Что случилось с мусульманами. Трагедия мусульман бирмы - хроника геноцида

Что случилось с мусульманами. Трагедия мусульман бирмы - хроника геноцида

Ситуация в Ракхайне, западном штате Мьянмы, расположенном на границе с Бангладеш, вывела мусульман России на митинги в Москве, Грозном, Махачкале.

Столкновения между представителями мусульманского меньшинства и правительственными силами продолжаются в стране десятилетиями. Очередная вспышка насилия была спровоцирована событиями 25 августа, когда, по данным властей, группа боевиков, в которых были и мусульмане, народности рохинджа, напали на 30 пунктов полиции. Власти возложили ответственность на считающуюся террористической «Араканскую армию спасения рохинджа». Жертвами столкновений стало по меньшей мере 400 человек. Большинство убитых — боевики-рохинджа. После нападения в штате началась антитеррористическая операция.

Правозащитные группы, в том числе Amnesty International, не первый год говорят о том, что власти Мьянмы, в том числе избранное после десятилетий военной диктатуры демократическое правительство Аун Сан Су Чжи, проводят целенаправленную кампанию против рохинджа. С 25 августа, по данным ООН , из Мьянмы в Бангладеш, спасаясь от властей, бежало до 60 тыс. человек.

Беженцы-рохинджа задержаны пограничной службой Бангладеш после незаконного пересечения границы в районе города Текнаф

Правительство Мьянмы проводит в штате Ракхайн антитеррористическую операцию. Многие жители провинции спасаются от властей бегством в соседний Бангладеш, где местные силовики пытаются блокировать их на границе. Ситуацию усугубляют тяжелые погодные условия (ливни и жара).

Люди укрывают тела женщин-рохинджа, которые утонули после того, как их лодка перевернулась в районе города Текнаф (Бангладеш)

(Фото: Mohammad Ponir Hossain / Reuters)

Попасть в Бангладеш рохинджа пытаются также на лодках по Бенгальскому заливу. Десятки людей гибнут в море. ​

Беженцы-рохинджа идут после пересечения границы в районе города Кокс-Базар

В ответ на прибытие тысяч беженцев власти Бангладеш усилили контроль на границе и на некоторое время закрыли ее, сообщило «РИА Новости ». Однако, по данным ООН, в последние дни пограничники начали пропускать людей из Мьянмы.

Беженцы сидят под самодельным тентом в районе Кокс-Базара

(Фото: Mohammad Ponir Hossain / Reuters)

В Бангладеш, одной из беднейших стран мира, нет достаточных ресурсов для размещения беженцев. В стране гуманитарный кризис в связи с прибытием большого числа беженцев (по данным Reuters , их прибыло до 90 тыс.). Несколько тысяч разместилось в организованных лагерях, но многие располагаются в самоорганизованных лагерях.

Фото: Mohammad Ponir Hossain / Reuters

В различных населенных пунктах вдоль границы Бангладеш и Мьянмы образованы стихийные лагери беженцев. Строить их помогают местные жители вопреки предупреждению властей, пишет Reuters. Однако для создания временных жилищ не хватает материалов — бамбука и веревок. Ощущается нехватка продовольствия и питьевой воды.

Сожженный в конце августа дом в Маунгдау

Одним из центров противостояния в штате Ракхайн стал район Маунгдау.

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? (слабонервным не смотреть!!!)

XXI век и погромы? Обычное явление…

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? Также трудно представить мусульманина в качестве жертвы этой агрессии. Бесспорно. Стереотипы действуют магически. Мирный буддист и агрессор мусульманин – это да, вполне понятный и укладываемый в сознании образ. Однако жестокие события в Бирме красноречиво показали, что не всегда наши убеждения соответствуют действительности. И хотя кто-то, может, и попытается свалить вину на жертву, всё же очевидно, чёрное трудно будет перекрасить в белое.


Ужасные события почему-то не всколыхнули, как модно говорить, прогрессивное человечество, не вызвали волну негодования у законопослушных граждан, оттого и не видно ни протестов, ни пикетов в защиту гонимого и угнетаемого народа. Тогда, как и за меньшие прегрешения, некоторые страны превращаются в изгоев, правительству Мьянмы даже бойкот не догадались объявить. Хотелось бы узнать, почему же происходит такая несправедливость в отношении целого народа, и отчего до сих пор эта проблема никак не решается? Попытаемся понять…



История проблемы

Рохинджа – это исповедующий Ислам народ в Мьянме, коренные жители территории современного штата Ракхайн, до этого имели своё государство под названием Аракан. Территория, населяемая рохинджа, была присоединена к Бирме только в 1700-х годах. Согласно переписи, в 2012 году число мусульман, проживающих в Мьянме, составило 800 000 человек, по другим данным, их больше ровно на один миллион. Организация Объединенных Наций считает, что они являются одним из самых преследуемых меньшинств в мире. И это преследование берёт своё начало ещё со времён Второй мировой войны, когда японские войска вторглись в Бирму, которая была тогда под британским колониальным господством. 28 марта 1942 в городах Минбая и Мрохаунг националистами Ракхайна было убито около 5000 мусульман.

