Я.А. Коменский и современная педагогическая наука

Мы хотим, чтобы умам воплощено было всю

совокупность лучшего из всей области знания.

Я. А. Коменский

Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к выдающимся людей прошлого, имена которых с благодарностью и глубоким уважением хранит в памяти все прогрессивное человечество. Мыслитель и основатель новой прогрессивной педагогической системы Я. А. Коменский является славой и гордостью не только чешского народа, но и большой семьи славянских народов и всего человечества. Он жил в эпоху бурных исторических событий, когда созревал новый класс - буржуазия, занимал отчетливо демократическую позицию в сложных условиях классовой борьбы того времени, отстаивал прогрессивные идеи и всю свою жизнь боролся против социального и духовного рабства. Коменский высоко поднял традиции гуманистического движения, неисчерпаемого оптимизма и большой любви к человеку: "Человек есть не что иное, - писал он, - как гармония как относительно тела, так и по душе". В своих произведениях Я. А. Коменский чрезвычайно отчетливо обозначил прогрессивные для своего времени требования в области образования и воспитания, изобразил идею народовластия и равенства.

Я.А.Коменский учился в братской, потом в латинской школах, в двух университетах, стал учителем в 22 года, кроме того, был проповедником, руководителем школы. В 1627 г.. Начал писать "Чешскую дидактике", позже жил в Польше, преподавал в гимназии, там издал в 1633-1638 гг. "Великую дидактику». Кроме того, писал учебники, издал первую в истории книгу для родителей о семейном воспитании "Материнская школа".

Новые идеи и практику обучения Я. А. Коменский гениально синтезировал, создав педагогическую систему, которая была новым, высшим этапом в развитии педагогической науки, итогом и теоретическим обоснованием всего положительного опыта своего времени.

Произведения великого чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Правильной является мнение о том, что Я. А. Коменский - не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества.

Его первый учебник "Открытые двери к языкам» - энциклопедия "элементарных реальных знаний был переведен на 20 европейских и 4 азиатские языки. В России в 1768 г.. Московский университет выпустил на латинском, немецком и французском языках произведение Я. А. Коменского" Видимый мир в рисунках "- первый учебник, построенный по принципу наглядности. Среди многочисленных произведений Я. А. Коменского, которые выдавались позднее, центральное место занимает" Великая дидактика ", что относится к первоклассных произведений мировой педагогической литературы. В этой работе великий педагог изложил новую систему обучения и воспитания, подвергнув сокрушительной критике схоластическую школу, оторванную от потребностей жизни.

"Великая дидактика" Коменского - прекрасное произведение педагогической мысли как по содержанию, так и по структуре, взаимосвязью ее различных частей:

§ в I разделе доказывается, что человек - это удивительное, прекрасное и совершенное творение;

§ во II-IV - что цель человека за пределами настоящей жизни, что современная жизнь является лишь призвание к будущему, что приготовления к нему имеет три степени: 1) научное образование, 2) добродетель, или нравственность и 3) религиозность, или благочестия;

§ в V-X - что человек от природы имеет хорошие зерна и корни этих трех стремлений, но, чтобы стать хорошим человеком, нужно получить воспитание воспитывать лучше всего в юношеские годы, для этого должны создаваться школы; в процессе воспитания нужно изучать все о человеке, обеспечить юношество мудростью, различными искусствами, доброчиннисгю и благочестием;

§ в XI-ХIХ разделах - сказано, что еще нет школ, которые бы соответствовали этим целям, форму и образец порядка в школе нужно позаимствовать у природы; дается указание, как поступать, чтобы хватало времени на обучение, излагаются правила содержательного, успешного обучения и воспитания и советы, как один учитель может учить сразу и с наименьшими затратами сил нескольких учеников;

§ в XX-XXV разделах - освещаются специальные методы обучения наукам, искусствам, языкам, нравственности, благочестию; излагается отношение Коменского к языческим книг;

§ в XXVI-XXXII разделах - говорится о том, какой должна быть школьная дисциплина, предлагается разделение школ на. четыре степени, в соответствии с возрастом детей; дается очерк "Материнской школы", очерк школы родного языка, латинской школы, написано о академии и путешествия, о совершенной организации школы.

