-сти-ан-ис-по-вед-ни-ков. Вла-ди-мир в тот год хо-дил в по-ход на ли-тов-ское пле-мя ят-вя-гов и одер-жал над ни-ми по-бе-ду. В озна-ме-но-ва-ние этой по-бе-ды ки-ев-ские жре-цы и ре-ши-ли сно-ва устро-ить кро-ва-вое жерт-во-при-но-ше-ние.

Жил сре-ди ки-ев-лян, со-об-ща-ет пре-по-доб-ный Нестор Ле-то-пи-сец, ва-ряг по име-ни Фе-о-дор, дол-гое вре-мя до то-го про-быв-ший на во-ен-ной служ-бе в Ви-зан-тии и при-няв-ший там Свя-тое Кре-ще-ние. Язы-че-ское имя его, со-хра-нив-ше-е-ся в на-зва-нии "Ту-ро-ва бож-ни-ца", бы-ло Тур (скан-ди-нав-ское Тор) или Утор (скан-ди-нав-ское От-тар), в ста-рин-ных ру-ко-пи-сях встре-ча-ет-ся то и дру-гое на-пи-са-ние. У Фе-о-до-ра был сын Иоанн, кра-си-вый и бла-го-че-сти-вый юно-ша, ис-по-ве-дав-ший, как и отец, хри-сти-ан-ство.

"И ска-за-ли стар-цы и бо-яре: Бро-сим жре-бий на от-ро-ков и де-виц, на ко-го па-дет он, то-го и за-ре-жем в жерт-ву бо-гам". Оче-вид-но, не без умыс-ла жре-бий, бро-шен-ный язы-че-ски-ми жре-ца-ми, пал на хри-сти-а-ни-на Иоан-на.

Ко-гда по-слан-ные к Фе-о-до-ру со-об-щи-ли, что его сы-на "из-бра-ли се-бе бо-ги, да при-не-сем его им в жерт-ву", ста-рый во-ин ре-ши-тель-но от-ве-тил: "Не бо-ги это, а де-ре-во. Нын-че есть, а зав-тра сгни-ет. Не едят они, не пьют и не го-во-рят, но сде-ла-ны че-ло-ве-че-ски-ми ру-ка-ми из де-ре-ва. Бог же Един, Ему слу-жат гре-ки и по-кло-ня-ют-ся. Он со-тво-рил небо и зем-лю, звез-ды и лу-ну, солн-це и че-ло-ве-ка, и пред-на-зна-чил ему жить на зем-ле. А эти бо-ги что со-тво-ри-ли? Они са-ми со-тво-ре-ны. Не дам сы-на мо-е-го бе-сам".

Это был пря-мой вы-зов хри-сти-а-ни-на обы-ча-ям и ве-ро-ва-ни-ям языч-ни-ков. Во-ору-жен-ной тол-пой языч-ни-ки ри-ну-лись к Фе-о-до-ру, раз-нес-ли его двор, окру-жи-ли дом. Фе-о-дор, по сло-вам ле-то-пис-ца, "сто-ял на се-нях с сы-ном сво-им", му-же-ствен-но, с ору-жи-ем в ру-ках, встре-чал вра-гов. (Се-ня-ми в ста-рин-ных рус-ских до-мах на-зы-ва-ли устро-ен-ную на стол-бах кры-тую га-ле-рею вто-ро-го эта-жа, на ко-то-рую ве-ла лест-ни-ца). Он спо-кой-но смот-рел на бес-но-вав-ших-ся языч-ни-ков и го-во-рил: "Ес-ли они бо-ги, пусть по-шлют од-но-го из бо-гов и возь-мут мо-е-го сы-на". Ви-дя, что в чест-ном бою им не одо-леть Фе-о-до-ра и Иоан-на, храб-рых ис-кус-ных во-и-нов, оса-ждав-шие под-сек-ли стол-бы га-ле-реи, и ко-гда те об-ру-ши-лись, на-ва-ли-лись тол-пой на ис-по-вед-ни-ков и уби-ли их...