В 1978 году 200 тысяч мусульман бежали от кровавой военной операции в Бангладеш. В 1991-1992 гг. туда отправилось ещё 250 тысяч человек, а 100 тысяч – в Таиланд.

Летом прошлого года при попустительстве местной власти произошла новая вспышка массовой резни мусульман. Весной этого года утихшее было насилие набрало ещё большие обороты. По некоторым данным, на сегодняшний день уже убито 20 тысяч (!) мусульман, а сотни тысяч беженцев не могут получить гуманитарную помощь. Современное притеснение ведётся на другом уровне и более изощрёнными методами. Власть втравливает в резню буддистских монахов, полиция и армия безучастны к погромам, а порою даже принимают участие на стороне угнетателей.


Рохинджа не только истребляют физически, на протяжении десятилетий этих несчастных людей изгоняют, ущемляют, подвергают ужасному физическому и эмоциональному насилию со стороны правительства Мьянмы. Объявив мусульман иностранцами, так как их считают всего лишь переселенцами из Бангладеш, рохинджа лишили гражданства. В Мьянма проживает огромное количество малочисленных народов. Правительство признаёт 135 различных этнических меньшинств, но рохинджа среди них нет.

Преследуемый народ «подчиняют» различными способами, среди которых абсолютный и необоснованный запрет большинством буддийских общин на работу мусульман в частном или государственном секторе, а также запрет на службы в полиции или вооружённых силах. Или если кого и возьмут на работу в редких случаях, то вменяют в обязанность соблюдение ими буддистских ритуалов, что, конечно, несовместимо с Исламом. Они подвергаются современному рабству посредством принудительного труда. Вследствие того, что национальное правительство отказывает им в праве на гражданство у себя на родине, многие их земли конфискованы, и их перемещение по стране ограничено, имеет место дискриминационные ограничения на доступ к образованию. Также существует строгое ограничение на каждую мусульманскую семью иметь не более двух детей, согласно законам Бирмы. А чтобы создать семью им надо заплатить несколько сотен долларов. Живущие же по никаху, не состоящие в «законном» браке, жестоко преследуются и наказываются тюремным сроком.


А цивилизованный мир делает вид…

И гонения по религиозному признаку, ущемление прав и как граждан, и как человека можно было бы как-то терпеть. Однако убийства и погромы никак не могут оставить равнодушным. Убивают не на войне, целыми сёлами уничтожается мирный, ни в чём не повинный народ, гибнут женщины и дети. Их сжигают заживо! И каким надо быть циником или негодяем, чтобы как-то пытаться оправдать такое бесчинство!

В зависимости от того, кто подаёт информацию, картина конфликта сильно различается и отражает политическую (религиозную) позицию информационных агентств. Бирманские негосударственные средства массовой информации называют ситуацию «иммигрант против хозяина», спровоцированную этническими рохинджа. Да, было изнасилование двумя рохинджа женщины-бирманки. За это их приговорили к смертной казни. Преступники получили сполна. В этом году произошёл спор в ювелирной лавке. Понятно, что криминал есть везде и Бирма не исключение. И это – повод, но не причина для массовой резни, бесчеловечность которой не с чем сравнить. Откуда у вчерашних соседей такая ненависть, такое бессердечие? Представьте себе, как можно обливать бензином и поджигать живых людей, тех, кто ни в чём не виновен, тех, у которых семьи, дети, такие же, как и у тебя?! Они их за животных считают или тараканов, которых давить надо? Те в ужасе орут, кричат, в агонии, в муках… Не укладывается в голове.