В последнем, XXXIII разделе говорится об условиях, необходимых для осуществления нового подхода к организации обучения и воспитания молодежи. "Великая дидактика" имеет три вступительные самостоятельные разделы: первый - обращение ко всем, кто стоит во главе школ, церквей, учреждений, к правителям, родителей, опекунов; второй - привет читателям; третий - о пользе дидактики. Свою педагогику Я.А.Коменский ставит на службу общественным заданием: "Если мы хотим, чтобы были хорошо оборудованы и процветали церкви, государства и хозяева, прежде всего давайте приведем в порядок школы, дадим им расцвести, чтобы они стали настоящими и живыми мастерскими людей и рассадниками для церквей, государств, хозяйств ". Руководящей основой своей дидактики он считал открытие такого метода, при котором учителя меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, чтобы в школах было больше порядка и меньше одурманивание, напрасного труда, а больше досуга, радости, хороших успехов. Тогда и в государстве было бы меньше темноты, растерянности, расстройства, а больше света, порядка, мира и спокойствия.

Педагогические взгляды Я. А. Коменского

Наиболее интересным для современной педагогики является разработанный Я. А. Коменского принцип природосообразности. Этот принцип в его системе является методологическим. Необходимость учитывать в процессе воспитания на законы природы указывали еще философы древнего мира (Демокрит, Аристотель, Квинтилиан). Однако эта идея не получила развития вплоть до времен Возрождения. Я. А. Коменский предлагает новую школу, где обучение и воспитание будет согласовано с природой в целом и с возрастными особенностями детей в частности, где будут воспитываться новые люди, которые потом построят новую жизнь. Он не выделял человека из природы, а расценивал ее как часть природы, подчинял общим законам природы. В разделе "Семена образования, добродетели и благочестия заложено в нас от природы)" автор "Великой дидактики" заявляет, что человек создан добродетельной, и ей от природы свойственны стремление к знаниям, и поэтому задача воспитания - всячески способствовать развитию этих качеств. Я. А. Коменский утверждал, что образование человек с наибольшей пользой приобретает в раннем возрасте, особенно вредным он считал перегруженность детей школьными занятиями. "Детям следует заниматься только тем, что соответствует их возрасту и способностям". "Обучение нельзя довести до основательности без чаще и особенно умело поставленных повторений и упражнений" - эта идея очень важна и занимает большое место в современной дидактике.

Я. А. Коменский на основе собственной педагогической практики пришел к выводам о необходимости обучать "всех всего": "Всем, рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не неподвижными бревнами" (Т. И, с.80). Он остро критикует схоластический школу за то, что она удовлетворяет потребности лишь богатым. Я. А. Коменский предлагает единую систему школ. Эта демократическая идея единой школы имела большое историческое значение. Для достижения этой цели он берет 24 года и разделяет их на четыре периода: до 6 лет, от 6 до 12 от 12 до 18 и от 18 до 24 лет. Эта периодизация вызывает большое удивление и уважение к глубины мысли великого педагога.

Для каждого возрастного периода Коменский определил определенный тип единой школы: для детства - материнскую школу, для отрочества - элементарную школу родного языка, для юности - латинскую школу или гимназию, для зрелости - академию и путешествия. Материнскую школу и школу родного языка он определяет для всего юношества, а другие два типа школ - для юношей, в которых стремление выше.