Уже в эпо-ху пре-по-доб-но-го Несто-ра, ме-нее чем через сто лет по-сле ис-по-вед-ни-че-ско-го по-дви-га ки-ев-ских ва-ря-гов, Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь по-чи-та-ла их в сон-ме свя-тых. Фе-о-дор и Иоанн ста-ли пер-вы-ми му-че-ни-ка-ми за свя-тую пра-во-слав-ную ве-ру в Рус-ской зем-ле. Пер-вы-ми "рус-ски-ми граж-да-на-ми небес-но-го гра-да" на-звал их спи-са-тель Ки-е-во-Пе-чер-ско-го Па-те-ри-ка, епи-скоп Си-мон, свя-ти-тель Суз-даль-ский († 1226; па-мять 10 мая). По-след-няя из кро-ва-вых язы-че-ских жертв в Ки-е-ве ста-ла пер-вой свя-той хри-сти-ан-ской жерт-вой - со-рас-пя-ти-ем Хри-сту. Путь "из ва-ряг в гре-ки" ста-но-вил-ся для Ру-си пу-тем из язы-че-ства в Пра-во-сла-вие, из тьмы к све-ту.

На ме-сте му-че-ни-че-ской кон-чи-ны ва-ря-гов свя-той рав-ноап-о-столь-ный Вла-ди-мир воз-двиг впо-след-ствии Де-ся-тин-ную цер-ковь Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, освя-щен-ную 12 мая 996 го-да (празд-ну-ет-ся 12 мая). В нее бы-ли пе-ре-не-се-ны в 1007 г. мо-щи свя-той рав-ноап-о-столь-ной Оль-ги. Во-семь лет спу-стя здесь об-рел ме-сто по-след-не-го упо-ко-е-ния сам свя-той Вла-ди-мир, кре-стив-ший Рус-скую зем-лю, а в 1044 г. его сын, Яро-слав Муд-рый, пе-ре-нес в эту цер-ковь остан-ки сво-их дя-дей, Яро-пол-ка и Оле-га, пред-ва-ри-тель-но "кре-стив их ко-сти". Оче-вид-но, по-след-нее вы-зва-но бы-ло тре-бо-ва-ни-ем цер-ков-ных пра-вил о по-втор-ном Кре-ще-нии хри-сти-а-ни-на при от-сут-ствии до-сто-вер-ных сви-де-тельств о пер-вом Кре-ще-нии. С дру-гой сто-ро-ны, в древ-нем Ки-е-ве при-да-ва-ли боль-шое зна-че-ние древ-не-хри-сти-ан-ским ска-за-ни-ям о воз-мож-но-сти по осо-бой ми-ло-сти Бо-жи-ей по-смерт-но-го со-вер-ше-ния Та-ин-ства Кре-ще-ния над людь-ми, скон-чав-ши-ми-ся вне цер-ков-но-го об-ще-ния. Та-кой рас-сказ чи-та-ет-ся, на-при-мер, в из-вест-ном па-мят-ни-ке древ-не-рус-ской учи-тель-ной ли-те-ра-ту-ры - "Из-бор-ни-ке 1076 го-да", при-над-ле-жав-шем сы-ну Яро-сла-ва Муд-ро-го, бла-го-че-сти-во-му кня-зю Свя-то-сла-ву († 1076).

Ди-вен Бог во свя-тых Сво-их. Кам-ня и брон-зы не ща-дит вре-мя, а ниж-ний сруб де-ре-вян-но-го до-ма свя-тых ва-ря-гов-му-че-ни-ков, со-жжен-но-го ты-ся-чу лет на-зад, со-хра-нил-ся до на-ших дней; он был об-на-ру-жен в 1908 го-ду, во вре-мя рас-ко-пок в Ки-е-ве, у ал-та-ря Де-ся-тин-ной церк-ви.


Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 25 июля, Православная Церковь совершает память святых мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве пострадавших.

Святые мученики Феодор варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда «путь из варяг в греки».

На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали Святое Крещение.

Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде, при Игоре и святой Ольге), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 году; при восстании древлян, убивших Игоря в 945 году; при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги). Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там Святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии «Турова божница», было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

«И сказали старцы и бояре: “Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам”». Очевидно, не без умысла жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница.) Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына».

Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их.

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми «русскими гражданами небесного града» назвал их списатель Киево-Печерского патерика епископ Симон, святитель Суздальский.

Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в православие, из тьмы к свету.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых: мчч. Прокла и Илария; прп. Михаила Малеина;

прп. Арсения Новгородского; прп. Симона Воломского; св. Голиндухи исп., во Святом Крещении Марии;

прпп. Иоанна и Гавриила Святогорцев; совершается празднование иконе Божией Матери, именуемой «Троеручица».

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)