То, что кошмарно для европейцев или американцев для остальных людей как будто игра? У них такая же кожа, нервы и боль. Или их не стоит показывать по новостям? Отчего же тогда западный мир, хозяин нашего эфира, не кипит от возмущения? Робкие голоса правозащитников слышны в узких кругах, на широкую аудиторию неслышную. Организация «Amnesty International» говорит: «Ситуация в северном штате Ракхайн остаётся очень напряжённой». Организация «Human Rights Watch» сделала обширный доклад о том, как ущемляются права рохинджа, задокументировала факты жестокости и насилия со стороны властей. Но даже их умудряются обвинять в предвзятости, говорят о каких-то складах с оружием…

Опять злополучные двойные стандарты. Ну и что, что Бирма выглядит лакомым куском для экономики и политики Запада. Страна привлекательна в плане добычи нефти, газа, меди, цинка, олова, вольфрама, железной руды и пр. Выходит, что 90% рубинов мира, которые добываются в Бирме, дороже и ценнее человеческих жизней. Рохинджа не видны за этими блестящими камешками.

Что говорить, если даже лидер бирманской оппозиции и лауреат Нобелевской премии 1991 года, Аун Сан Су Чжи непростительно проигнорировала бедственное положение мусульман рохинджа и не сказала ни слова о трудностях и несправедливости, которые обрушились на них…



Исламские страны молчать не будут

Радетели прав человека, мировой жандарм – США, моментально реагирующие на ущемление человеческого достоинства, не посчитало нужным даже обратиться к бирманских властям по этому поводу. Европейский союз предпринимал дипломатические инициативы, чтобы остановить резню мусульман рохинджа. И были даже отправлены в Мьянму несколько экспертов для изучения обстоятельств произошедшего.

Может, не так громко как хотелось бы, но всё же посильные действия в борьбе с происходящим беспределом пытаются оказать представители репрессируемых мусульман Мьянмы. Один из них, Мухаммед Юнус, за поддержкой обратился к руководству Турции, призвав его и весь мир вмешаться в ситуацию с уничтожением рохинджа. В свою очередь, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к ООН с требованием разрешить ситуацию на западе Мьянмы, сравнив происходящее там с массовыми убийствами в Газе, Рамалле и Иерусалиме.


Многотысячные демонстрации против геноцида мусульман в Мьянме также прошли в целом ряде стран: Иране, Индонезии, Палестине, Пакистане, Таиланде и др. В ряде стран манифестанты требовали от своих правительств оказать давление на руководство Бирмы, чтобы защитить исповедующих Ислам людей.

Не может ни один истнный человек оставаться равнодушным к творимому злу по отношению к братьям по вере. И к небратьям тоже несправедливости не допустит. Кто-то сделает дуа-мольбу в защиту притесняемых, другой словом поддержит. Есть и те, кто способен с оружием встать на защиту. Мир таков, что притеснения и даже убийства людей, в частности мусульман-рохинджа, легко могут остаться безнаказанными. Вечно так продолжаться будет ли? Ничто не вечно под луной, как говорят друзья бирманцев мудрые китайцы.

Геноцид мусульман рохинджа в Мьянме (Бирме) – каковы причины исторического противостояния, вылившегося в кровопролитную войну? Что на самом деле там происходит, почему столкновения этнических групп так всколыхнули весь мусульманский мир и не только?

Мьянма (Бирма) – что это и где находится? Мьянма – государство, расположенное в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай и имеет колониальную историю. Мьянма получила независимость от Великобритании только в 1948 году. Ранее Мьянма носило название Бирма, именно отсюда и пошло это раздвоение.

Мьянма – этнически очень густо населенное государство, здесь насчитывается 135 этнических групп. Находясь в состоянии вечной гражданской войны, правительство Мьянмы сумело заключить мир между 15 этносами, однако остальные из-за неких непримиримых разногласий находятся в вооруженной конфронтации друг с другом. Все же основную часть населения составляют буддисты .

В Мьянме находится штат Ракайн – ядро нынешних разборок. Штат представляет собой полоску земли вдоль Бенгальского залива и примыкающую к Бангладеш. Здесь в наибольшей концентрации проживают ронинджа , или рохинья – мусульманская этническая группа.

Мусульмане ронинджа и буддисты-бамар с 1948 года и по сей день находятся в крайне сложных отношениях. Рохинджа являются «оседлыми беженцами», так как не имеют права получить гражданства в Мьянме и найти официальную работу, получать государственные услуги и так далее. Это вызывало дикую неприязнь между «коренными жителями» буддистами и мусульманами-рохинья, которых там считают сепаратистами.

Столкновения на религиозной почве, убийства – все это обычные будни для Ракайна. Вооруженные конфликты между этносами порождают массовые зачистки от бирманских властей. Именно это стали называть геноцидом мусульман в Мьянме.

Рохинджа вынуждены бежать в соседний Бангладеш, однако, для многих этот путь становится последним.

Геноцид мусульман в Мьянме – что там произошло в 2017 году?