Я. А. Коменский о содержании образования

Содержание образования в школах средневековья, по выражению Я. А. Коменского, был настоящим лабиринтом, в котором ученики блуждали в течение долгих лет, не имея надежды увидеть радостное сияние жизни. Семь свободных искусств (так назывались школьные предметы) не могли удовлетворить прогрессивных потребностей общества XVII в. Выработка новой системы и методов обучения наукам по сути было центральной идеей всей деятельности великого чешского педагога. Систему наук, которая дала общую картину мира, ученые и философы назвали Пансофия. Известно, что Коменский много работал над Пансофия, но почти все его работы по этой отрасли погибли. Содержание образования, связанный с науками, Я. А. Коменский изложил в таких произведениях: "Великая дидактика", "Пансофическая школа", "О пользе точного наименования вещей", "Речь о номенклатуре вещей", "Материнская школа", " Видимый мир в рисунках "," Открытые двери к языкам "," Открытые двери к вещам "и др. "Мы хотим, - говорил Коменский, - чтобы умам воплощено было всю совокупность лучшего из всех областей знаний". Я. А. Коменский советует: до знаний надо присоединить подготовку к деятельности, чтобы

из школ выходили юноши деятельные, на все способны, ловкие, старательные; в процессе обучения нужно сочетать три элемента: Кстати, ум, язык; учебный материал располагать концентрически.

Я. А. Коменский является первым педагогом, подробно и реалистично разработал содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста в специальном фундаментальном произведении "Материнская школа". Интересные советы в этой области: дать знания по естествознанию, оптики, географии, арифметики, геометрии, музыки, языка; местом материнской школы есть семья, а воспитателем - мать; с детства следует ребенка приучать к труду; первый день в школе должен быть радостным и светлым событием в жизни ребенка. Второе звено школы - школу родного языка он считает важной, потому что она должна дать основы для любой дальнейшей деятельности юноши. Школу родного языка должны пройти все дети обоих полов. Ввести в школе родной язык как язык преподавания и воспитания - этот совет очень актуальна. Предлагая третье звено в системе образования - латинскую школу или гимназию, Коменский дает перечень предметов, указывает, что задача этой школы - исчерпать всю энциклопедию наук, до семи "свободных искусств" он добавляет физику, географию, историю, мораль, причем наполняет их новым содержанием.

Борьба Я. А. Коменского за научность содержания образования, его призыв ввести в школе реальное образование и особенно его идея о связи школьного обучения с жизнью - все это очень созвучно с нашей задачей по совершенствованию содержания образования в современной украинской школе.

Последнюю, высшее звено в единой системе школ Я.А.Коменский назвал академией - это большой учебное заведение типа университета, который должен готовить ученых мужей и руководителей народа. В академию Я.А.Коменский советует посылать "только избранных людей, цвет человечества". Академия - это школа для аристократов и богачей, а высшее учебное заведение, где будут получать образование лучшие, самые талантливые юноши.

Дидактическая система Я. А. Коменского

Дидактическая система, изложенная в "Великой дидактике", вошла в золотой фонд классической педагогической литературы. Это не только научно-педагогический произведение, но и оружие в борьбе за нового человека, новое, демократическое общество. Психологической науки тогда еще не было, Коменский действовал на основании собственных наблюдений над детьми, но его рассуждения по педагогического мышления, воли и других психических процессов представляют большой интерес и для современной науки.

Я. А. Коменский требует: учитель должен знать особенности детей, не подходить ко всем одинаково; нужно воспитывать интерес и внимание к обучению, возбуждение внимания к обучению - первейшая забота учителя; сама школа должна быть приятным местом; наибольшее значение в обучении имеют совершенные и рациональные методы обучения, они должны согласовываться с природой ребенка. Я.А.Коменский основательно разработал такие принципы обучения: наглядность, последовательность и систематичность, посильнисть, прочность, сознательное усвоение знаний. Все они приняты и в современной педагогике, даже с сохранением названий.

