Презентация на тему наши предки. Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)

Презентация на тему наши предки. Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)








Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.




При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.


Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.






Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.




Листья ананаса - Вьетнам. Эйхорния - водный гиацинт (сорняк, разрастается в пресноводных водоемах) - Индия. Отходы тростника - Куба. Древесные листья – Венгрия. Из ревеня – лист бумаги – школьница из Дании. Макулатура – старые, ненужные газеты и другая бумага. Новая бумага из макулатуры очень прочная, красивая, белого цвета, а самое главное – она позволит сберечь огромное количество первосортной, прежде всего хвойной древесины.


ВЫВОДЫ: 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.


ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.



На какие вопросы мы ответим

Какие?

(Кто были наши далекие предки?)

(Где они жили?)

(Какие они были?)

(Как вели своё хозяйство?)


Задание 1:

Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

В слове « предки ».

Корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами.


В слове « современники »

Корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

В слове « потомки »

Корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас.









...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.



Слайд 2

Цель:

  • формировать у учащихся интерес к изучению прошлого своей Родины;
  • воспитывать у детей эмоциональ - оценочное отношение к действительности, развивать кругозор, мышление, воображение.
  • Слайд 3

    А преданья старины
    Забыватьмы не должны
    Слава нашей стороне!
    Слава нашей старине!

    Времена теперь другие,
    Как и мысли и дела-
    Далеко ушла Россия
    От страны какой была.

    Умный сильный наш народ
    Далеко глядит вперед,
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.

    Слайд 4

    История вокруг нас

    Жизнь наших предков изучает наука история. Все то, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками.

    Слайд 5

    Письменные источники

    Бесценны старинные рукописные и печатные книги, письма, воспоминания,хозяйственные записи людей, указы правителей. А также - летописи: рукописные книги, в которых описывали жизнь наших предков и известные им события по годам-летам.

    Это надписи, дающие возможность изучать события прошлого.

    Старинные надписи и рисунки находят на посуде, монетах, оружии, на стенах древних строений и пещер.

    Слайд 7

    Устное народное творчество

    Устное народное творчество

    Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память. Она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, которые передаются через песни, сказания, предания – то, что называется устным народным творчеством. Источником исторических знаний является и твой родной язык.

    О прошлом народа можно узнать из устных преданий, былин, сказок, песен, поговорок.

    Слайд 8

    Как наши предки осваивали природу

    Чтобы выжить, наши предки приспосабливались к природным условиям. Они охотились и бортничали. Охотились с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали каменные топоры и пращи-ремни для метания камней.

    Слайд 9

    • Из стеблей трав шили легкую одежду.
    • Из дикого льна, конопли, крапивы получали тонкие и прочные волокна.
    • Из нитей ткали полотно.
    • Выбеливали его под солнечными лучами.
  • Слайд 10

    Священным был у наших предков ОГОНЬ.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Чему поклонялись наши предки

    И наступил 980 год. На киевский престол взошел молодой князь Владимир. И повелел он установить на холме возле княжьего двора идолов деревянных, тем самым признав на великой Руси Пятибожие.

    Слайд 13

    Бог Солнца - Даждьбог

    Бог Солнца - Даждьбог

    Слайд 14

    Бог ветра - Стрибог

    Ветер, ветрило,
    Из семи-старший брат,
    Ты не дуй со гнилого угла,
    Ты полей дождем с запада.
    Ты подуй-ка теплым теплом,
    Сослужи службу роду нашему,
    Пригони дожди добрые,
    Пахарям – радость,
    А тебе буйному – на славу!

    Слайд 15

    Перун – бог грозы и грома

    Перун – бог грозы и грома

    Слайд 16

    Бог земли – кормилицы Мокоша

    Бог земли – кормилицы Мокоша

    Слайд 17

    Использовали наши предки и обереги от разных несчастий.

    Слайд 18

    Одежду, предметы быта украшали знаками Солнца, земли, растений

    Верили в добрых и злых духов.

    Соглашение

    Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

    Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

    Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

    Запрещается использовать чужие данные;

    Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

    Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

    1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

    1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

    1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

    4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

    4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

    4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

    4.4. Угрозы в адрес участников форума.

    4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

    4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

    4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

    4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

    5.1. Мат и ненормативная лексика.

    5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

    5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

    5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

    5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

    5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

    5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

    5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

    5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

    5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

    6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

    6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

    6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

    6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

    6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

    6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

    7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

    7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

    7.4. Удаление учетной записи.

    7.5. Блокировка IP.

    8. Примечания

    8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

    8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

    8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

    8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

    9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

    Марина Катакова
    Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)

    Цель занятия : Формировать представление о жизни древних славян.

    Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету . Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле. Продолжать знакомить с традициями русского народа. (Рассказать детям об обрядах, связанных со сбором урожая на Руси и выпечкой первого хлеба нового урожая). Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.

    Оборудование : подбор иллюстраций, презентация по теме.

    Ход занятия.

    Приветствие : Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся с вами в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки , узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались . Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

    Слушаем. Славяне – это обширная группа племен и народов , принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык, был очень похожим. Жили славяне племенами . Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. (Показ слайда)

    Поселение. (Показ слайда) . Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота.