СМИ вспомнили о вечной гражданской войне в далекой Бирме 25 августа 2017 года. Тогда боевики движения «Араканская армия солидарности рохинджа» начали массово атаковать полицейские участки в Мьянме. В ответ на это власти устроили зачистки. В столкновениях погибли около 400 человек, сообщает «Росбалт» . Также источник информирует о том, что в ответ на это боевики народности рохинджа атаковали буддийские монастыри и осквернили храмовый комплекс в деревне Нан Тха Таунг.

Геноцид мусульман, антитеррористическая операция – как угодно можно это назвать. Пока что этнические чистки продолжаются. Как заявил Мин Аунг Хлайн – главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы, «армия доделает то, что не закончила во Второй Мировой Войне» .

Мировая общественность не может спокойно наблюдать за такими вооруженными конфликтами. Так, президент России Владимир Путин и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси осудили ситуацию в Мьянме и призвали власти скорейшим образом урегулировать конфликт.

Геноцидом единоверцев. Кадыров заявил следующее:

«Была бы моя воля, была бы возможность, я бы нанес туда ядерный удар. Просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков» - цитирует REGNUM слова чеченского лидера.

Также Кадыров "бросил камень в огород" ООН, обвинив организацию в бездействии и "озабоченности" только на словах.

Накануне в поддержку народа рохинджа на несанкционированный митинг вышли сотни мусульман – они направились к посольству республики Чечня в Москве и массово подписали петицию на имя президента России Владимира Путина о своем требовании прекратить гонения на мусульман в Мьянме. Стоит отметить, что несанкционированный митинг в Москве, который составили в большинстве своем жители кавказских республик, не подвергся преследованию полиции.

Внезапно на первый план в СМИ вышла тема угнетения мусульман в Мьянме. В этой теме успел поучаствовать уже и Кадыров и Путин. Сообтветствено все обсудили уже слова одного и другого.

Вообще конфликт буддистов и мусульман в Мьянме тянется с 1942 года. И как всегда в СМИ много фейков, передергиваний и нагнетания ситуации всеми сторонами.

Вот некоторые примеры:


В Мьянме, к сожалению, действительно имеют место межобщинные столкновения между мусульманами и буддистами. Виновниками этих столкновений часто являются сами мусульмане . В результате этих стычек страдают и мусульмане, и буддисты.

К сожалению, у буддистов нет своей Аль-Джазиры или Аль-Арабии, как справедливо заметил один житель Янгона , и мир часто воспринимает происходящее в Мьянме однобоко. В действительности, буддийское население страдает не меньше, но об этом мало кто говорит.

На фоне этих печальных событий в Мьянме сетевые моджахеды разжигают антибуддийскую истерику с помощью банального вранья. Чего здесь удивляться? Ведь ведь

Аллах - лучший из хитрецов (Коран, 3:51—54)

А вот некоторые воины аллаха, ведущие такой пропагандистский джихад, далеко не самые лучшие из хитрецов. Их примитивные методы воздействуют разве что правоверную гопоту, которая любит по любому поводу и без повода покричать “аллаху акбар!” вкупе с угрозами в адрес неверных.

Рассмотрим несколько «шедевров исламской пропаганды» о массовом геноциде мусульман в Бирме.

Читеаем: Более тысячи мусульман убиты в Бирме вчера ”.

На самом деле это - Таиланд, 2004 год. На снимке протестующие, которых полиция разогнала при помощи слезоточивого газа возле полицейского участка Тай Бай в Бангкоке.

В действительности на фото задержание тайской полицией нелегальных иммигрантов рохинджа . Фото взято с сайта о защите прав народности рохиндж а.

Прилагаем скриншот на всякий случай:


Еще одно фото о "страданиях" мусульманах в Бирме. На фото подавление мятежа в Таиланде в 2003 году.

Пусть сетевые моджахеды вначале сами разберутся, в какой стране их единоверцам позволили позагарать.

Хорошо, что есть такая страна как , которая так богата фотографиями подобной тематики. Форма полицейского вообще не такая как у полиции Мьянмы.



Еще один шедевр исламской пропаганды. Под фото надпись о том, что этого "беднягу-мусульманина сожгли в Бирме ".


А на самом деле тибетских монах поджег себя в знак протеста в связи с прибытием экс-президента Китая Ху Цзинь Тао в Дели.

На русскоязычных сайтах, как-то:


и многих других, имя которым легион, мы также можем познакомиться с удивительными фотогалереями о “геноциде мусульман в Бирме”. Одни и те же фото публикуются на многих сайтах, причем судя по комментариям исламский пипл хавает всю эту информацию с удовольствием.