Я. А. Коменский большое внимание уделил определению новых организационных форм обучения. Основной формой обучения он считал классно-урочные занятия. Схоластическая школа не знала такой формы обучения, как урок. Средневековые занятия проходили в одной комнате одновременно со всеми учениками, несмотря на возраст и год обучения. Каждый ученик имел свой урок, который отдельно он отвечал учителю. Обучение в таких условиях было долгим и тяжелым для учеников и для учителей. Трудно переоценить большую историческую заслугу Я. А. Коменского как первого теоретика и практика классно-урочной организации обучения. Современная педагогическая наука эту теорию значительно продвинула вперед, но основа учения Коменского о классно-урочную систему осталась до сих пор. Его советы актуальны: оборудование школы должно отвечать учебным задачам; четкая регламентация времени; НЕ переобтяжування ребенка учебным материалом; точное соответствие домашних заданий том, о чем шла речь на уроке сколько классов, столько и учебных комнат; каждая комната должна иметь кафедру и достаточное количество рядов; серьезным занятием посвящается ежедневно только 4:00 и др. Итак, в дидактической системе великого чешского педагога Я. А. Коменского является значительное количество положений, которые при критическом подходе к ним, с учетом особенностей исторической эпохи, можно использовать в современной украинской школе.

Я. А. Коменский о нравственном воспитании

Вопросам нравственного воспитания посвящено произведение "Законы хорошо организованной школы". Во взглядах Я. А. Коменского на нравственное воспитание ощущается вылил христианской этики, он часто обращается к "священного писания", цитирует и пересказывает "святых отцов" церкви. Нравственные качества отчетливо изложены в его сочинении "Материнская школа": умеренность в еде и питье, опрятность, уважение к старшим, почтительность, правдивость, справедливость, благотворительность, привычка к труду, сдержанность, терпение, деликатность, готовность служить старшим, изящество манер, достоинство, выдержанность, скромность - это кодекс гуманиста и поборника общечеловеческого братства и мирного труда. Дисциплину Коменский расценивает как метод, с помощью которого только и можно достичь результатов в воспитании детей. "Школа без дисциплины есть мельница без воды", - писал Я. А. Коменский, в то же время выступая против жесткой дисциплины схоластической школы. Он предполагал телесные наказания не за неуспеваемость в учебе, а за плохое поведение ученика, за аморальные поступки, высокомерие, за упорную неповиновение, умышленно злобность, по недоброжелательность и лень - и этим он уступил средневековой школе.

Важную роль Я.А.Коменский отводит учителю, очень высоко оценивает его труд: "... они поставлены на высоко почетном месте..., им поручено прекрасную должность, выше которой ничего не может быть под солнцем". Он ставит перед учителем следующие требования: учителя должны отмечаться своей нравственностью, захватывать учеников положительным примером, быть. приветливыми и ласковыми, не отталкивать детей от себя своим строгим поведением, относиться к ученикам с любовью.

Роль учителя Я.А.Коменский преподносит до уровня высоких патриотических задач освобождения своей родины и содействие расцвета чешского народа. "Может быть для вас, - обращается Я.А.Коменский к учителям, - что-нибудь приятнее, чем то, чтобы видеть обильные плоды вашего труда?

Пусть зажгутся ваши сердца, неотступно побуждая вас, а через вас и других, беспокоиться об этом до тех пор, пока огнем этого света не загорится и не будет счастливо озарена вся наша родина ".

Прошло более 370 лет со времени выхода в свет произведений Я. А. Коменского, но все они сохраняют свое огромное значение для педагогической науки. Я. Коменский - не только история, это и наша современность, потому что его идеи, критически переосмыслены, вошли в систему украинской педагогики, украинского национального воспитания. Украинские педагоги в наследии Я. А. Коменского находят бесценный клад для творческого труда в такое сложное и ответственное время.

Какой вклад Яна Амоса Коменского в педагогику, Вы узнаете из этой статьи.