    Жилище и быт . (Показ слайда) . Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» , это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

    Позже строились избы. Посмотрите, вот изба (Показ слайда) . В таких избах много лет назад жили наши предки . Изба сделана из дерева, какая она красивая! В избе находилась самая большая комната, которая называлась хатой. На самом почетном месте в хате был Красный угол, там располагались иконы. Перед иконами семья молилась. Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлебы, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали. В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди всё делали все своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов. В нашей хате есть полочки красоты. На них стоит красивая посуда и игрушки, сделанные и расписанные народными мастерами. Рассматривание игрушек : богородские, городецкие, дымковские. Люди делали посуду и игрушки тоже сами. Раньше были очень большие семьи, но все жили дружно и весело , любили друг друга. Старшие любили детей , учили их всему доброму. А младшие почитали своих родителей, дедушек и бабушек, слушались их.

    Чем занимались древние славяне? (Показ слайда) .

    Занятия древних славян :

    Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда) .

    Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда) . Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

    Охота – в лесах много всяких зверей : медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом . (Показ слайда) .

    Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы ) .

    Так же занимались славяне строительством.

    Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда) .С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

    Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда) .

    Земледелие было самым главным занятием . (Показ слайда) .

    Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

    – Как вы думаете, почему?

    Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной.

    Отгадайте загадку : «Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». Правильно, хлеб. Ставлю на стол каравай : «Вот он Хлебушек душистый!

    Вот он теплый, золотистый.

    В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел!

    В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

    В нем - земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

    Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»

    Хлеб называли «жито» – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы :

    Хлеб – всему голова.

    Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать. Слава хлебу на столе!

    Посевная работа начиналась с чего? Правильно, землю надо было вспахать Что делали далее? (сеяли) . К этому событию особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Из лукошка разбрасывали семена. Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно , с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна. Куда увозили очищенные зерна? (на мельницу) Куда увозят муку? (на хлебозавод) А что делают из муки на хлебозаводе? (Пекут хлеб, вкусные булочки, бублики, пирожки)

    Вот какой долгий и трудный путь от зернышка до каравая. Теперь мы знаем, как достается хлеб и сколько для этого требовалось терпения, труда, мудрости. Считалось большим преступлением бросить даже его маленькую крошку хлеба. «Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать» . После сбора урожая пекли особый каравай. Каравай всегда был круглый, как Земля. Каравай обязательно ломали (показ) . Первый кусочек назывался зачин, и его клали под икону, так благодарили Бога, за хороший урожай. Второй кусочек клали на окно, угощая умерших родственников. Третий кусочек старшему в семье . Четвертый - гостям. А остальное делили между взрослыми и детьми, (отламываю детям по кусочку) Крошки относили птичкам, чтобы они были сытые и веселые, уничтожали вредных насекомых. На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Народ говорил :

    «Хлеб - всему голова!» А какие пословицы о хлебе знаете вы? Без хлеба нет обеда. Хлеб на стол - так и стол престол. Хлеб батюшка – вода матушка. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

    «Труд земной и орудия труда» . Найди соответствие между перечисленными занятиями и орудиями труда . Соедини линией.

    Ткачество Прялка

    Кузнечное дело Молот

    Плотничество Коса

    Пахота Топор

    Жатва Плуг

    Сенокос Серп

    Во что верили древние славяне? (Показ слайда) Богов было много. Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники (Ивана Купала 23-24 июня)

    – Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке )

    – Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

    Вера древних славян

    – Какой главный бог? (Перун)

    Перун. (Показ слайда) . Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. (Показ слайда) .

    Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

    Сварог. (Показ слайда) . Бог неба ("сваро" – небо) . Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

    Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. (Показ слайда) .

    Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними. (Показ слайда)

    Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы. (Показ слайда) .

    Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае. (Показ слайда)

    Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа.

    – В каких фантастических существ верили славяне?

    Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

    Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом. (Показ слайда)

    Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки. (Показ слайда)

    Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку. (Показ слайда)

    Беседуем :

    Кто такие славяне? Подумайте, на какое слово похоже (от них ведет начало русский народ. «Славяне» похоже на слово «слава» , а это значит, что славяне – это славный народ).

    Какие были древние русичи? (Русичи были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).

    Расскажите о домах славян.

    Из чего строилась изба?

    А где находилась хата?

    Какое место выбирали для поселения?

    Что держали рядом с домом?

    Каково было убранство дома древних славян?

    Зачем нужна в доме печь?

    Из чего была сделана одежда славян?

    Чем занимались древние славяне?

    Как нужно относиться к хлебу?

    Что вы запомнили о богах и духах славян?

    Обобщаем : В избе была большая комната-хата, где жила большущая семья : и папа, и мама, и дедушки, и бабушки, и дяди, и тети, и много – много ребятишек. В хате в переднем углу находился Красный угол с одной или несколькими иконами, где вся семья молилась, наши предки были православными . В углу хаты располагалась большая печь. Печь давала тепло, кормила семью. На печи спали дети и бабушки, лечили заболевших, детям рассказывали сказки. В хате ночью спали на лавках, сундуках, полатях и даже на полу, т. к в семья была очень большая. Древние славяне занимались : рыболовством, собирательством, охотой, бортничеством,

    скотоводством, гончарным делом – изготавливали глиняную посуду и земледелием. Верили разным богам и духам.

    Играем : «Я вижу красоту!» (Дети называют предметы , которые им понравились в хате) . Хоровод «Каравай»

    Творим, рисуем, радуемся. Раздаю детям раскраски о жизни славян.

    Прощалочка : Мир, любовь, добро – мальчикам. Кланяются мальчикам

    Мир, любовь, добро – девочкам. Кланяются девочкам.

    Мир, любовь, добро – всем взрослым. Все кланяются.

    Мир, любовь, добро - всем людям на земле. Ручки вверх.

    «Какое у тебя настроение?» (Выбрать пиктограмму, соответствующую своему эмоциональному настроению)