Просмотрим эти шедевры.


Любой внимательный человек, который был в Мьянме, поймет, что это не Мьянма. Люди, стоящие возле несчастных, не бирманцы. Это чернокожие африканцы. На снимке согласно некоторым сайтам — последствия вопиющего геноцида, который устроила исламистская группировка Boko Haram против христиан в Нигерии. Хотя есть еще одна версия “230 погибших из-за взрыва фуры в Конго “, см. здесь: news.tochka.net/47990-230-p... . В любом случае данный снимок не имеет никакого отношения в Бирме.



См. . На воре и тюрбан горит!


А этот чернокожий парень очень похож на бирманского буддиста?

И это не Бирма. Форма полиции в Мьянме совсем не такая.



А здесь откуда сведения, что это Мьянма, и что эта несчастная - мусульманка? Желтая бейсболка и синие перчатки выдают гражданина Мьянмы?



А это действительно события в Мьянме:


Однако, откуда информация, что на фото избиение мусульман? В Бирме проходило много антиправительственных демонстраций, которые разгоняла полиция. Тем более, несколько женщин в разгоняемой толпе одеты вообще не по исламски.

Врут ли рабы аллаха сознательно, либо по своей глупости, в контексте данной темы значения не имеет. Главное, что они врут.

Какой вывод напрашивается, пусть каждый решает сам.

История конфликта:

1. Кто такие рохинджа?

Рохинджа, или, в другой транскрипции, «рахинья» - небольшой народ, живущий в труднодоступной местности на границе Мьянмы и Бангладеш. Когда-то все эти земли была владением британской короны. Сейчас местные чиновники уверяют, что рохинджа - никакие не аборигены, а мигранты, прибывшие сюда в годы заморского владычества. А когда в конце 1940-х годов страна вместе с Пакистаном и Индией получила независимость, англичане провели границу «грамотно», включив районы рохинджа в состав Бирмы (так тогда называлась Мьянма), хотя и по языку, и по религии те куда ближе к соседней Бангладеш.

Так 50 миллионов бирманских буддистов оказались под одной крышей с полутора миллионами мусульман. Соседство выдалось неудачным: шли годы, сменилось название государства, вместо военной хунты появилось демократическое правительство, столица переехала из Янгона в Нейпьидо, но рохинджа по-прежнему подвергались дискриминации и выдавливались из страны. Правда, и репутация у этих людей среди буддистов дурная, их считают сепаратистами и бандитами (земля рохинджа - центр так называемого «Золотого треугольника», международного наркокартеля, производящего героин). Вдобавок, здесь сильно исламистское подполье, близкое к запрещенной в РФ и многих других странах мира группировке ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ).

«Традиционные мусульмане Мьянмы, такие как индусы-малабары, бенгальцы, мусульмане-китайцы, мусульмане-бирманцы, живут на всей территории Мьянмы, - поясняет живущий в Мьянме востоковед Пётр Козьма, ведущий популярный блог о стране. - С этой традиционной мусульманской уммой у буддистов опыт сосуществования на протяжении многих десятилетий, поэтому, несмотря на эксцессы, дело редко доходило до масштабных конфликтов».

По словам Петра Козьмы, долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. «Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, - рассказывает Пётр Козьма. - Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники».

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость - в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз. «Вот однажды эту крышку и сорвало. И тут даже не важно, кто первый начал», - заключает востоковед.

Обострение конфликта

Процесс вышел из-под контроля в 2012 году. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение, но опухоль конфликта уже распространилась по Мьянме. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

Межкоммунальное противоречие

Мусульмане - одна из сторон конфликта, но некорректно рассматривать беспорядки в Мьянме как межрелигиозные, считает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков: «Происходит значительное увеличение численности беженцев из Бангладеш, которые пересекают море и заселяются в исторической области Аракан. Появление этих людей никак не радует местное население. И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии». По словам Мосякова, Мьянма - это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты.

Чёрное и белое

«А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, - добавляет Пётр Козьма. - Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осаждённой крепости, а это прямой путь к радикализму».

По словам блогера, освещение в ведущих мировых СМИ беспорядков в Мьянме трудно назвать объективным, очевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. «В штате Ракхайн мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожжённых домов стороны примерно равны. То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, к сожалению, у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом», - говорит Пётр Козьма.