Коменский вклад в педагогику кратко

  • Является основателем научной педагогики.
  • Автор идеи систематического воспитания детей в семье. Коменский вклад в развитие педагогики нельзя переоценить, он создал понятие материнской школы. В ней детям до 6 лет родители должны предоставить возможность бегать, играть, резвиться. Необходимо воспитывать правдивость, трудолюбие, вежливость, почтительность к старшим.
  • Педагог сформулировал «золотое правило наглядности – все в мире должно восприниматься соответствующим ему органом чувства.
  • Ян Коменский является автором классно-урочной системы организации учебной деятельности. Он предложил обучение в классах проводить в постоянном составе учеников и начинать занятия 1 сентября, делить весь материал на отрезки-уроки. Делал упор на том, что каждый урок следует строить целесообразно и методически продуманно.
  • Он был первым, кто посчитал основным средством воспитания не палку, как раньше, а правильное постановление занятий и личный пример учителя. Он назвал школу «мастерской гуманности» .
  • Он придумал ввести в процесс обучения учебники и домашнее задание. Коменский первым написал учебники для изучения латыни.
  • Развил идею развивающего обучения, согласно которой развитие реализуется природными задатками и дарованиями, в соответствии с принципами природосообразности. Призывал к формированию у человека идеалов добра и общественной пользы.

Ян Амос Коменский публикации: «Письма к небу», «Разоблачение антихриста», «Великая дидактика», «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии», «Мир чувственных вещей в картинках».

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ЛИТЕРАТУРА

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась в Комну. От названия деревни и пошло название Коменский.

Мартин Коменский, его дядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна царили четкие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся им гармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение. Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет места сомнениям, тайнам и страху.

Когда Яну исполнилось десять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почти одновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первого испуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.

Осиротевшего Яна взяла к себе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городе Стражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.

В школе дела у Яна шли хорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, от этого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновенно любознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не только смотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно, что притягивал к себе учеников.

Но вскоре началась война – борьба чешских и моравских протестантов против гнета католического дворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надо идти в Нивницу.

Вернувшись в родной городок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но все тотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что прежде всего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не может справиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием его тайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать из бездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги. Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Ян хочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.

Так в 1608 году Ян становиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью и греческим языком.

Возглавлял пшеровскую школу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметил выдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Он порекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.

Коменский приезжает в Герборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцать лет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуется отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.

В академии большое влияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, который привлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этого преподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своего народа. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное и также систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя, обучая.

Отныне его задача – охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.

Он писал: “Бойтесь быть ученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передать другим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она давалась по тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.

После окончания Герборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613 году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультете Гейдельберского университета.

В 1614 году Коменский вернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовской и становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем и проповедником в Фульнеке.

Коменский вновь переживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война, которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.

В 1624 году Ян Амос обручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.

В 1641 году Коменский отправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе. В 1650 году он возвращается домой.

В 1652 году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (ему исполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.

В 1667 году значительно ухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустя какое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывала лихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он уже перестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом с ним была его заботливая и любящая жена Яна.

В 1670 году холодным ноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Его слово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет, прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.


Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся на консерватизм коллег. В их глазах все новшества ставили под угрозу реноме школы и подрывали ее авторитет среди учеников и городского общества, т.к. отвергали прежнюю методическую основу школьной системы. Та предусматривала беспрекословную дисциплину и подчинение учителю, покорное зазубривание всего, что полагалось “принимать на веру”. А Коменский выступал против отрыва теории от практики, механической зубрежки, самоцельного обучения, не связанного с воспитанием. Разве не революционным было предложение украшать стены школьных классов картинами, водить учеников в поле и лес, “играть в ремесла” при изучении латыни, разрешить школярам задавать вопросы и спорить...

По мнению Яна Амоса начинать обучение надо с первых самостоятельных шагов по земле маленького человека, с детства. “Самый передовой пост человеческого рода – у колыбели. Потому что от начала зависит все, и доброе и злое: куда и как направить человека, туда он и пойдет – за головой тело. И легче всего начинать с самого начала, иначе дело пойдет тяжко”. Уже в предшкольный период можно заложить основы познания, на которых потом будет строиться школьное и нравственное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки, от которых зависит, чтоб ребенок хорошо учился, старательно использовал свой разум в познавании мира, создал достаточный запас представлений, в который слово и понятие всегда будут связаны с конкретным образом конкретных предметов, чтобы ребенок научился понимать простейшие зависимости.