Эксперты утверждают, что власти Мьянмы заинтересованы в сглаживании конфликта или хотя бы сохранении статус-кво. Они готовы идти на уступки - за последнее время достигнуты мирные договорённости с другими нацменьшинствами. Но в случае с рохинджа это не сработает. «Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе - что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает», - заключает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета

источники

Противостояние между военными и мусульманами рохинджа в Мьянме обострилось с 25 августа, когда радикальные исламисты напали на полицейских. Тогда несколько сотен боевиков движения «Араканская армия спасения рохинджа», которое власти республики считают террористической организацией, напали на 30 опорных пунктов полиции. Они использовали огнестрельное оружие, мачете и самодельные взрывные устройства. В результате погибли 109 человек. Ответственность за нападение взяла на себя «Армия освобождения рохинджа» — экстремистская военизированная исламистская организация, действующая на территории Мьянмы. Ранее, в июле 2017 года, власти обвинили исламских экстремистов в убийстве семерых местных жителей.

В результате последовавшей за нападениями волны репрессий пострадало значительное количество представителей мусульманского народа рохинджа, проживающих в штате Ракхайн и, по мнению властей Мьянмы, являющихся социальной базой террористов. На сегодняшний день, по официальным данным, в столкновениях погибли 402 человека. Из них 370 — боевики, 15 — полицейские и 17 человек — мирные жители. По информации СМИ мусульманских стран, речь может идти о нескольких тысячах человек, погибших от рук бирманских военных и буддистских погромщиков.

  • Полиция Мьянмы обеспечивает защиту представителей ООН и международных неправительственных организаций после посещения зоны конфликта

В мировой прессе тема преследований, массовых убийств и даже геноцида мусульман рохинджа поднимается почти ежегодно в последние несколько лет, начиная с погромов 2012 года. По социальным сетям гуляет множество видео, в которых неизвестные издеваются над рохинджа, пытают и убивают женщин и детей. Как правило, сообщается, что репрессии религиозно мотивированы, а рохинджа уничтожают за то, что они придерживаются мусульманского вероисповедания.

Исламская мобилизация

События в Мьянме вызвали большой резонанс среди мировой мусульманской общины. Так, в Москве 3 сентября напротив посольства Мьянмы прошёл несанкционированный митинг, собравший несколько сотен человек. По сообщению столичного МВД, акция прошла мирно.

В столице Индонезии Джакарте, однако, протестующие были настроены агрессивно — в окна посольства Мьянмы полетели коктейли Молотова. Протесты против «геноцида мусульман» в Мьянме прошли и в столице Малайзии Куала-Лумпуре. В понедельник, 4 сентября, ожидается акция протеста в российском Грозном.

«К сожалению, вынуждены признать, что действия, подобные тем, которые происходят в Мьянме, всегда очень живо воспринимаются в рамках большого мусульманского мира, и это далеко не первый и не единственной пример», — прокомментировал RT протесты мусульман директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков.

В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал происходящее в Мьянме геноцидом и призвал международное сообщество к решительным действиям в отношении правительства страны.

«Там идёт геноцид, — заявил Эрдоган. — Те, кто закрывает глаза на этот геноцид, разворачивающийся под покровом демократии, — его соучастники».

По словам турецкого лидера, он публично поднимет этот вопрос на сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2017 года.

Российский МИД также отреагировал на сложившуюся ситуацию и призвал стороны к примирению.

«Внимательно следим за положением в Ракхайнской национальной области (РНО) Мьянмы. Обеспокоены сообщениями о продолжающихся боестолкновениях, приведших к жертвам среди как мирного населения, так и силовых структур правительства, о резком ухудшении гуманитарной обстановки в этом регионе страны. Призываем все вовлечённые стороны к скорейшему налаживанию конструктивного диалога в целях нормализации ситуации в русле рекомендаций Консультативной комиссии по РНО во главе с К. Аннаном», — говорится в заявлении департамента информации и печати МИД РФ.

Правда мусульман

Конфликт на территории западного штата Ракхайн (Аракан) в Мьянме между буддистами, составляющими большинство жителей страны, и многочисленными мусульманами народности рохинджа длится не один год. За это время жертвами столкновений между силовиками и мусульманами стали тысячи человек.

Власти республики отказываются признавать мусульман народности рохинджа своими гражданами, считая их нелегальными мигрантами из Бангладеш (точнее — из региона Бенгалии, куда входит Бангладеш и часть Индии) несмотря на то, что многие представители рохинджа живут на территории страны уже несколько поколений.

По закону о гражданстве Бирмы (прежнее название Мьянмы) от 1983 года, рохинджа не признаются гражданами страны, а следовательно, лишены всех гражданских прав, в том числе и возможности получить медицинскую помощь и образование. Значительная их часть насильственно содержится в специальных резервациях — центрах для перемещённых лиц. Точная численность рохинджа неизвестна — предположительно, их порядка 1 млн человек. Всего в Мьянме около 60 млн. жителей.

  • Reuters

В Ракхайне постоянно вспыхивают конфликты на религиозной почве, которые приводят к столкновениям между мусульманами и буддистами. По свидетельствам очевидцев, военные и местные жители, подстрекаемые буддистскими монахами, врываются в дома и хозяйства мусульман, отбирают их имущество и домашний скот, а безоружных людей убивают, истребляя целые семьи.

По последним данным международных мониторинговых организаций, примерно 2600 домов, принадлежащих рохинджа, сожжены, более пятидесяти тысяч человек были вынуждены бежать из страны. Многие беженцы покидают свои дома ни с чем, пытаясь лишь спасти своих детей. Часть мусульман, спасаясь от кровопролития в Мьянме, перебралась в соседний Бангладеш.

Предыдущие кризисы, связанные с гонениями на рохинджа, приводили к массовому исходу беженцев. В 2015 году почти 25 тысяч рохинджа были вынуждены покинуть страну. Названные в мировой прессе «людьми лодок», они устремились в Бангладеш, Таиланд, Индонезию и Малайзию. Погромы 2012 года привели, по официальным данным, к гибели 200 человек (половина из них была мусульманами, а половина —буддистами). Около 120 тыс. человек (и буддисты, и мусульмане) оказались беженцами.

После того как в 2011 году военная хунта Мьянмы передала полномочия гражданскому правительству, оно попыталось вернуть рохинджа избирательные права, однако было вынуждено отказаться от этой идеи из-за массовых протестов буддистских радикалов. В результате в выборах 2015 года, первых в стране за многие десятилетия, рохинджа не участвовали.

«С точки зрения соблюдения прав человека показатели Мьянмы ужасны, — заявил RT политолог из Бангладеш Ахмед Раджив. — Армия Мьянмы совершала международные преступления против рохинджа десятилетиями, убив в общей сложности 10 тыс. рохинджа и сделав 1 млн беженцами».

Правда буддистов

Однако у буддистского населения Мьянмы есть своя точка зрения на этот этноконфессиональный конфликт. Рохинджа ставят в вину то, что хотя мусульмане живут в Мьянме давно, в массовом порядке они стали заселять Ракхайн только в XIX веке, когда миграцию из Бенгалии начали поощрять англичане, управлявшие как Бирмой, так и Бенгалией. Фактически это была политика английской колониальной администрации, которая использовала рохинджа в качестве дешёвой рабочей силы.

По словам бирманских историков, название народности «рохинджа», образованное от названия штата Ракхайн, появилось только в 1950-х годах. Так выходцы из Бенгалии стали называть себя, претендуя на то, что они являются коренным населением штата. Конфликты между местным населением и вновь прибывшими мигрантами начались ещё в XIX веке и продолжаются до сих пор.

  • Reuters

«Это конфликт, который, к сожалению, очень сложно, практически невозможно решить», — отметил в интервью RT руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.

По его словам, с одной стороны в этом столкновении — естественная миграция бенгальцев, которые уходят из перенаселённого Бангладеш в поисках свободных земель, а с другой — восприятие бирманцами Ракхайна как своей исторической территории, ни пяди земли которой они не намерены отдавать чужакам-мусульманам.

«Как всё происходит: приплывают бенгальцы на лодках, основывают поселение, их находят местные бирманцы и убивают. Всё происходит на уровне почвы, вне любого международного права, на что повлиять очень сложно. Речь идёт о каких-то средневековых процессах движения народов, — утверждает эксперт. — Государство бирманское, которое так обвиняют, не может к каждому араканцу приставить по полицейскому, который учил бы его толерантности».

В 1940-х годах возникло сепаратистское движение рохинджа, стремившихся присоединиться к государству Пакистан, которое британцы собирались сформировать на территориях колониальной Индии, населённых мусульманами. В состав Пакистана должна была войти и часть Бенгалии, откуда и были родом сами рохинджа. Позже, в 1971 году, эта территория Восточного Пакистана отделилась от Исламабада и превратилась в самостоятельное государство — Народную Республику Бангладеш.

Территории, населённые мусульманами в северной части штата Ракхайн, стали оплотом религиозных экстремистов, выступавших за отделение от Бирмы и присоединение к Восточному Пакистану с 1947 года. В 1948-м, после объявления независимости Бирмы, в регионе было введено военное положение. К 1961 году бирманская армия подавила большую часть моджахедов в Ракхайне, однако в 1970-х, после создания экстремисткой Партии освобождения рохинджа и Патриотического фронта рохинджа партизанская война вспыхнула с новой силой.