Подобное воспитание и обучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, есть возможность вводить ребенка в простейшее и в то же время в самое важное – в понимание мира. “Материнская школа” – название этого периода воспитания возникает само собой.

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А. КОМЕНСКОГО

О развитии природных дарований

… Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.

Законы хорошо организованной школы

… Учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать (т.е. учить языкам без понимания вещей) – это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение. Учить же понимать вещи, но не учить вместе с тем действовать, есть вид фарисейства: говорить, но не делать. Наконец, понимать и делать вещи, не отдавая себе, однако, отчета в пользе знания и действия, - это полуневежество. Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых в использовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должна вести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза и предупреждалось злоупотребление. Это принесет значительную пользу во всей жизни...

Законы для учителей

1. Учителями должны быть люди честный, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим. (Ничто притворное не может быть продолжительным).

2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя от скуки и отвращения они должны… остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением… Но наши полагают, что они поставлены на высоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом или, как говорит Бог у пророка, насождать небо и основывать землю, т.е. полагать основание церкви и государства...

3. И так как это столь великое дело приходится предпринимать рискованным образом с применением собственной мудрости и собственных сил, то прежде всего они смиренно предадут самих себя, свои работы и преуспеяния своих учеников...

4. Итак, ближайшая забота будет состоять в том, чтобы мощно увлекать учеников благим примером; ибо нет ничего естественнее, как то, чтобы последующие ступали по следят предыдущих и чтобы ученики воспитывались по образцу учителя. Руководство только в виде слов и предписаний обладает силой сообщить делу только весьма слабое движение. Поэтому наши учителя должны остерегаться походить на тех придорожных Меркуриев, которые показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут.

5. Так как успехи в благочестии и нравственности идут лучше, когда ум, оснащенный светом познания, умеет сделать лучшей выбор среди вещей, а познание вещей почерпается из наук, то пусть учителя помнят, что их питомцы и в этом должны быть осведомлены. А потому учителя должны знать, хотеть и уметь сделать умы всех своих учеников мудрыми, языки – красноречивыми, руки – искусными для письма и других действий, и опять-таки при помощи постоянных примеров, наставлений и практики.

6. Итак, показывай им так, чтобы они что-нибудь видели, объясняй так, чтобы они понимали, заставляй их подражать, чтобы и они также могли выражать то, что ты можешь. и как только у них явится надежда, что они могут это сделать, заставляй их повторять до тех пор, пока они не будут в состоянии делать это правильно и быстро. Итак, пусть хорошие учителя полагают, что самые маловажные обязанности – диктовать что-либо, гораздо же более важные – наблюдать, внимательны ли ученики, частным спрашиванием возбуждать силу ума, чтобы они понимали, и в процессе исправления, когда ученики сбиваются искусно исправлять.

7. Чтобы быть в состоянии выполнить все это без скуки, необходимо относиться к ученикам по-отечески, с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто бы учителя являлись родителями духовного развития учащихся. При этом они должны все делать более добродушно, нежели строго.

8. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научить чему-либо полезному. Итак, если нашим учителям придет на ум научить чему-либо хорошему, то они никогда не упустят такого случая, будет ил то в школе в присутствии все, или вне ее частным образом, с каким-либо одним, нов этом последнем случае дело происходит затем следующим образом: то, что ученик усвоил частным образом, он должен повторить в классе перед всеми с двоякой пользой, во-первых, чтобы все привыкли внимательно воспринимать также и то, что говорится кому-нибудь вне школы, и уметь передавать смысл воспринятого; во-вторых, чтобы то, что говорится кому-либо одному по какому-либо поводу, служило на пользу всем; ибо школьный учитель должен быть одинаково учителем всех.

9. Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни.