  • Беженцы рохинья, нелегально пересекшие границу Бангладеш
  • Reuters

Моджахеды получали поддержку из Бангладеш и в случае необходимости уходили на территорию соседнего государства, скрываясь от рейдов бирманских военных. В 1978 году армия Бирмы провела операцию «Король Дракон», направленную против исламских экстремистов. Под раздачу попали и условно мирные рохинджа. Примерно 200—250 тыс. человек бежали из Ракхайна в Бангладеш.

В 1990-х и 2000-х годах экстремисты рохинджа продолжили начавшийся ещё в 1970-е процесс сближения с мировым исламистским интернационалом, в том числе с «Аль-Каидой»*, на афганских базах которой моджахеды из Мьянмы проводили тренировки. В начале 2010-х годов заявила о себе новая сепаратистская структура «Армия спасения рохинджа», представители которой в нескольких интервью сообщили, что группу поддерживают некие частные лица из Саудовской Аравии и Пакистана. Как заявила в 2016 году международная НПО International Crisis Group, моджахедов рохинджа готовили афганские и пакистанские боевики.

Ищите нефть

Как отмечает турецкое издание Sabah, обострение конфликта в Ракхайне в начале 2000-х годов подозрительным образом совпало с обнаружением в этой области запасов нефти и газа. В 2013 году завершилось строительство нефтепровода и газопровода из Ракхайна в Китай.

«Там огромное газовое месторождение «Тан Шве», названное так в честь генерала, который долгое время правил Бирмой. И конечно, почти наверняка прибрежная зона Аракана содержит нефтеводороды», — считает Дмитрий Мосяков.

«США, увидев это, после 2012 года превратили проблему Аракана в глобальный кризис и ввели в действие проект окружения Китая», — отмечает Sabah. Активную поддержку угнетённым рохинджа оказывает Целевая группа по Бирме (Burma Task Force), в которую входят организации, финансируемые в основном из фондов Джорджа Сороса. Деятельность этих НПО вызывает недоверие коренных бирманцев.

В середине августа 2017 года в столице штата Ракхайн прошли массовые демонстрации местных буддистов, которые обвинили ООН и действующие в стране неправительственные организации в поддержке террористов рохинджа. «Нам не нужны организации, поддерживающие террористов», — заявили протестующие. Поводом к манифестациям стало обнаружение властями страны нескольких тайных баз экстремистов, где были найдены остатки печенья, поставляемого ООН в рамках Всемирной продовольственной программы.

«Есть и внутренние факторы у конфликта в Мьянме, но мировая практика показывает, что именно подобные внутренние настроения всегда используются, как только появляются внешние игроки», — отметил Дмитрий Егорченков.

«Тот же Сорос всегда, приходя в ту или иную страну, в то или иное проблемное поле, ищет религиозные, этнические, социальные противоречия, выбирает модель действия по какому-то одному из этих вариантов и их сочетанию и старается разогреть, — утверждает эксперт. — Совершенно нельзя исключать, что подобные действия подталкиваются не изнутри бирманского общества, а какими-то внешними силами».

«Поскольку британцы уже сделали в Мьянме базу для буддистского терроризма, сейчас глобалисты создают плодородную почву для терроризма исламского, провоцируя и подпитывая ненависть среди этнорелигиозных групп в Южной Азии», — объясняет происходящее в Аракане Ахмед Раджив.

По словам Дмитрия Мосякова, предпринимается очень серьёзная попытка раскола Юго-Восточной Азии и АСЕАН. В мире, где политика глобального управления подразумевает умение управлять через конфликты, конфликты становятся чем-то обыденным. Их привносят в более-менее стабильные региональные образования, и эти конфликты расширяются, развиваются, открывая возможности для давления и контроля.

«Речь идёт о трёх направлениях. Во-первых, это игра против Китая, поскольку у Китая в Аракане очень большие вложения. Во-вторых — нагнетание мусульманского экстремизма в Юго-Восточной Азии и противопоставление мусульман и буддистов, чего там никогда не было. В-третьих — движение в направлении создания раскола в АСЕАН (между Мьянмой и мусульманскими Индонезией и Малайзией. — RT ), поскольку АСЕАН показывает пример того, как очень бедные страны могут отставить противоречия и обеспечить вполне достойную жизнь. Это очень опасная и эффективная мера, направленная на то, чтобы разрушить стабильность в Юго-Восточной Азии», — резюмировал политолог.

* «Аль-Каида» — террористическая группировка, запрещённая на территории России.