10. Каждый учитель должен в особенности иметь перед глазами цель и задачи своего класса, чтобы, хорошо зная, чего он должен достигнуть, все направлять сообразно с этим...

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

“Письма к небу” (1614 - 1620).

“Лабиринт света” (1614 – 1626).

“Рай сердца” (1614 – 1621).

“Великая дидактика”.(1633 – 1638).

“Открытая дверь к языкам” (1631).

“Материнская школа” (1632).

“Мир чувственных вещей в картинках” (1658).

“Путь света” (1641).

“Латинская граматика” (1645 - 1648).

“Новое лингвистическое пособие” (1645 – 1648).

“Справочник для учителей” (1648 – 1650).

“Идеи пакатской школы” (1649 - 1652).

“Школа всеобщей мудрости” (1649 - 1652).

“Школа – игра” (1652 – 1654).

коменский педагог


ЛИТЕРАТУРА

Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М., Просвещение, 1991.

(3 голоса : 4.3 из 5 )

Ян Амо́с Ко́менский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Он родился в семье члена общины Чешских братьев, получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой», подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. Коменский опубликовал ряд учебников. В 1650 он был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Один из таких текстов мы предлагаем нашим читателям. Несмотря на то, что он написал почти 400 лет назад, эти правила актуальны и для современных родителей и педагогов.

1. Не только хижина

Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других. Человек - более высокое создание, чем все эти животные, - должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит. Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, - от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.

Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.

2. Тройная цель

Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества:

1) Вера и благочестие.

2) Добрые нравы.

3) Знание языков и наук.

И всё это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. Прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем - к добрым нравам или добродетелям, наконец - к более полезным наукам. Чем более, однако, они могут сделать успеха в этом последнем, тем лучше.

У кого в своём доме дети предаются этим трём упражнениям, у того - рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того - храм Святого Духа, в котором он создаёт и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более блистали лучи его могущества, мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!

3. Когда начинать воспитывать

Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями Церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей.

В пределах шести лет ребёнок должен знать:

(1) Что Бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за Ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) Его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что Он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, Он примет нас на небо и пр.

В этих пределах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно довести в благочестивых упражнениях.

4. Когда начинать обучать

Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере - относится и к самому человеку. У него мозг, воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью.

Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов». Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.,- должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом.

Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.

Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте.

5. О здоровом теле

Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо Бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым. Так как дети трудиться ещё не могут и не умеют изливать мольбы к Богу, то за них должны это делать родители, стараясь питать и воспитывать (во славу Божию) тех, кого они произвели на свет.

Но прежде всего, так как обучать детей можно только в том случае, если они будут живы и здоровы (ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха), то первая забота родителей – оберегать здоровье детей.

6. Семья

Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.

7. Укреплять интерес

Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.

Например, на первом году настроение у них подымается движением колыбели, движением рук, пением, щелканьем трещотки, ношением по двору или по саду, или даже поцелуями, объятиями, лишь бы всё это происходило осмотрительно. На втором, третьем, четвёртом и т. д. году это происходит благодаря приятной с ними или между ними игре, беганию в разные стороны, преследованию, слушанию музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисованию и т. д.

И чтобы сказать вкратце, ребёнку ни в каком случае не нужно отказывать в том, что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам.

8. Дети должны быть заняты

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы всех игр (ведь заниматься серьёзным они ещё не могут).

9. Научить ребёнка молчать

Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.

Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое - говорить и молчать - является основой и украшением всего нашего разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим.

Итак, родители должны приучать детей к молчанию во время молитвы и богослужения (как дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, шум не должны быть ими позволяемы в это время. Также должны они научиться молча выслушивать какие-либо приказания отца или матери.

Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить всё, что подвернётся на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Однако, как я всегда подчёркиваю, - насколько позволяет возраст, на это разумные родители должны обращать серьёзное внимание.

10. Образование для всех

В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.

Потому что всех должно образовывать по образу Божьему.

Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.

У Бога нет лицеприятия - не раз свидетельствует Он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, Который хочет, чтобы все, на ком Он начертал свой образ, Его познавали, любили и восхваляли.

Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

11. Развивать имеющееся

Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего.

12. Самый действительный путь

Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.

13. Кого учить?

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.

14. В школах

Во всех случаях без исключения нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни при посредстве наук и искусств:

I. Развивались способности.

II. Совершенствовались языки.

III. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями.

IV. Бог искренно почитался.

15. Как пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению

Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством.

Родителями.

Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренно полюбят и науку и самого учителя.

Учителями.

Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами; если учителя советуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать: оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, – словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.

16. Не перегружать

Учитель должен учить не столько, сколько может, а сколько ученик может освоить.

17. Порядок

Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Я.А. Коменский был основоположником педагогики нового времени. Он не только создавал общую систему привычного нам образования, но и занимался ее детальной проработкой. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.

Из этих научно-методологических посылок напрямую вытекает педагогический метод Яна Амоса Коменского. Он изгоняет из своей школы косность, тупую зубрежку и равнодушие учеников. Вместо этого Коменский отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли.

Я.А. Коменский требует демонстративности при объяснении вещей, при их изложении, а это - не что иное, как наглядность. Кроме того, он требует обоснования, опирающегося на причины и их ближайшие следствия. Одним словом, главное, необходимое состоит в том, чтобы вещи изучались (познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам. Отличительной чертой педагогических воззрений Я.А. Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» - «Всеобщим воспитанием», где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

Через все педагогические сочинения Я.А. Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Я.А.Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы.

Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в «Великой дидактике». «плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым. Я.А. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

Детство - от рождения до 6 лет включительно,

Отрочество - от 6 до 12 лет,

Юность - от 12 до 18 лет,

Возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость- развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Я.А. Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Я.А. Коменский исходил из своих философских воззрений - из сенсуализма - и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук.

Следуя сенсуалистической философии, Я.А. Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию- путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Я.А. Коменский противопоставил требование сознательности учения.

Я.А. Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.

В связи с этим опять можно вспомнить принцип природосообразности. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский выдвинул такие основоположения:

  • - природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;
  • - всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным;
  • - природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;
  • - начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

Ценные указания дал Я.А. Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Обучение, вне всякого сомнения, должно быть посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Я.А. Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы сначала буквы и слоги, затем слова, фразы, и лишь как завершение брались за целую работу.

Я.А. Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении», - писал он.

В педагогике Я.А. Коменского видно место уделяется роли учителя. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям.

Слова Я.А. Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально:

«Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни».

С точки зрения, Я.А. Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей. В качестве последнего наставления учителям Я.А. Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Я.А. Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.

Средствами нравственного воспитания Я.А. Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Я.А. Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением». Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть.

«Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни». Однако, при многообразии людей и их занятий, редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями...»

Здесь следует подчеркнуть, что Я.А. Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод, что основную роль в воспитании детей играют именно родители.

Надо сказать, что следуя Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. «Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя». Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Коменский в «Великой дидактике» создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

«В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течении всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого просмотра всего того, что подлежит изучению». Далее Я.А.Коменский приводит список предметов, которые, по его мнению, необходимо изучать в материнской школе. Но здесь надо оговориться, потому что, эти предметы не являются предметами как таковыми, а скорее являются их зачатками.

Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но, не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем и является основой метафизики.

В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.

Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр.

Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.

Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр. А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности и пр. То есть мы видим, что в материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке - это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.

Школа родного языка, по Я.А. Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.

Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые «свободные искусства» (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.

Я.А.Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Я.А. Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей «академии»: богословский, юридический и медицинский.

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17-18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Я.А. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран. Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Я.А.Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до «Великой дидактики», но впервые в истории человечеств Я.А. Коменский свел воедино все эти педагогические методы.

В развитии педагогики Я.А. Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два с половиной столетия спустя.

Со второй половины 19 века значение Я.А. Коменского стало все более уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России).

Педагогическая теория Я.А. Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.